Кто является главным героем повести? Почему она названа «Шинель»? Аргументируйте свой ответ. 13 страница



Безусловным достижением стихотворной речи комедии стала его афористичность. Предвидение Пушкина, что половина стихов комедии должна «войти в пословицу», сбылось. Для нас сейчас выражения «счастливые часов не наблюдают», «блажен, кто верует, тепло ему на свете», «служить бы рад, прислуживаться тошно» и множество других звучат так привычно, что мы подчас и не вспоминаем, каким образом они попали в нашу речь. В стихотворных афоризмах сказался огромный талант Грибоедова и его глубокое знание людей и жизни.

 

Б

1. Покажите, анализируя текст комедии, как речь персонажей отражает особенности их личности и характера.

2. Как в комедии, написанной стихами, автору удается передать особенности разговорной речи?

3. Какие афоризмы из текста комедии вам запомнились? Попробуйте создать словарь афоризмов пьесы «Горе от ума»

 

Е

Позицию кого из критиков в оценке образа Софьи вы разделяете? Организуйте дискуссию. При подготовке к дискуссии разелитесь на группы и подберите аргументы (основанные на анализе текста), подтверждающие одну из позиций:

- «Софья безнравственная, злая, капризная».

- Это образ «девушки сильной, горячей, свободной и гордой».

- В Софье «смесь хороших инстинктов с ложью».

-  «Софья – человек лагеря Чацкого, который в силу сложных причин движется от передового лагеря к лагерю «староверов».

Обобщите результаты обсуждения.

2. Объясните, почему Грибоедов отказался от первоначального варианта названия пьесы «Горе – уму».

 

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ:

· Д.И.Фонвизин и А.С.Грибоедов: традиции и новаторство.

· Чацкий и Дон Кихот.

· Образ молодого дворянина в произведениях А.С.Пушкина и А.С.Грибоедова.

 


Александр Сергеевич Пушкин

Портрет

(1799-1837)

АI. Исследователь творчества А.С.Пушкина так характеризовал характеризующего «Повести Белкина»: «Основная тема этих повестей — тема судьбы». Согласны ли вы с утверждением исследователя? Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на этот вопрос.

II. Размышляя над высказыванием исследователя, найдите в материалах раздела ответы на вопросы:

· Каковы основные философские темы повести «Станционный смотритель»? Какую из них вы назвали бы главной? Обоснуйте свою позицию.

· Толковый словарь дает следующие определения слова «судьба»: 1) стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий; 2) участь, доля, жизненный путь. В каком значении вы будете употреблять это слово, отвечая на поставленный вопрос? Аргументируйте свою позицию.

· С кем из героев повести и как именно связана тема судьбы? Подтвердите свою точку зрения примерами из текста повести.

-----------------------

 

8 сентября 1826 года Пушкин по царскому повелению приезжает в Москву после окончания шестилетней ссылки поэта. Сразу после дороги Пушкин был доставлен в кабинет Николая I. Аудиенция императора длилась необычно долго, столько времени не уделялось даже приближенным сановникам. Длительный разговор государя с первым поэтом России объяснялся недавними потрясениями в стране и необходимостью для Николая I привлечь Пушкина на свою сторону. События последних лет навсегда подорвали доверие между самодержавной властью и российскими подданными: восстание декабристов 14 декабря 1825 года, привлечение к следствию 579 обвиняемых и подозреваемых в заговоре, суд над 121 «государственным преступником», повешение 5 декабристов 25 июля 1826 года.

Позиция Пушкина в отношении декабристов, его симпатия и сострадание к ним была твердой и неизменной, тем не менее государь дал прощение поэту и обещал быть его личным цензором. Пушкин вышел от царя обнадеженным, веря в его добрые намерения и возможность сотрудничества. Но как показало время, опека Николая I вылилась в унизительный надзор. В последующие годы свобода перемещения Пушкина была ограничена: ему не раз отказывают в поездках за границу. Творчество поэта оказалось в центре внимания секретного отделения жандармерии, возглавляемой ее шефом графом А.Х.Бенкердорфом, доверенным сановником Николая I. Пушкин мечется между Петербургом, Михайловским, Москвой. Именно в эти годы он пишет ряд стихотворений о роли поэзии и поэта, в которых отражаются его сложные отношения с властью и обществом: «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Арион» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830).

После возвращения из ссылки в 1826 году творчество Пушкина обогащается прозой: помимо работы над романом в стихах «Евгений Онегин», сочинения поэм и стихотворений, он обращается к исторической прозе. Писатель серьезно изучает историю и современность. В 1829 году он совершает поездку на Кавказ – в Тифлис, Карс, Арзрум, он проехал и далее в действующую армии, посещая места, где в те годы были особенно напряженными отношения России с сопредельными государствами. В следующем году впечатления Пушкина были отражены в очерке «Военно-Грузинская дорога», а через несколько лет писатель подготовил отдельную книжку «Путешествие в Арзрум».

6 мая 1830 года состоялось знаменательное событие, по своему значению для личной судьбы Пушкина превосходящее все остальные в его жизни, - помолвка с Натальей Николаевной Гончаровой, одной из самых блистательных красавиц того времени. 3 сентября этого года Пушкин уже будучи женихом приезжает в Болдино, где его три месяца удерживает карантин, установленный в связи с эпидемией холеры. Так началась знаменитая Болдинская осень.

Один из авторитетных исследователей творчества Пушкина, Ю.М.Лотман. так описывает созданное писателем в пору Болдинской осени: «Соединение тишины и досуга, необходимых для раздумий, и тревожного веселого напряжения, рождаемого чувством приближения грозных события, выплеснулось неслыханным даже для Пушкина, даже для его «осенних досугов», когда ему бывало «любо писать», творческим подъемом. В сентябре были написаны «Гробовщик» и «Барышня-крестьянка». Завершен «Евгений Онегин», написана «Сказка о попе и работнике его Балде» и ряд стихотворений. В октябре – «Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Домик в Коломне», две «маленькие трагедии» - «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сольери», писалась и была сожжена десятая глава «Евгения Онегина», создано много стихотворений, среди них такие, как «Моя родословная», «Румяный критик мой…», «Заклинание», ряд литературно-критических набросков. В ноябре – «Каменный гость» и «Пир во время чумы», «История села Горюхина», критические статьи. В Болдинскую осень пушкинский талант достиг полного расцвета».

Б

1. Расскажите, как отношения с императором Николаем I отразились на жизни и творчестве Пушкина?

2. Как вы думаете, почему, вернувшись из ссылки, Пушкин начал писать прозу? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Какую роль в творческой истории Пушкина сыграла Болдинская осень?

 

Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

«Повести Белкина» являются первым доведенным до конца и напечатанным прозаическим произведением Пушкина. Именно «Повести Белкина» считаются началом новой русской прозы, вышедшей из прозаической литературы Карамзина и других русских писателей рубежа XVIII – XIX  веков.

В качестве повествователя Пушкин выбирает некоего Ивана Петровича Белкина, фигуру вымышленную, выступающую в роли так называемой «литературной маски». Писатель прибегает к этому приему, чтобы представить рассказываемое не с позиции авторитетного и умудренного писателя, а из уст человека, близкого читателю, одного из них: помещика, «искреннего друга и соседа по поместьям», неважного хозяина, простодушного, «кроткого и честного», - словом обычного русского поместного барина. Поэтому истории, поведанные в повестях, изложены бесхитростно, то есть без авторской оценки и обобщений, а как события, произошедшие в жизни. Произведение вышло в свет в октябре 1831 года под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.»

События в «Повестях Белкина», несмотря на их кажущуюся обыденность, образуют сюжеты, типичные для мировой литературы: все они касаются главных вопросов человеческой жизни. , в разработке сюжетов Пушкин описался на библейские истории и мотивы, что проявилось в «Метели» и «Станционном смотрителе», а также на достижения литературы, как, например, повесть «Барышня-крестьянка» содержит черты конфликта «Ромео и Джульетты» Шекспира и «Бедной Лизы» Карамзина. Счастливый финал «Барышни-крестьянки» говорит о стремлении Пушкина найти положительное разрешение для трагических ситуаций, порождающих любовный конфликт в литературных произведениях.

Первоначально Пушкин расположил повести в таком порядке, намереваясь их так публиковать: «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель». В таком расположении обнаруживаются мысли автора о протекании жизни человека, но в связи со своей личной судьбой. Так, в повести «Гробовщик» рассказывается об итоге прежней жизни перед изменением самой жизни – переезде, а для Пушкина – женитьбы. «Станционный смотритель» посвящен и извечной драматической ситуации:жизнь неумолимо продолжается, идет вперед, к горести одних, радости молодых. В повести-водевиле «Барышня-крестьянка» силен заряд веселого оптимизма, и любовь торжествует над заблуждениями и ошибками отцов, ограничениями окружающего мира. «Выстрел» рисует мрачную, безрадостную судьбу человека, подчинившего свою жизнь ревности и мести. Повесть же «Метель» выражает веру Пушкина в Провидение: несмотря на абсолютную безвыходность положения, герои тем не менее встречаются, так как им суждено было встретиться. Однако затем Пушкин переставил две последние повести вперед.

В основу сюжета повести «Станционный смотритель» положен случай из обычной жизни. Для читателя ситуация проста и узнаваема: расположенная в глуши почтовая станция, однообразная, утомительная суета, бесконечные проезжающие, дрязги. Пушкин выбирает в эпиграфы шутливое стихотворное высказывание своего друга, поэта князя П.А.Вяземского:

Коллежский регистратор,

Почтовой станции диктатор.

Эпиграф оттеняет серьезный тон и глубокое сочувствие к судьбе станционного смотрителя, чиновника самого низшего – 14 класса - Самсона Вырина. Сюжетная интрига повести состоит в том, что проезжий гусар увозит с собой единственную дочку Вырина, свет и смысл всей его скудной жизни – Дуню. Это происшествие было весьма обычным, ничем не выделяющимся из числа таких же бесчисленных несчастий, поджидающих человека. Однако цель повести в другом: не запечатлеть одно из них, а показать судьбу отца и дочери в условиях изменяющегося времени.

 

Б

1. С какой целью Пушкин использует «литературную маску» в цикле «Повести Белкина»?

2. Какие главные вопросы жизни раскрывает этот цикл повестей?

3. Расскажите, как и почему изменилась композиция цикла.

-------------------

 

Возьмите в библиотеке повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», прочитайте ее и выполните задания:

1. Чемэта повесть напомнила вам повесть Карамзина «Бедная Лиза»? В чем, на ваш взгляд, главное различие между произведениями?

2. Объясните смысл названия повести: почему заглавный герой не Дуня, а ее отец? Почему в названии указано не его имя, а должность?

3. От чьего лица ведется повествование? Каким вы представили себе рассказчика на основании прочитанного текста?

4. Какова роль эпиграфа к повести?

5. Определите главную тему и идею повести.

6. Какое значение для понимания идеи повести имеет подробное описание картинок, развешанных на стенах дома Вырина?

7. Проследите по тексту, как меняется внешний облик Самсона Вырина на протяжении повествования? Чем вызваны эти изменения?

8. Охарактеризуйте Дуню. Какой увидел ее рассказчик? Какой представляет Дуню отец?

9. Можно ли назвать повесть трагической? Обоснуйте свою точку зрения. Какова роль последнего пейзажа в повести?

10. Проследите по тексту, как используется в повести число «три». Объясните результаты своих наблюдений.

11. Зачем Пушкин вводит еще одного героя – мальчика Ваньку? Аргументируйте свой ответ.   

12. Критик утверждал, что в «Повестях Белкина» изображен «мир русской жизни, согретый мягкой доброжелательной улыбкой». Можно ли эти слова отнести к повести «Станционный смотритель»? Обоснуйте свою точку зрения.

----------------------

 

Пушкин назвал свою повесть «Станционный смотритель», желая этим подчеркнуть, что ее главным героем является Самсон Вырин и что идея повести связана, прежде всего, с ним. Образ Самсона Вырина открывает в русской классической литературе темумаленького человека, развиваемую позже самим Пушкиным в поэме «Медный всадник» (1833) и продолженную Н.В.Гоголем, прежде всего, в повести «Шинель» (1842). Тема маленького человека получила в русской литературе дальнейшее развитие в прозе И.С.Тургенева и Ф.М.Достоевского, постепенно замещая дворянскую литературу и создавая почву для произведений о герое – представителе широких слоев населения,  «человеке большинства». Поэтому автор, описывая на первых страницах повести низкое социальное положение и место героя, призывает обратить на него пристальное внимание как на человека. Этим вызвано ироничное рассуждение о том, «что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры!»

Имя героя – Самсон Вырин – составлено автором с целью выразить свое отношение к личности и характеру этого человека. Сочетание героического библейского имени Самсон, совершившего выдающиеся подвиги, и заурядной, невыразительной фамилией Вырин призвано выразить мысль автора о своем герое: несмотря на бедное происхождение и невысокое положение, в нем есть высокое и благородное чувство. Он беззаветно любит свою дочь, при этом заботясь только о ее благополучии. В нем также сохраняются гордость и достоинство. Вспомним, какой была его естественная реакция, когда гусар засунул ему деньги за обшлаг рукава, словно откупаясь от старика:

Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублевых смятых ассигнаций. Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком, и пошел…

Еще одна черта характера Вырина заставляет задуматься: после того как он увидел Дуню и Минского вместе, вернувшись на квартиру, где жил у приятеля, он рассказал тому об этом. Приятель советовал ему жаловаться, но «смотритель подумал, махнул рукой и решил отступиться». Этот эпизод показывает, что Вырин думает больше о дочери, боясь нарушить ее зыбкое положение, чем о себе. Он не омрачает жизнь Дуни своим личным горем, а подчиняется судьбе, спиваясь и уходя из жизни. Главное человеческое качество Вырина – доброта, что видно из рассказа о нем мальчика в конце повести на вопрос, знал ли он старика-смотрителя:

Как не знать! Он выучил меня дудочки вырезывать. Бывало (царство ему небесное!), идет из кабака, а мы-то за ним: «Дедушка, дедушка! Орешков!» а он нас орешками и наделяет. Все, бывало, с нами возится.

 

Объясните, что означает используемое в литературоведении понятие «маленький человек». Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст повести «Станционный смотритель».

Покажите, как имя героя отражает неоднозначность его личности.

 

 

Композиция и сюжет повести

События повести не происходят на глазах у читателя, он узнает их от повествователя, который выступает и как рассказчик, и как герой произведения. Экспозиция или пролог произведения включает две части: рассуждение повествователя об участи станционных смотрителей, позволяющее писателю использовать его и для характеристики времени, состояния дорог, нравов, и представление конкретного места действия. Три раза герой-повествователь приезжает на станцию, находившуюся на «тракте, ныне уничтоженном», как память о некогда живших здесь людях. Таким образом, сам рассказ об основных событиях состоит из трех частей, подобно триптиху – трехчастной живописной картине. Первая часть – это знакомство с обитателями почтовой станции, картина мирной, ничем не замутненной жизни; вторая – печальный рассказ старика не несчастье, постигшем его, и судьбе, выпавшей Дуне; третья часть передает картину сельского кладбища, выполняющую функцию эпилога.

Такая композиция придает повести философский характер. Все ее содержание расположено между упоминаниями о разных временах года. Вот как начинается рассказ о событиях: «В 1816 году, в мае месяце, случилось мне проезжать через три звездочки скую губернию…». Так вводится повествование, словно изображается начало жизни. Соответствует этому и описание погоды, все вокруг исполнено силы и энергии: «День был жаркий. В трех верстах от станции (три звездочки) стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки». А вот последний приезд героя-рассказчика, окончание повести: «Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо: холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев». Эта пейзажная зарисовка символизирует прошедшую жизнь, умирание. Так эпилог становится философским комментарием к повести.

Содержание повести соотносится с притчей о  блудном сыне, картинки с изображением которой рассказчик рассматривает на стене. История блудного сына из Библии повествует нам о вечной ситуации, складывающейся в жизни человека, который всегда с благословением покидает дом, совершает ошибки в жизни, несет расплату за них и возвращается в отчий дом. Пушкин описывает эту историю с легким юмором, но юмор служит не для того, чтобы выразить насмешливое отношение, а чтобы заострить внимание на нужных моментах. Например, «…почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами». В этой сцене Пушкин привлекает взгляд читателя к двум обстоятельствам: юноша «поспешно» принимает от отца все, поскольку торопится поскорее начать независимую и веселую жизнь, и юноша с одинаковой поспешностью принимает «благословение и мешок с деньгами», словно они равноценны для человека. Таким образом, вся повесть покоится на мудрой и вечной истории о жизни человека, необратимом потоке времени и неизбежном изменении.

 

- Объясните, как композиция повести «Станционный смотритель» отражает философский характер произведения.

- Как соотносится авторская мудрость с присущим повести юмором? Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст произведения.

 

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ:

· «Станционный смотритель» и «Бедная Лиза»: традиции сентиментализма в творчестве А.С.Пушкина.

· «Чувства добрые» в лирике и прозе А.С.Пушкина.

· Проблема выбора в прозе А.С.Пушкина.

· Новый герой в прозе А.С.Пушкина. 


Николай Васильевич Гоголь

Портрет

(1809-1852)

А

I. Исследователь творчества Н.В.Гоголя писал: «Какой страшный образ — Акакий Акакиевич! В этом изуродованном, больном существе, оказывается, скрыта могучая внутренняя сила. И как необычна, «низка», неромантична та цель, к которой она обращена. И как жизненно необходима эта цель — шинель! — в его бедной холодной жизни...» Согласны ли вы с утверждением исследователя? Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на этот вопрос.

II. Размышляя над высказыванием исследователя, найдите в материалах раздела ответы на вопросы:


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1031; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!