Октября по старому стилю / 4 ноября по новому стилю



Неделя 23-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Празднование Казанской иконе Божией Матери.

Равноап. Аве́ркия, еп. Иерапо́льского, чудотворца. Свв. семи отроко́в, иже во Ефе́се.

Прпп. Фео́дора и Павла Ростовских.

Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой в честь Казанской иконы Божией Матери.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16–20. Лит. – Еф., 220 зач., II, 4–10. Лк., 83 зач., XVI, 19–31.

Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 4, и Богородицы, глас 4-й и глас 8-й – 6. «Слава» – Богородицы, глас 8-й: «Прииди́те, возра́дуемся…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе́ не ублажи́т…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.

На литии стихиры Богородицы, глас 2-й, глас 8-й и глас 7-й (см. на литии). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 6-й: «Тебе́ вси ро́ди...».

На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 5-й: «Воспое́м, лю́дие…».

По Трисвятом – тропарь Богородицы (Казанской иконы), глас 4-й (трижды)54.

Примечание. Тропари по Трисвятом можно петь следующим образом: «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь Богородицы (Казанской иконы), глас 4-й (единожды)55.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы (Казанской иконы), глас 4-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные56.

Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален Богородицы, глас 3-й: «Лю́дие благочести́вии…» (см. по 1-м стихословии), ин седален Богородицы, глас тот же: «Всю Тя Бог освяти́…» (см. по 1-м стихословии), ин седален Богородицы, глас 4-й: «Да ликовству́ет све́тло…» (см. по 2-м стихословии), ин седален Богородицы, глас тот же: «О Всеблагослове́нная Богоро́дице…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален Богородицы по полиелее, глас 1-й: «Правове́рно чту́щия Тя…», «И ныне» – ин седален Богородицы по полиелее, глас тот же: «Пречи́стая Твоя́ ико́на…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…» (но не «Молитвами Богородицы…»). Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны57: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и Богородицы (Минеи два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 8-й; седален Богородицы, глас тот же. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава, и ныне» – светилен Богородицы (по выбору)58.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 6-й – 4, и Богородицы, глас 4-й и глас 8-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее, в службе Богородицы, на стиховне великой вечерни). «Слава» – стихира евангельская 1-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондаки Богородицы и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6, и Богородицы, песнь 3-я – 4.

На входе: «...Воскресы́й из мертвых...».

По входе59 – тропарь воскресный, тропарь Богородицы (Казанской иконы). «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – кондак Богородицы (Казанской иконы).

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Богородицы.

Апостол и Евангелие – дня и Богородицы.

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».

54 Ср.: Типикон, 27 ноября, «Потре́бно есть ве́дати и сие́, яко а́ще случи́тся пра́здник Пресвяты́я Богоро́дицы, честна́го Ея́ Зна́мения: и свята́го великому́ченика Иа́кова Пе́рсскаго, в Неде́лю».

55 Ср.: Минея, 23 июня, «А́ще ли прилучи́тся Сре́тение Богоро́дицы в Неде́лю». Ср.: Минея-Октябрь. М., 2002. С. 562.

56 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 6-го гласа: «Благослове́нную нареки́й…».

57 Ср.: Минея, 23 июня, «А́ще ли прилучи́тся Сре́тение Богоро́дицы в Неде́лю». Ср.: Минея-Октябрь. М., 2002. С. 562.

58 Там же.

59 Ср.: Типикон, 27 ноября, «Потре́бно есть ве́дати и сие́, яко а́ще случи́тся пра́здник Пресвяты́я Богоро́дицы, честна́го Ея́ Зна́мения: и свята́го великому́ченика Иа́кова Пе́рсскаго, в Неде́лю».

Октября по старому стилю / 5 ноября по новому стилю

Понедельник. Апостола Иа́кова, брата Господня по плоти.

Перенесение мощей прав. Иа́кова Борови́чского, Новгородского чудотворца. Сщмч. Владимира Амбарцумова, пресвитера Московского60.

Служба ап. Иакова славословная, совершается вместе со службой Октоиха.

Порядок чтений, согласно календарю:

1 Сол., 267 зач., II, 20 – III, 8. Лк., 52 зач., X, 22–24.

Ап.: Гал., 200 зач., I, 11–19. Мф., 56 зач., XIII, 54–58.

На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры апостола, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Кро́вию муче́ния…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры апостола, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – апостола, глас 8-й: «Началопа́стыря Христа́…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Влады́чице, приими́…».

По Трисвятом – тропарь апостола, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Вся па́че смы́сла...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Вся па́че смы́сла...».

Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я.

Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется61. По 1-м и 2-м стихословии – малые ектении и седальны апостола (по дважды); по 3-м стихословии – малой ектении нет62, седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы.

Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и апостола на 6.

Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален апостола, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры апостола, глас 8-й – 4. «Слава» – апостола, глас 1-й: «Во о́гненней зари́…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Святе́йшая святы́х...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Вся па́че смы́сла...».

На часах – тропарь и кондак апостола.

Литургиясвт. Иоанна Златоуста.

Блаженны апостола, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь апостола. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь апостола; кондак храма. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и апостола.

Апостол и Евангелие – дня и апостола.

60 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 21 октября 2016 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы сщмч. Владимиру Амбарцумову, пресвитеру Московскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4645937.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/369).

61 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.

62 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. – Сост.] глаголет сам стихословля́яй» (Типикон, гл. 9-я).


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!