Как работать над самостоятельным исследованием или проектом по литературе
1. Выбрав тему исследования, внимательно прочитайте ее формулировку. Убедитесь в том, что вы понимаете предложенную вам познавательную проблему. Помните, что главным требованием к научно–исследовательской работе является глубина понимания проблемы.
2. Определите цели и задачи своего исследования. Цель – это конечный результат деятельности. Задачи – это средства и специальные действия, направленные на достижение цели.
3. Подберите необходимую литературу для работы: тексты художественных произведений и литературоведческие работы по теме исследования (см. список рекомендуемой литературы в приложении II).
4. Продумайте план вашей работы.Помните о последовательности и связности изложения своих мыслей.
5. Проведите реферирование выбранных вами литературоведческих работ. Реферирование – это отбор и обработка информации, содержащейся в тексте.
6. Сформулируйте свою позицию по предложенной проблеме.
7. Обоснуйте свои рассуждения примерами из текста художественного произведения. Используйте разные формы привлечения текста: цитаты, комментарий и интерпретация фрагментов, краткий пересказ, ссылки на текст и т.п.
8. Четко сформулируйте результаты своих наблюдений, сделайте выводы, ответьте на поставленный в теме исследования проблемный вопрос.
9. Помните, что в исследовательской работе по литературе необходимо продемонстрировать владение теоретическими знаниями, уметь использовать литературоведческие термины при анализе текста.
|
|
10. Убедитесь, что в вашей работе отсутствуют речевые, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки.
Приложение II
Список литературы, рекомендуемой для выполнения самостоятельных исследовательских или проектных работ:
Творчество А.С.Пушкина
· Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.
· Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.
Творчество М.Ю.Лермонтова
· Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. М., 1973.
· Нейман Б.В. Михаил Юрьевич Лермонтов. М., 1973.
· Висковатов П.А. М.Ю.Лермонтов: Жизнь и творчество. М., 1987.
Творчество С.А.Есенина
· Прокушев Ю. Сергей Есенин: Очерк жизни и творчества. М., 1976.
· Прокушев Ю. Сергей Есенин: Образ. Стихотворения. Эпоха. М., 1986.
· Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1989.
Творчество В.В.Маяковского
· Перцов В. Маяковский: Жизнь и творчество. М., 1976.
· Карабичевский Ю. Воскресение Маяковского. М., 1990.
· Михайлов А. Мир Маяковского. М., 1990.
Творчество А.А.Блока
· Долгополов Л.К. Блок. Личность. Творчество. Л., 1980.
· Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. СПб, 1999.
|
|
Творчество А.А.Ахматовой
· Жирмунский В.М. Творчество Ахматовой. Л., 1973.
· Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой. М., 1997.
· Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. М., 1997.
Творчество Б.Л.Пастернака
· Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.
· Баевский В.С. Б.Пастернак – лирик: Основы поэтической системы. Смоленск, 1993.
Творчество Н.А.Заболоцкого
· Турков А. Николай Заболоцкий. М., 1984.
· Македонов А. Николай Заболоцкий: Жизнь. Творчество. Метаморфозы. Л., 1987.
Поэзия второй половины XX века
· Михайлов А. Поэты и поэзия. М., 1978.
Творчество А.С.Грибоедова
· Медведева И.Н. «Горе от ума» Грибоедова. М., 1974.
· Проскурина В.Ю. Диалоги с Чацким // «Столетья не сотрут…». М., 1989.
· Коровин В.И. Грибоедов в жизни и творчестве. М., 2001.
Творчество Н.В.Гоголя
· Бочаров С.Г. О стиле Гоголя // Бочаров С.Г. Типология стилевого развития нового времени М., 1976.
· Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М., 1979.
· Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1996.
Приложение III
Словарик литературоведческих терминов
Аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ
Аллитерация – звукоподражание, основанное на повторении согласных звуков. Например, повторяющийся звук «р» создает эффект карканья:
|
|
Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит…
(А.С.Пушкин)
Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер с ударением в стопе на втором слоге (È ―È)
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел…
(М.Ю.Лермонтов. «Ангел»)
Анапест – трехсложный стихотворный размер с ударением в стопе на третьем слоге (È È ―)
Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом…
(Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»)
Анафора – одинаковое начало строк в стихотворении
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянна младость,
Где легкокрылая мне изменила радость.
(А.С.Пушкин. «К морю»)
Антитеза – художественный прием, основанный на резком противопоставлении тем, образов, понятий, придающий эмоциональную выразительность идее произведения.
Баллада – поэтический жанр. Сначала песня танцевального, хороводного характера, на любовный сюжет. Позднее – лиро-эпическое произведение. (В.А.Жуковский. «Лесной царь»)
Дактиль – трехсложный стихотворный размер с ударением в стопе на первом слоге (― ÈÈ).
|
|
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
(Н.А.Некрасов. «Железная дорога»)
Драма – литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, предназначенное для постановки в театре
Завязка – сюжетный эпизод, задающий начало конфликту. В завязке обозначается главное противоречие сюжета, из которого развивается действие
Композиция – расположение элементов сюжета относительно друг друга
Конфликт – столкновение, на основе которого строится развитие сюжета. Особенно важное значение конфликт имеет для сюжета в драме и обнаруживается благодаря драматургическому действию
Кульминация – высшая точка развития действия. Кульминация является самым напряженным моментом в сюжете
Лирический герой – герой лирического стихотворения. Лирический герой – образ многомерный, он собирается из множества оттенков отношения поэта к миру: его чувств, переживаний, размышлений. Характер лирического героя формируется во всей поэзии художника, от первого до последнего его стихотворения.
Лирическое стихотворение – небольшое по объему поэтическое произведение, цельность, красоту и мелодичность которому дают ритм и рифма
Лирическое послание – стихотворение, написанное ф форме обращения к кому-либо (Пушкин «Няне, «И.И.Пущину»).
Метафора – употребление слова в переносном значении. Например: «звучал булат, картечь визжала» (М.Ю.Лермонтов. «Бородино»)
Метр – регулярное чередование ударных и безударных слогов в стихотворной строке.
Монолог – речь героя, не прерываемая чужими репликами, обращенная к самому себе, другим героям или читателям
Олицетворение – вид метафоры, наделение неодушевленных предметов свойствами живых существ, например, способностью говорить, мыслить и чувствовать. Например о цветах колокольчиках: «что глядите на меня...», «о чем звените вы...», «головой качая» (А.К.Толстой «Колокольчики мои»)
Параллелизм – художественный прием, основанный на сходстве, общности характерных черт сопоставляемых образов. Например, душевные переживания героини передаются через образы зимней стужи:
Житейский вихрь ее терзал
И сокрушительным набегом,
Свистя и воя, струны рвал
И заносил холодным снегом.
(А.К.Толстой «Не ветер, вея с высоты...»)
Развязка – исход событий, разрешение противоречий, определивших конфликт
Рефрен – регулярно повторяющееся в поэтическом произведении слово или фраза
Ритм – регулярное чередование в стихотворной строке различных элементов: звуков, слогов и их сочетаний.
Рифма – звуковой повтор окончаний поэтических строк. Кольцевая рифма – первая и последняя строки имеют одинаковую рифму. Парная рифма – строки в середине строфы, имеющие одинаковую рифму. Например:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой. (М.Ю.Лермонтов)
Романс – музыкальный жанр, объединяющий поэзию и музыку, небольшое стихотворное и музыкальное произведение для сольного пения с музыкальным аккомпанементом.
Символ – образ, максимально обобщенно выражающий идею какого-либо события или явления
Сонет – стихотворение-размышление, состоящее из 14 строк, расположенных по определенной схеме рифмовки.
Сюжет – совокупность событий произведения, действий и поступков героев, изображенных в нем
Сравнение – средство художественной выразительности, при котором одно явление или понятии проясняется путем сопоставления его с другим. Например: «Как пир на празднике чужом» (М.Ю.Лермонтов «Дума»)
Стихотворные размеры – разные типы чередования слогов, частные случаи метра. Бывают двух и трехсложные размеры.
Стопа – единица метра, ритмическая единица длины строки, регулярное повторение сочетания ударных и безударных слогов. Ударный слог обозначается чертой (―), безударный – нижним полукругом (È).
Строфа – строки, фрагмент стихотворения, объединенные общей рифмовкой и представляющие собой единое целое.
Хорей – двухсложный стихотворный размер с ударением в стопе на первом слоге (― È).
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
(А.С.Пушкин. «Зимний вечер»)
Элегия – древний лирический жанр, стихотворение грустного содержания. (В.А.Жуковский. «Сельское кладбище»)
Ямб – двухсложный стихотворный размер с ударением в стопе на втором слоге (È ―).
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
(Ф.И.Тютчев. «Весенние воды»)
Содержание
Введение
Есть ли герой в лирическом стихотворении? <это название раздела>
Герой в лирическом стихотворении ………………………………………………………………..
А.С.Пушкин ……..……………………………………………………………………………
Любовная лирика А.С.Пушкина периода 1825-1830 годов: К *** («Я помню чудное мгновенье»), «На холмах Грузии…», «Я вас любил», «Жил на свете рыцарь бедный», «Мадонна» ……………………………………………………….
М.Ю.Лермонтов .……………………………………………………………………………..
Философская Лирика М.Ю.Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива…», «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…» …….……………….
С.А.Есенин ……..…………………………………………………………………………….
Лирика С.А.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» …………………………………………………………………………….
В.В.Маяковский ……………………………………………………………………………...
Поэзия В.В.Маяковского: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Прозаседавшиеся» ..……………………………….
А.А.Блок ……………………………………………………………………………………...
Поэзия А.А.Блока: «Девушка пела в церковном хоре», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Родина» …………………....……………………………….
А.А.Ахматова ………………………………………………………………………………...
Лирика А.А.Ахматовой: «Песня последней встречи», Я научилась просто, мудро жить…», «Я пришла к поэту в гости…» …...……………………………….
Б.Л.Пастернак….……………………………………………………………………………...
Лирика Б.Л.Пастернака: «О, знал бы я, что так бывает…», «Быть знаменитым некрасиво…» ………………………………………..……………………………….
Н.А.Заболоцкий ……………………………………………………………………………...
Лирика Н.А.Заболоцкого: «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться»
Поэзия второй половины XX века ..………………………………………………………...
Поэзия ..……………………………….
Типы героев лирических стихотворениях …………………………………………………………
Учимся работать с научной литературой:А.А.Блок. О назначении поэта ..…………………
Внеклассное чтение: В.С.Высоцкий, Б.Ш.Окуджава ………….....……………………………..
Зачем и для кого писатель создает литературное произведение? <это название раздела>
Читатель литературного произведения ………………………………………....………………
А.С.Грибоедов …. ……………………………………………………………………………
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» …………………………………………..
Жанр и стиль комедии «Горе от ума» ………………………………………..
Конфликт комедии …………………………………………………………….
Система персонажей ………………………………………………………….
Язык и стих комедии ………………………………………………………….
А.С.Пушкин ………………………………………………………………………………….
Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель» ……………………..………..
Композиция и сюжет повести ………………………………………………
Н.В.Гоголь ………...………………………………………………………………………….
Повесть Н.В.Гоголя «Шинель» ……………….…………………………………….
Сюжет и социальная проблематика повести ………………………………...
Главный герой и нравственная проблематика повести ……………………..
Стиль повести ………………………………………………………………….
Восприятие литературного произведения ………………………………….………………………...
Учимся работать с научной литературой: И.А.Гончаров. Мильон терзаний. ……..…………
Внеклассное чтение: Ф.М.Достоевский. Повесть «Белые ночи» ……………..………………..
Приложение I. Как работать над самостоятельным исследованием или проектом по литературе ………………………………………………………………………………………..
Приложение II. Список литературы, рекомендуемой для выполнения самостоятельных заданий-проектов …………………………………………………………………………………..
Приложение III. Словарик литературоведческих терминов ……………………………………
[1] Свет небес, святая роза! (лат.)
* РСДРП(б) – российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков).
[2] «Сбросить с корабля современности» – неточная цитата из декларации «Пощечина общественному вкусу» группы поэтов и художников кубофутуристов, в которую входили А.Бурлюк, А.Крученых, В.Маяковский, В.Хлебников. В своей декларации кубофутуристы призывали «Бросить Пушкина, Достоевского, тостого и проч. с Парохода современности».
[3] Пикет – название карточной игры.
[4] Цугом – то есть лошади запряжены парами одна за другой.
[5] …тупеем не кивнут. – Тупей – старинная прическа.
[6] Вельможа в случае… – то есть в милости, фаворит.
[7] Куртаг – приемный день во дворце.
[8] Карбонари – члены тайного революционного общества в Италии начала XIX века.
[9] Времен Очаковских и покоренья Крыма… – взятие турецкой крепости Очаков и присоединение Крыма к России произошли в 1783 году.
[10] Нестор – здесь руководитель, предводитель, глава.
[11] И дым Отечества нам сладок и приятен! – цитата из стихотворения Г.Р.Державина «Арфа».
[12] Нарастая (ит.).
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!