Кто является главным героем повести? Почему она названа «Шинель»? Аргументируйте свой ответ. 9 страница



Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы...

Дикий, суровый, полный смятенья, потому что вскрытие духовной глубины так же трудно, как акт рождения. К морю и в лес потому, что только там можно в одиночестве собрать все силы и приобщиться к «родимому хаосу», к безначальной стихии, катящей звуковые волны.

Таинственное дело совершилось: покров снят, глубина открыта, звук принят в душу. Второе требование Аполлона заключается в том, чтобы поднятый из глубины и чужеродный внешнему миру звук был заключен в прочную и осязательную форму слова; звуки и слова должны образовать единую гармонию. Это – область мастерства. Мастерство требует вдохновения так же, как приобщение к «родимому хаосу»; «вдохновение, – сказал Пушкин, – есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных»; поэтому никаких точных границ между первым и вторым делом поэта провести нельзя; одно совершенно связано с другим; чем больше поднято покровов, чем напряженнее приобщение к хаосу, чем труднее рождение звука, – тем более ясную форму стремится он принять, тем он протяжней и гармоничней, тем неотступней преследует он человеческий слух.

Наступает очередь для третьего дела поэта: принятые в душу и приведенные в гармонию звуки надлежит внести в мир. Здесь происходит знаменитое столкновение поэта с чернью.

Вряд ли когда бы то ни было чернью называлось простонародье. <…> Пушкин разумел под именем черни приблизительно то же, что и мы. Он часто присоединял к этому существительному эпитет «светский», давая собирательное имя той родовой придворной знати, у которой не осталось за душой ничего, кроме дворянских званий; но уже на глазах Пушкина место родовой знати быстро занимала бюрократия. Эти чиновники и суть – наша чернь; чернь вчерашнего и сегодняшнего дня: не знать и не простонародье; не звери, не комья земли, не обрывки тумана, не осколки планет, не демоны и не ангелы. Без прибавления частицы «не» о них можно сказать только одно: они люди; это – не особенно лестно; люди – дельцы и пошляки, духовная глубина которых безнадежно и прочно заслонена «заботами суетного света».

Чернь требует от поэта служения тому же, чему служит она: служения внешнему миру; она требует от него «пользы», как просто говорит Пушкин; требует, чтобы поэт «сметал сор с улиц», «просвещал сердца собратьев» и пр.

Со своей точки зрения чернь в своих требованиях права. Во-первых, она никогда не сумеет воспользоваться плодами того несколько большего, чем сметание сора с улиц, дела, которое требуется от поэта. Во-вторых, она инстинктивно чувствует, что это дело, так или иначе, быстро или медленно, ведет к ее ущербу. Испытание сердец гармонией не есть занятие спокойное и обеспечивающее ровное и желательное для черни течение событий внешнего мира. <…>

Однако дело поэта, как мы видели, совершенно несоизмеримо с порядком внешнего мира. Задачи поэта, как принято у нас говорить, общекультурные; его дело – историческое. Поэтому поэт имеет право повторить вслед за Пушкиным: И мало горя мне, свободно ли печать

Морочит олухов, иль чуткая цензура

В журнальных замыслах стесняет балагура. <…>

Дело поэта вовсе не в том, чтобы достучаться непременно до всех олухов; скорее, добытая им гармония производит отбор между ними, с целью добыть нечто более интересное, чем среднечеловеческое, из груды человеческого шлака. Этой цели, конечно, рано или поздно достигнет истинная гармония; никакая цензура в мире не может помешать этому основному делу поэзии. <…>

На свете счастья нет, а есть покой и воля.

Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю, тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл. <…>

1921 год

Найдите в тексте ответы на следующие вопросы:

· Почему Блок называет поэта «сыном гармонии»?

· Каково первое дело поэта?

· Каково второе требование к поэтическому служению?

· Что представляет собой третье дело поэта?

· Какой смысл Блок вкладывает в понятие «чернь»?

· В чем суть столкновения поэта с чернью?

· Что значит свобода для поэтического творчества?

Записывая ответы на вопросы, можно использовать цитаты из статьи, формулировать ответ своими словами, опираясь на прочитанный текст, а также комбинировать оба эти способа.

 

Е

Подумайте и постарайтесь объяснить, почему именно воспоминание о Пушкине дало Блоку основу для размышления о назначении поэта?. Аргументируйте свою точку зрения.

 


Внеклассное чтение

Владимир Семенович Высоцкий

Портрет

(1938-1980)

Владимир Семенович Высоцкий – русский поэт-бард, певец, актер. Высоцкий родился в Москве в семье служащих. С детства у Высоцкого проявился интерес к театру: он посещал занятия драмкружка, однако после окончания школы Высоцкий поступил в Московский Инженерный Строительный институт в 1955 году, а через полгода ушел из него, чтобы последовать своему истинному призванию – театру. В 1956 году он поступил в Школу-студию МХАТ на курс известного артиста П.Массальского. Вся дальнейшая жизнь Высоцкого была связана с театром: он играл в театре им. А.С.Пушкина, затем в театре миниатюр, а в 1964 году наконец обрел свой постоянный театр – театр драмы и комедии на Таганке, где становится одним из ведущих артистов под руководством режиссера Ю.П.Любимова. В этом театре Высоцкий сыграл свою самую любимую и значительную роль – роль Гамлета в одноименной трагедии В.Шекспира.

С конца 1950-х годов Высоцкий снимался в кино. Всего он сыграл около 30 ролей. Одна из ранних ролей – альпиниста из фильма «Вертикаль» (1967) сделала Высоцкого известным всей стране. Заметными актерскими работами Высоцкого стали роли в фильмах из современной жизни, а также по произведениям классической литературе.

Именно благодаря работе в театре и кино обнаружилось главное призвание Высоцкого: исполнение своих стихотворений под гитару, которое совмещало три как правило различных занятия: поэта, композитора-музыканта и певца-исполнителя. Поэзия, создаваемая такими поэтами-исполнителями, называется бардовской поэзией, а сами поэты – бардами. Песни, исполняемые бардами, называются авторскими песнями.Бардовская поэзия и исполнение авторских песен были особенно популярны в 1960-1970-е годы. Среди наиболее известных поэтов-бардов – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Галич, Александр Розенбаум и другие. Высоцкий начинает исполнять свои песни на сцене театра и в кино с середины 1960-х годов. Дебют Высоцкого, музыканта и исполнителя, состоялся в 1965 году в спектакле по циклу стихотворений Вознесенского «Антимиры», поставленном в театре на Таганке.

Всенародную известность Высоцкому приносят песни из кинофильма «Вертикаль», поскольку их пафос был близок настроениям общества 60-х годов: романтика, мужество, верность идеалам, честь и достоинство личности. Песни Высоцкого из этого фильма вошли в золотой фонд русской культуры времени свежести и обновления жизни, особенно близкими были «Песня о друге» («Если друг оказался вдруг…»), «Здесь вам не равнина…»), «Прощание с горами», где прозвучали замечательные слова:

Лучше гор могут быть только горы,

На которых еще не бывал.

Популярность творчества Высоцкого была огромна, любовь народа к его песням была вызвана и потребностью людей в слове правды, и в необыкновенном синкретическом таланте Высоцкого. Всего Высоцкий написал около 700 стихотворений, многие из которых существуют в нашем сознании как песни, исполненные его хриплым, незабываемым голосом. Очень показательными для творчества и судьбы Высоцкого являются стихи «Кони привередливые», передающие сложное мироощущение автора и главное настроение души, определившее его жизнь.

Б

1. Дайте определение бардовской поэзии.

2. Объясните, почему песни Высоцкого пользуются всенародной известностью и любовью.

 

Булат Шалвович Окуджава

Портрет

(1924-1997)

Булат Шалвович Окуджава – русский поэт, прозаик, композитор, певец-исполнитель авторской песни. Окуджава родился в Москве в семье партийных работников. Когда он был маленьким, семья часто переезжала из города в город, что было связано с работой отца: они жили в Москве на Арбате, в Тбилиси, на Урале. В 1937 году семью постигло несчастье: родители по ложному обвинению были арестованы и осуждены. Отец будущего поэта был расстрелян, мать заключена в карагандинский лагерь, откуда была освобождена только в 1955 году. Работать Окуджава начинает в возрасте 16 дет, сначала слесарем, а с начала войны токарем на оборонном заводе. В 1942 году он добровольцем ушел на фронт, служил минометчиком и радистом тяжелой артиллерии. Был ранен под городом Моздок.

После войны Окуджава закончил филологический факультет Тбилисского университета, а затем работал учителем в Калуге. В годы учительства начинает сотрудничать в газетах, пишет стихи. Однако первые поэтические опыты относятся к фронтовому времени (стихотворение-песня «Нам в холодных теплушках не спалось»). Во второй половине 1950-х годов выходят два сборника стихотворений Окуджавы: «Лирика» (1956) и «Острова» (1959). В них отразились две главные черты поэзии Окуджавы, сохранившиеся на протяжении всей жизни, – тонкий лиризм и романтическое мироощущение, благодаря которым она получила всенародное признание и любовь.

Середина 1950-х годов ознаменовалась важными жизненными событиями для Окуджавы: освобождена из ссылки мать, поэт возвращается в Москву, работает редактором в издательстве «Молодая гвардия» и «Литературной газете». К этому периоду относится взлет его деятельности как сочинителя и исполнителя авторских песен. Ряд песен, созданных в 1950-е годы, мгновенно нашли отклик в обществе в силу их близости чувствам и судьбам миллионов людей. Среди них выделяются «Песенка о Леньке Королеве» о твердом характере московского парня, «Песенка о голубом шарике» о девочке и мечте, «Песенка о полночном троллейбусе» о щемящей подростковой любви, «Не бродяги, не пропойцы» о молодых романтиках. Особенностью песен Окуджавы было то, что каждый воспринимал их лично, – так, словно они написаны о его судьбе и внутренней жизни. Например, стихотворение «По Смоленской дороге» (1960), которое воспринимается по-разному: некоторые слышат в нем фронтовые нотки, другие – драму отношений с любимой, третьи видят размышление о жизни и судьбе:

По Смоленской дороге – леса, леса, леса.

По Смоленской дороге – столбы, столбы, столбы.

Над Смоленской дорогою как твои глаза, –

две вечерних звезды – голубых моей судьбы.

Русская культура второй половины XX века насыщена поэзией Окуджавы. Его песни звучат повсюду, в кинофильмах, театрах, на концертах. В 1970 году. В 1970 году вышел фильм «Белорусский вокзал», передающий настроения людей послевоенного времени: память о войне и современную жизнь. Этот фильм неизменно показывается по телевидению в день Победы 9 мая, и в нем звучит песня Окуджавы «Здесь птицы не поют». Одной из самых ярких, выражающих дух поэзии Окуджавы, его гуманизм, является песня «Пока Земля еще вертится» («Молитва Франсуа Вийона», 1963). В первых двух строках стихотворения лирический героя обращается к Богу, и в его просьбе высказывается суть его творчества:

Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,

Господи, дай же ты каждому, чего у него нет…

Б

1. Выделите две главные черты поэзии Окуджавы.

2. Какие особенности поэзии Окуджавы позволяют воспринимать его песни как обращенные к каждому читателю (слушателю) лично?

 

Возьмите в библиотеке сборник поэзии В.Высоцкого, прочитайте стихотворения «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю» и выполните следующие задания:

1. Охарактеризуйте лирического героя поэзии Высоцкого. Близок ли этот образ лично вам?

2. Какие нравственные и общечеловеческие ценности утверждаются в лирике Высоцкого, какие – отрицаются?

3. Постарайтесь объяснить аллегорический смысл стихотворения «Охота на волков».

4. Охарактеризуйте особенность ритма этого стихотворения. Как ритмический и интонационный рисунок помогают передать чувства и переживания лирического героя?

5. Расскажите о роли повторов в стихотворении «Охота на волков».

6. Какие философские проблемы раскрываются в стихотворении «Кони привередливые»?

7. Объясните аллегорический смысл образа «привередливых коней».

8. Какую роль играют в этом стихотворении восклицательные и вопросительные предложения?

9. Объясните свою точку зрения: пафос отрицания или утверждения преобладает в стихотворении «Не люблю».

10. К какому типу лирики следует отнести это стихотворение? Аргументируйте свой ответ.

 

Возьмите в библиотеке сборник поэзии Б.Окуджавы, прочитайте стихотворения «Молитва Франсу Вийона», «Арбатский романс» и выполните следующие задания:

1. Чем похож лирический герой поэзии Окуджавы на лирического героя Высоцкого? Чем различаются эти образы? Кто из героев ближе лично вам? Отвечая на вопросы, опирайтесь на текст стихотворений.

2. Что, по-вашему, преобладает в стихотворении «Молитва Франсуа Вийона»: вера в божественное провидение или волю человека? Обоснуйте свою позицию.

3. Какова роль в этом стихотворении рефрена «И не забудь про меня…»?

4. К какому типу лирики следует отнести стихотворение «Арбатский романс»? Почему?

5. Можно ли назвать это стихотворение элегией? Аргументируйте свой ответ.

6. Выделите в этом стихотворении эпитеты и объясните их роль.

 

Д

Организуйте в классе или в школе вечер бардовской песни Высоцкого и (или) Окуджавы. Продумайте сценарий вечера. Какие стихотворения поэтов вы отберете для исполнения? Почему? Какими биографическими материалами, воспоминаниями, критическими отзывами сопроводите исполнение произведений? Какие стихотворения будете выразительно читать наизусть, какие прозвучат как песни? Объясните свой выбор.

 

 


Читатель литературного произведения

А

Перед чтением текста вспомните троих главных «участников» литературного произведения. В случае затруднения перечитайте вводные тексты к первому и второму разделам 1 части учебника (с. 00 и с. 00).

 

Читатель является главным участником литературного процесса. Чтение как вид деятельности человека присутствует на всех этапах создания литературы, поскольку и автор, создавая произведение, читает тексты других писателей, предшественников и современников, и его герои, безусловно, тоже читатели. Благодаря читателю осуществляется непрерывная связь культур и цивилизаций человечества.

Понятие «читатель» надо рассматривать шире, чем «человек читающий». Любое литературное произведение, письменное или устное, обращено к человеку. Потребность человека понять мир вокруг себя, да и себя самого изначально была и остается причиной творческой деятельности. Поэтому человек в древние времена, воспринимая устный текст, уже был «читателем». При этом читатель, во всем объеме значения этого слова, – вовсе не пассивный адресат художественного текста, а активный субъект творческого процесса. Не следует также понимать под словом «читатель» только лишь отдельного человека, читатель – это также и, прежде всего, человеческий коллектив, изменяющийся во времени и влияющий на развитие литературы. Так, в античности жизнь требовала эпических героев, во времена Шекспира человек, осознав себя как личность, предопределил появление в литературе Гамлета и Дон Кихота, герои русской литературы XIX века во всей глубине и сложности отразили человека нового времени, современная литература учится отвечать ожиданиям читателя эры Интернета и информационного сознания.

Литературоведение XX века открыло глубокие связи литературного текста и читателя. Русский ученый М.М.Бахтин ввел в науку о литературе понятие «диалогический текст», суть которого состоит в том, что текст не «застывает» в момент создания, а остается живым и подвижным благодаря восприятию читателей. Каждое новое чтение текста субъективно, и сам текст предстает в нашем сознании иным, словно бы являясь живым собеседником читателя. Диалог, согласно концепции Бахтина, выступает как способ познания мира, как условие развития жизни. При этом существует два вида прочтения литературного текста: близкое прочтение, когда люди читают современное произведение и находят в нем отражение своих нынешних чувств и взглядов, и дальнее прочтение, при котором читатели более позднего времени видят то, что было скрыто для современников. Например, современник Тургенева, читая повесть «Ася», отмечает ее художественные достоинства, оценивает глубину и тонкость в изображении истории любви. Однако еще не может осознать ее значение как произведения о сущности любви, произведение, которое стоит в одном ряду с «Ромео и Джульеттой» В.Шекспира, «Евгением Онегиным» А.С.Пушкина и последующими текстами, такими как «Дом с мезонином» А.П.Чехова.

Наконец, читателем является каждый из нас. Способность читать и понимать литературное произведение соответствует нашему возрасту, интересам, душевным запросам, образованию, культуре, уровню развития. Так, в пятом классе мы не смогли бы полноценно воспринимать повесть Ф.М.Достоевского «Бедные люди», а в восьмом классе рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» показался бы нам слишком детским. Следовательно, мы влияем на литературный процесс, ожидая от художественной литературы ответов на наши вопросы, но и литература обучает, воспитывает в нас личность и пробуждает чувство прекрасного. Ведь тот, кто сумеет по-настоящему прочитать и понять стихотворение Пушкина «Я вас любил», изменится навсегда и будет помнить, что любовь – это «пробуждение души».

 

Б

1. Почему в прочитанном вами тексте утверждается, что читатель – главный участник литературного процесса?

2. Какова главная причина творческой деятельности людей?

3. Разъясните смысл понятия «активный субъект творческого процесса».

4. Расскажите, что М.М.Бахтин понимал под «диалогическим текстом».

5. Какие два вида прочтения художественного текста существуют? Отвечая на вопрос, приводите примеры.


Александр Сергеевич Грибоедов

Портрет

(1790 или 1795 – 1829)

А

I. Исследователь творчества А.А.Грибоедова писал: «Глубоко погруженное в быт произведение Грибоедова оборачивается своего рода философским трактатом». Согласны ли вы с этим утверждением исследователя? Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на вопрос.

II. Размышляя над высказыванием, найдите в материалах раздела ответы на вопросы:

1. Можно ли охарактеризовать жанр произведения «Горе от ума» как бытовую комедию? Какова роль многочисленных деталей, сопровождающих изображения жизни дворянства начала XIX века в пьесе? Аргументируйте свой ответ, приводя примеры из текста произведения.

2. Какие социальные, нравственные, философские проблемы поднимаются в тексте?

3. Как название комедии соотносится с ее ведущей философской проблемой?

4. Какова позиция автора пьесы в решении главных философских проблем? Есть ли, на ваш взгляд, в комедии герои-резонеры (выражающие «голос» автора)? Обоснуйте свои ответы.

---------------------

Александр Сергеевич Грибоедов – русский драматург, поэт, дипломат. Грибоедов родился в Москве в старинной дворянской семье. Первоначальное образование он получил дома: преподавателями Грибоедова были известные ученые и профессора. Затем будущий поэт учился в Московском университетском благородном пансионе, в 1806 году поступил на словесное отделение Московского университета, которое окончил в 1808 году со званием кандидата словесности. С детства Грибоедов отличался разносторонностью талантов, одаренность молодого человека особенно проявилась в музыке и иностранных языках. Уже в юношеском возрасте Грибоедов владел основными европейскими языками (французский, немецкий, английский, итальянский), знал древние языки (греческий, латинский), впоследствии изучал восточные (персидский, арабский, турецкий). Грибоедов также был талантливым пианистом-импровизатором и композитором, написал два вальса, которые популярны до сих пор. Широки были научные интересы Грибоедова: среди многих сфер знания его привлекали философия и археология, политическая и государственная деятельность.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 579; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!