Октября по старому стилю / 2 ноября по новому стилю



Пятница. Вмч. Арте́мия.

Прав. Арте́мия Веркольского(службу зри 23 июня).

Служба вмч. Арте́мия шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха.

Порядок чтений, согласно календарю:

1 Сол., 266 зач., II, 14–19. Лк., 50 зач., X, 1–15.

Вмч.: 2 Тим., 292 зач., II, 1–10. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – великомученика, глас 2-й: «Разу́мнаго свети́льника…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Егда́ Нескве́рная А́гница...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «За Христа́ зако́нно…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Ви́дящи Тя...».

По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 4-й43. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и великомученика на 6.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – седален великомученика, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен великомученика, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Днесь вселе́нная вся…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Ви́дящи Тя...».

По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси гора́...».

На часах – тропарь и кондак великомученика.

На Литургии блаженны Октоиха – 4 и великомученика, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь великомученика; кондак великомученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…».

В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь великомученика; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак великомученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь великомученика; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак великомученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и великомученика.

Апостол и Евангелие – дня и великомученика.

43 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 167 об.) указывают тропарь великомученика, глас 4-й: «Му́ченик Твой, Го́споди, Арте́мий...».

Октября по старому стилю / 3 ноября по новому стилю

Димитриевская родительская суббота. Прп. Иларио́на Великого.

Свт. Иларио́на, еп. Мегли́нского.

Прп. Иларио́на, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Иларио́на Псковоезе́рского, Гдо́вского.

В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление.

Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия.

Служба прп. Иларио́на Великого совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона.

Порядок чтений, согласно календарю:

2 Кор., 185 зач., VIII, 1–5. Лк., 29 зач., VII, 2–10.

За упокой: 1 Сол., 270 зач., IV, 13–17. Ин., 16 зач., V, 24–30.

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4-й – 3, и мученичны Октоиха, глас 5-й (2-й: «Щито́м ве́ры…», 3-й – тот же, 4-й: «О земны́х всех…»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – преподобного, глас 2-й: «От ю́ности твоея́…», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…».

Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Бо́же, Засту́пник мой еси Ты...», со стихом.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й (с заупокойными припевами: «Блаже́ни, яже избра́л...», и проч.). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Ду́ха Свята́го испо́лнен…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чи́стая Де́во…».

Примечание. «На стихо́вне му́ченичен 1-й, и ме́ртвена два кир Иоа́нна Дамаскина́» (Типикон, гл. 13-я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды44.

Примечание. На субботнем богослужении с «Аллилуиа» припевы вечерних стиховных стихир в службе 2-го и 8-го гласов приводятся в Октоихе на ряду. При совершении субботней службы 1-го, 3-го – 7-го гласов припевы заимствуются с утренних стиховных стихир Октоиха (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 748).

По Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия»45, глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блаже́ни, яже избра́л и прия́л еси, Господи», 2-й – «Па́мять их в род и род», 3-й – «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

Тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

Кафизма 16-я. Обычная малая ектения. Седальны Октоиха, глас 5-й: «Чудеса́ святы́х Твои́х му́ченик…» (см. по 1-м стихословии), «Го́споди, ча́ше Страсте́й Твои́х…» (см. по 2-м стихословии), стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев», и седален: «Святы́х му́ченик исправле́нием…», стих: «Блаже́ни, яже избра́л…», и седален: «Поко́й, Спа́се наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха (см. по 2-м стихословии): «От Де́вы возсия́вый…». (Ср.: Типикон, гл. 13.)

Кафизма 17-я (Непорочны) поется, по Уставу, на 2-й глас; эта кафизма разделяется на две части, или статии́46. Припев к стихам 1-й статии: «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м». В конце статии «Слава, и ныне» не поется, но вместо этого трижды (с припевом) последние стихи: «Яко а́ще бы не зако́н Твой…», «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х...».

Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом47; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды48.

Затем произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще́ молимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих (имя рек)…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в и вся́кия пло́ти…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

После этого начинается пение 2-й статии: «Твой есмь аз…» с припевом к стихам: «Спа́се, спаси́ мя»49; последние стихи статии: «Жива́ будет душа́ моя…», «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее...», поются (с припевом) трижды.

Затем на 5-й глас поются тропари по Непорочных50: «Святы́х лик…» и прочее, с припевом: «Благослове́н еси, Го́споди…». Произносится малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). В конце ее «Господи, помилуй» – 40 раз, а иерей тайно читает молитву «Боже духо́в…». По возгласе поется седален, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый…». Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобного на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4.

Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660.

В храме святого – канон преподобного со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы 1-го (мученичного) канона Октоиха.

По 3-й песни – обычная малая ектения; кондак («Яко свети́льника...») и икос преподобного, глас 3-й; седален преподобного, глас 8-й: «Анто́ния Боже́ственнаго...». «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Де́ву и Еди́ну в жена́х...».

По 6-й песни – малая заупокойная ектения51. Кондак, глас 8-й: «Со святы́ми упоко́й…» и икос, глас тот же: «Сам Еди́н еси Безсме́ртный…».

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий52 Октоиха: «Иже и ме́ртвыми, и живы́ми облада́яй…». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе́ хва́лимся…»53.

Примечание. Типикон указывает при аллилуйной службе в субботу петь светилен Октоиха. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 5-го гласа). Светилен исполняется дважды через «Слава, и ныне», первый раз оканчиваясь словами: «Моли́твами, Го́споди, святы́х Твои́х, и спаси́ мя», а второй – «Моли́твами, Го́споди, Богоро́дицы, и спаси́ мя».

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны), глас 5-й – 4. «Слава» – мертвен Октоиха, глас тот же: «Ты, созда́вый мя, Го́споди...», «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «О́ле окая́нная душе́!..».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й (со своими припевами: «Блаже́ни, яже избра́л...», и проч.). «Слава» – преподобного, глас 2-й: «Ти́хое твое́, о́тче...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Прииди́те, Ма́терь Све́та...».

По Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

На часах – тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы…». «Слава» – «Помяни, Господи, яко Благ…». Кондак: «Со святыми упокой…».

Литургиясвт. Иоанна Златоуста.

Блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…», ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе́ и Сте́ну, и Приста́нище…».

Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Господе…», и заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х…».

Апостол – дня и заупокойный (1 Сол., зач. 270).

Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззва́ша пра́веднии…», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…»; и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».

Евангелие – дня и заупокойное (Ин., зач. 16).

Причастен – дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии…», и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».

Примечание. При совершении в субботу службы с «Аллилуиа» (по 13-й главе Типикона) на Литургии Апостол и Евангелие святого не читается, а прокимен, аллилуиарий и причастен святого не поется.

44 В субботней службе Октоиха 1-го, 2-го, 3-го и 8-го гласа на стиховне вечерни – один мученичен и два мертвена, а в службе 7-го гласа – два мученична и два мертвена.

45 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В.Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755).

46 Порядок священнодействий иерея и диакона см. в субботу Мясопустную.

47 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 25; Последование исходное монахов, Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116.

48 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование парастаса, сиречь великия панихиды и всенощнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды.

49 По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).

50 Во время пения тропарей по Непорочных священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.

51 По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой…» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь.

52 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 764.

53 Поскольку в службе преподобного в Минее есть светилен, ексапостиларии допустимо петь следующим образом: светилен преподобного; «Слава» – ексапостиларий Октоиха: «Иже и ме́ртвыми, и живы́ми облада́яй…», «И ныне» – Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе́ хва́лимся…».


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!