Октября по старому стилю / 27 октября по новому стилю
Суббота. Мчч. Наза́рия, Герва́сия, Прота́сия и Келси́я.
Прп. Нико́лы Свято́ши, кн. Черни́говского. Прп. Параске́вы Сербской. Прп. Космы́ Я́хромского (службу зри 18 февраля).
Служба мучеников не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха.
Порядок чтений, согласно календарю: 2 Кор., 178 зач., V, 1–10. Лк., 22 зач., VI, 1–10.
На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры мучеников, глас 4-й – 6. «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Же́ртвы слове́сныя…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ра́ди...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Же́ртвы одушевле́нныя…», 3-й: «Честна́ смерть святы́х Твои́х, Го́споди...», 4-й: «Иму́ще дерзнове́ние…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Свеще́ неугаси́мая…» (см. в стихирах на стиховне).
По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка...».
Кафизмы 16-я и 17-я29. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны:
В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один Крестовоскресный и один Богородичен), мучеников (Минеи) на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
|
|
Примечание. В храме Воскресения Христова при службе святого без знака в субботу воскресный канон рядового гласа является составным и включает в себя тропари из воскресного, Крестовоскресного и Богородичного канонов воскресной утрени отдаваемого гласа. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699.
В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников (Минеи) на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
В храме святого – канон мучеников (Минеи) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.
По 3-й песни – седален мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен мучеников. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
|
|
На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Кто не ужаса́ется…», 2-й: «А́нгелом соприча́стницы…», 3-й: «Ка́ко ва́шим подвиго́м…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Еди́на Чи́стая…» (см. в стихирах на хвалитех).
По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́...».
На часах – тропарь и кондак мучеников.
На Литургии блаженны Октоиха – 6.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мучеников; кондак храма, кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мучеников; кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.
Апостол и Евангелие – дня.
29 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).
|
|
Октября по старому стилю / 28 октября по новому стилю
Неделя 22-я по Пятидесятнице. Глас 5-й. Прп. Евфи́мия Нового, Солу́нского. Прмч. Лукиа́на, пресвитера Антиохи́йского. Свт. Афана́сия исп., еп. Ковро́вского.
Свт. Иоанна, еп. Су́здальского.
Сщмч. Лукиа́на Печерского, в Дальних пещерах. Свт. Диони́сия, архиеп. Су́здальского.
Служба прп. Евфи́мия Нового и прмч. Лукиа́на не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой30свт. Афана́сия исп., еп. Ковро́вского (Б).
Порядок чтений, согласно календарю:
Утр. – Ев. 11-е, Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – Гал., 215 зач., VI, 11–18. Лк., 35 зач., VIII, 5–15.
Свт.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 64 зач., XII, 8–12110.
А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 4, преподобного, глас 4-й – 3, и преподобномученика, глас тот же – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 5-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 5-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Еди́на безнаде́жным Наде́ждо...».
|
|
Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – преподобного, глас 2-й: «Преподо́бне о́тче…» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе́ но́ваго...»31.
На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – преподобного, глас тот же: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Храм и дверь еси...»32.
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (единожды), тропарь преподобного, глас 8-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка...».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные33.
Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 11-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, преподобного на 4 и преподобномученика на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак («Волне́ний мно́жества...») и икос преподобного, глас 2-й, кондак преподобномученика, глас тот же: «В поще́нии пе́рвее...»; седален преподобного, глас 8-й. «Слава» – седален преподобномученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
Примечание. Типикон умалчивает о кондаке преподобномученика, глас 4-й: «Яко святи́тель...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 133 об.) этот кондак также отсутствует.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 5-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 5-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 11-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобномученика. Кондак только воскресный.
На Литургииблаженны гласа – 8.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь преподобного, тропарь преподобномученика; кондак преподобного. «Слава» – кондак преподобномученика, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь преподобномученика; кондак воскресный, кондак преподобного. «Слава» – кондак преподобномученика, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь преподобномученика; кондак воскресный, кондак храма, кондак преподобного. «Слава» – кондак преподобномученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные.
Апостол и Евангелие – дня.
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 4, и святителя, глас 8-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «По вся дни…», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На литии стихира храма и стихира святителя, глас 2-й (см. на литии)34. «Слава» – святителя, глас 8-й: «Святи́телю и испове́дниче Христо́в Афана́сие…» (см. на литии), «И ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Сра́дуются с на́ми...»35.
На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – глас 2-й: «Но́вый до́ме Евфра́фов…» (см. в службе святителя), «И ныне» – Богородичен (на ряду), глас 8-й: «О, пресла́внаго чудесе́! Небесе́ и земли́ Цари́ца...»36.
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й: «Сла́вы Бо́жия ревни́теля...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка...».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные37.
Полиелей. Величание святителя и избра́нный псалом. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален святителя по 1-м стихословии, глас 5-й: «Се́рдце ми́лующее...»; седален святителя по 2-м стихословии, глас 7-й: «Прии́м вся ору́жия Бо́жия...». «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Прииди́те, празднолю́бцы и по́стницы...», «И ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «К Засту́пнице страны́ на́шея...». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 11-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и святителя на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак святителя, глас 3-й: «Днесь Афана́сий святи́тель...», и икос, глас тот же; седален святителя, глас 4-й: «Взира́я на Нача́льника ве́ры...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Днесь све́тло красу́ется...».
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 5-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й, светилен святителя. «Слава» – ин светилен святителя, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5-й – 4, и святителя, глас 4-й и глас 8-й – 4 (со славником38 и припевами своими; припевы см. в службе святителя на стиховне великой вечерни). «Слава» – стихира евангельская 11-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки святителя и воскресный читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа – 6 и святителя, песнь 3-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святителя; кондак воскресный. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святителя; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и святителя (см. в службе святителя).
Апостол и Евангелие – дня и святителя.
30 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 4 октября 2012 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы священноисповеднику Афанасию (Сахарову), епископу Ковровскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/2515090.html), на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/211), а также опубликован в официальном Православном церковном календаре на 2014 год (М., 2013. С. 226–239).
31 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63.
32 Там же. С. 65–67.
33 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 5-го гласа: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».
34 В стихирах на литии может петься также хвалитная стихира святителя (глас 4-й [или славник, глас 8-й]), которая в стихирах на хвалитех будет опускаться (ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»).
35 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.
36 Там же. С. 65–67.
37 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 5-го гласа: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».
38 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир святителя допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.:Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73). Пропущенная стихира может быть спета в стихирах на литии (см. выше).
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 319; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!