Кто является главным героем повести? Почему она названа «Шинель»? Аргументируйте свой ответ. 10 страница



Заниматься литературой Грибоедов начал во время учебы в университете, однако его первые литературные опыты не сохранились. Разнообразные интересы Грибоедова не позволяли ему сосредоточиться на литературе: он продолжил учебу на этико-политическим отделении университета, а в 1810 году поступил и на физико-математический факультет. В 1812 году Грибоедов записался волонтером в армию, однако в боевых действиях участия не успел принять: Наполеон уже был изгнан из Москвы. Три года Грибоедов служил в гусарском кавалерийском полку, затем вернулся в столицу. Активная писательская деятельность Грибоедова началась в 1815 году. К этому времени относятся первые комедии Грибоедова: «Молодые супруги», «Студент», «Своя семья, или Замужняя невеста».

С 1818 года начинается дипломатическая служба Грибоедова. Поначалу он получил место секретаря русской дипломатической миссии в Персии. Большим достижением Грибоедова-дипломата и патриота было возвращение домой русских пленных в 1819 году. Из Персии Грибоедов был переведен в Грузию: с 1822 года он служит в Тифлисе в штате главнокомандующего Грузии генерала А.П.Ермолова, а осенью 1823 года отправился в Москву, где работал над завершением комедии «Горе от ума» и одновременно создавал другие произведения. Литературный талант Грибоедова в эти годы раскрывается со всей полнотой, и он входит в число лучших русских писателей.

14 декабря 1825 года произошло восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге. После подавления восстания началось масштабное следствие, в ходе которого по подозрению в участии в заговоре был арестован и Грибоедов. На следствии Грибоедов категорически отрицал свою причастность к заговору, и к лету 1826 года он был признан невиновным и освобожден. Следующие годы Грибоедов провел на дипломатической службе, его деятельность была настолько успешной, что после выгодного для России Туркманчайского мира, в заключении которого он сыграл большую роль, Грибоедов был возведен в ранг министра-резидента России в Персии.

1828 год стал счастливым в жизни Грибоедова: успехи и признание по службе, общение с выдающимися деятелями русской культуры – А.С.Пушкиным, П.А.Вяземским, И.С.Крыловым, М.И.Глинкой и другими, – и главное событие: женитьба на юной княжне Нине Чавчавадзе, дочери грузинского поэта и военного деятеля А.Г.Чавчавадзе. В декабре 1828 года Грибоедов выезжает в Тегеран для представления персидскому шаху в новом качестве. Русскому поэту и дипломату не суждено было вернуться домой к молодой жене: 30 января 1829 года озлобленная фанатичная толпа ворвалась в здание русской миссии и перебила ее сотрудников. Обезображенное тело Грибоедова было с трудом опознано.

В начале 1829 года произошло удивительное событие. Во время поездки по Закавказью Пушкин неожиданно на горном перевале встретился с арбой (телегой), на которой везли гроб с телом Грибоедова в Тифлис. Пораженный этой встречей, Пушкин записал свои мысли о судьбе Грибоедова, которые позже вошли в его произведение «Путешествие в Арзрум»: «Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств. Он почувствовал необходимость расчесться единожды навсегда со своею молодостию и круто поворотить свою жизнь. Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностию, уехал в Грузию, где пробыл осемь лет в уединенных, неусыпных занятиях. Возвращение его в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Его рукописная комедия: “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. Несколько времени потом совершенное знание того края, где начиналась война, открыло ему новое поприще; он назначен был посланником. Приехав в Грузию, женился он на той, которую любил… Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неровного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновения и прекрасна».

 

Б

1. Докажите, опираясь на прочитанный текст, что Грибоедов – человек разносторонне одаренный, высокообразованный и независимый в своих поступках и суждениях.

2. Как вы думаете, что дало основание Пушкину утверждать о судьбе Грибоедова: «Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни»?

 

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» отличается от всего написанного Грибоедовым настолько резко, что его часто называют автором одного произведения. Комедия Грибоедова также занимает особое место в русской литературе. Писатель И.А.Гончаров так писал о ней в статье «Мильон терзаний»: «Комедия “Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова». В самом деле, прошло почти два столетия, а комедия по-прежнему сочетает в себе и актуальность своего времени, и близость чувствам и мыслям каждого нового поколения.

В комедии изображено московское общество 10-20-х годов XIX века. В ней отразилось послевоенное время в России, обновление жизни, жажда перемен и сопротивление старых сил. Главный герой комедии – молодой, прогрессивно настроенный дворянин Чацкий, влюбленный в Софью Фамусову, дочь вельможи Павла Афанасьевича Чацкого. Чацкий после трехлетнего отсутствия возвращается в Москву, основное содержание пьесы – борьба за внимание Софьи и спор с Фамусовым и представителями московского консервативного общества. На проблематику произведения и образ Чацкого оказали влияние гражданская позиция автора и его жизненный опыт – впечатления человека, дипломата и патриота, приехавшего в Москву после трудных лет службы в Персии и на Кавказе.

Замысел комедии появился у Грибоедова в 1820 году во время службы в персидском городе Тавриде. Первые два действия комедии драматург пишет в Тифлисе в 1822 году, первоначально называя свое произведение «Горе – уму». После переезда в Москву Грибоедов заканчивает комедию, окончательный вид она получила к осени 1824 года. Однако из-за острого политического и сатирического содержания произведение нельзя было ни опубликовать, ни поставить на сцене. Первые постановки пьесы с изъятыми сценами были сделаны уже после смерти Грибоедова. Отдельные сцены из комедии удалось напечатать в театральном альманахе «Русская Талия» в 1825 году. Полностью без купюр «Горе от ума» была опубликована в 1858 году за границей, а в России – в 1862 году.

Вследствие того, что комедия «Горе от ума» не была напечатана, она распространялась в многочисленных списках. Сам автор с успехом читал ее в салонах, и эти чтения способствовали ее известности. Вокруг комедии Грибоедова сложилась уникальная ситуация: произведение не было даже опубликовано, а его обсуждали, спорили, хвалили и критиковали как хорошо известный текст. Такой небывалый интерес свидетельствует о необычайной актуальности комедии и незаурядном таланте писателя. Так, Пушкин в письме А.А.Бестужеву отзывается о Грибоедове как об «истинном таланте», а о стихах делает предсказание, которое очень скоро сбылось: «половина – должны войти в пословицу».

Комедия «Горе от ума» построена на четырех основных темах: политическая ситуация в России после Отечественной войны, характеры и нравы московского дворянства, неразделенная любовь и герой времени – Чацкий. Создавая комедию, Грибоедов опирался на высокие образцы мировой литературы – роман М.Сервантеса «Дон Кихот», трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта» и «Гамлет», а также произведения русской литературы, в первую очередь – комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль».

 

Б

1. Почему Грибоедова называют автором одного произведения?

2. Охарактеризуйте время, изображенное в комедии «Горе от ума».

3. Какова история постановки и публикаций комедии?

4. Перечислите основные темы комедии «Горе от ума».

 

----------------

Возьмите в библиотеке комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума», прочитайте ее и выполните задания:

1. Как вы думаете, почему комедия начинается с монолога служанки Лизы, а не с появления кого-то из главных героев? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Можно ли уже по первому появлению Чацкого в комедии предположить, что его конфликт с «фамусовским обществом» неизбежен? Докажите свою позицию.

3. Как вы думаете, почему второе действие комедии насыщено монологами? Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст произведения.

4. Что можно сказать о жизненных ценностях Фамусова на основании монолога «Петрушка, вечно ты с обновкой…»?

5. Почему Фамусов встречает Чацкого любезно? Почему же тогда между ними возникает конфликт?

6. Фамусов хвалит Москву, Чацкий – бранит. Кого из них, по-вашему, можно назвать истинным патриотом? Обоснуйте свою позицию.

7. Кто пускает слух о сумасшествии Чацкого? Почему слух распространяется так быстро? Как вы думаете, почему, желая очернить Чацкого, его обвиняют именно в сумасшествии?

8. Победителем или побежденным оказался Чацкий? Докажите свою точку зрения.

9. Почему Софья предпочитает блистательному Чацкому заурядного Молчалина?

10. Согласны ли вы с мнением критика: «Чацкий недооценил опасности Молчалина»? Аргументируйте свой ответ.

 

---------------------

 

Жанр и стиль комедии «Горе от ума»

Жанр «Горе от ума» – общественная комедия, то есть комедия, которая высмеивает социальные пороки и дурные нравы общества. В комедии «Горе от ума» Грибоедов развивает традиции этого жанра, заложенные в комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Д.И.Фонвзиным и продолженные другими комедиографами-предшественниками Грибоедова, такими как, например, В.В.Капнист в комедии «Ябеда», и создает комедию нового типа, ставшую ориентиром для комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (1835) и комедии А.Н.Островского «Лес» (1871).

В комедии «Горе от ума» соединяются разные литературные стили. Она создавалась в тот период, когда в русской литературе шел интенсивный процесс образования жанров и формирования стилей, в силу того что до XVIII века она была по преимуществу церковной и ее становление как светской литературы отставало по времени от европейской и пришлось на XVIII и первую половину XIX веков. Поэтому комедия «Горе от ума» выполнила историческую для русской литературы роль, объединив в себе три ведущие стиля эпохи: классицизм, романтизми реализм. В ней проявилось характерное для классицизма четкое разделение на отрицательное и положительное в жизни, многие приемы классицистического стиля. Кроме того, в комедии, согласно классицистическому канону, отражен закон трех единств: соблюдается единство времени (события происходят в течение суток) и единство места (события происходят в доме Фамусова), однако третье единство – действия – не выдерживается в силу разделения конфликта на любовный и общественный. Главный герой комедии – Чацкий – воплощает основной принцип романтизма: утверждая идеал, он выделен из общей массы и противостоит всему обществу. В сюжете также присутствуют и основные мотивы в судьбе героя: мотив бегства и изгнанничества. Вместе с тем «Горе от ума» – первая русская реалистическая комедия, поскольку все принципы предшествующих стилей в ней переосмыслены. Это, прежде всего, относится к конфликту произведения, изменению ролей в классицистическом любовном треугольнике, системе персонажей, языку комедии, ее развязке.

«Горе от ума» – комедия в стихах, что вызвано в основном двумя причинами: неполным развитием языка прозы в русской литературе первой четверти XIX века, а также высоким пафосом произведения.

 

Б

1. В чем особенность жанра пьесы «Горе от ума»?

2. Объясните, что такое закон трех единств.

3. Укажите признаки классицизма, романтизма и реализма в комедии «Горе от ума».

 

Конфликт комедии

В статье «Мильон терзаний» (1872), посвященной комедии «Горе от ума», И.А.Гончаров сделал принципиальное замечание: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой; это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел». Гончаров развил характеристику, данную комедии Пушкиным: «Цель его – характеры и резкая картина нравов». Эти наблюдения послужили основой взглядов современного литературоведения на своеобразие конфликта комедии.

Итак, в конфликте «Горя от ума» выделяются две линии: любовная(личная) и общественная (социальная). Любовный конфликт построен на классицистическом любовном треугольнике. Назначением литературного произведения классицизма было провозглашение идеала, который заключался в исполнении гражданского долга, подчинении интересов личности общественным и осознании разумных законов жизни. Для воплощения этих идей выбирался главный герой как носитель положительного идеала, его антипод – отрицательный герой и идеальная героиня, отдававшая свою любовь положительному герою и тем самым утверждавшая его правоту. Таков был состав любовного треугольника в классицистическом произведении. На сцене для исполнения этих ролей возникли традиционные амплуа: герой-любовник (первый любовник), недостойный герой (глупец, фат, плут) и инженю(влюбленная барышня).

Грибоедов переосмысливает содержание классицистического любовного треугольника: Чацкий – положительный герой, но не безупречный, каким положено быть главному герою; Молчалин – низок и подл, он отрицательный герой, но его любит Софья; Софья же делает неверный выбор, предпочитая Молчалина Чацкому. Ошибка Софьи искажает классицистическую перспективу развития пьесы и определяет развитие сюжета. Интересно, что имя Софьи в переводе с греческого означает «мудрая», в чем, безусловно, слышится грустная ирония автора. Вот как героиня отзывается о Чацком и Молчалине, принижая одного и превознося другого. В 5 явлении I действия служанка Софьи Лиза, опасаясь, что свидания Софьи и Молчалина могут привести к беде, старается привлечь ее внимание к возможным женихам, полковнику Скалозубу и Чацкому:

<…>

Лиза

Вот то-то-с, моего вы глупого сужденья

Не жалуете никогда:

Ан вот беда.

На что вам лучшего пророка?

Твердила я: в любви не будет в этой прока

Ни во веки веков.

Как все московские, ваш батюшка таков:

Желал бы зятя он с звездами, да с чинами,

А при звездах не все богаты, между нами;

Ну, разумеется, к тому б

И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы;

Вот, например, полковник Скалозуб:

И золотой мешок, и метит в генералы.

 

София

Куда как мил! и весело мне страх

Выслушивать о фрунте и рядах;

Он слова умного не выговорил сроду, –

Мне всё равно, что за него, что в воду.

 

Лиза

Да-с, так сказать, речист, а больно не хитер;

Но будь военный, будь он статский,

Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий!

Не для того, чтоб вас смутить;

Давно прошло, не воротить.

А помнится...

 

София

Что помнится? Он славно

Пересмеять умеет всех;

Болтает, шутит, мне забавно;

Делить со всяким можно смех.

 

Лиза

И только? будто бы? – Слезами обливался,

Я помню, бедный он, как с вами расставался. –

Что, сударь, плачете? живите-ка смеясь…

А он в ответ: «Недаром, Лиза, плачу,

Кому известно, что найду я воротясь?

И сколько, может быть, утрачу!» –

Бедняжка будто знал, что года через три...

 

София

Послушай, вольности ты лишней не бери.

Я очень ветрено, быть может, поступила,

И знаю, и винюсь; но где же изменила?

Кому? чтоб укорять неверностью могли.

Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли;

Привычка вместе быть день каждый неразлучно

Связала детскою нас дружбой; но потом

Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом;

Потом опять прикинулся влюбленным,

Взыскательным и огорченным!!.

Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив.

Вот об себе задумал он высоко –

Охота странствовать напала на него,

Ах! если любит кто кого,

Зачем ума искать, и ездить так далёко?

 

Лиза

Где носится? в каких краях?

Лечился, говорят, на кислых он водах,

Не от болезни, чай, от скуки, – повольнее.

 

София

И, верно, счастлив там, где люди посмешнее.

Кого люблю я, не таков:

Молчалин за других себя забыть готов,

Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело;

Ночь целую с кем можно так провесть!

Сидим, а на дворе давно уж побелело,

Как думаешь? чем заняты?

 

Лиза

Бог весть!

Сударыня, мое ли это дело?

 

София

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит. <…>

Завязка любовного конфликта приходится на 7 явление I действия, в котором описана первая встреча Чацкого и Софьи. Герой потрясен изменением отношения Софьи к нему, он не может его осознать и понять его причину. Поначалу Чацкий упрекает Софью:

Чуть свет – уж на ногах! и я у ваших ног.

(С жаром целует руку.)

Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!

Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.

Удивлены? и только? вот прием!

Как будто не прошло недели;

Как будто бы вчера вдвоем

Мы мочи нет друг другу надоели;

Ни на волос любви! куда как хороши!

И между тем, не вспомнюсь, без души,

Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,

Верст больше семисот пронесся, – ветер, буря;

И растерялся весь, и падал сколько раз –

И вот за подвиги награда! <…>

Софья старается ускользнуть от прямого разговора с Чацким и хочет перевести общение в светское русло:

Ах! Чацкий, я вам очень рада.

Встретив такой прием, Чацкий ищет сочувствия:

Вы ради? В добрый час.

Однако искренно кто ж радуется эдак?

Мне кажется, так напоследок

Людей и лошадей знобя,

Я только тешил сам себя.

Он пытается вызвать в девушке память о прошлом, надеясь, что она просто забыла за три года чувства их связывавшие:

Положимте, что так.

Блажен, кто верует, тепло ему на свете! –

Ах! Боже мой! ужли я здесь опять,

В Москве! у вас! да как же вас узнать!

Где время то? где возраст тот невинный,

Когда, бывало, в вечер длинный

Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,

Играем и шумим по стульям и столам.

A тут ваш батюшка с мадамой, за пикетом[3];

Мы в темном уголке, и кажется, что в этом!

Вы помните? вздрогнём, что скрипнет столик,

дверь...

Однако Софья вновь охлаждает пыл Чацкого, высказываясь о прошлом с безразличием:

Ребячество!

Только тогда Чацкий начинает понимать истинную причину изменения отношения к нему Софьи. Он задает ей прямой вопрос, не влюблена ли она, и, получив уклончивый ответ, догадывается о правде. И после слов:

Помилуйте, не вам, чему же удивляться?

показывающих вполне естественную реакцию на поведение Софьи, Чацкий неожиданно заговаривает о Москве:

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 388; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!