КРАЙ ДИКАРЕЙ, ИЛИ СТРАНА СВЯТОГО ЛАЗАРЯ
Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долини гор.
Второзаконие, 8, 7.
"Путешественнику-профессионалу принадлежит вся земля, не важно где он родился, важно, кто из великих или имущих мира сего, первым мудро догадался привлечь его на свою сторону", – убеждал меня как-то один мой зарубежный коллега, рассказывая об источниках и истории финансирования своих экспедиций, вплоть до смены им с этой целью гражданства.
Я возражал, особенно, против последнего способа, напирая на национальную гордость великороссов, приводя примеры патронажа и меценатства на Руси, например, членов императорского двора и русских купцов по отношению к русским путешественникам. Коллега же горячо убеждал меня в том, что у нынешней российской власти еще долго будет рабоче-крестьянский или базарный менталитет, с вытекающим отсюда отношением и к планетарной культуре, и к моей, экзотичной для них, профессии.
– У вас толпы космонавтов – героев, – горячился он, – скоро они отдельными колонами на парадах ходить будут, а до познания культур собственной планеты, вам как аборигенам до космоса. А ты у них в стране один, и жизнь у тебя одна. Ты же видишь, что ты им не нужен. Сдохнешь от своей малярии или нищеты. А не нужен, значит катись отсюда туда, где нужен и востребуем. И это не предательство вовсе, как ты говоришь, а гордость. Знаешь, географ, русло какой величайшей реки у Вас не указано на картах? Той самой, по которой утекают из вашей страны мозги. Что-то я не вижу Асуанской плотины на их пути. Не за деньгами, как пираты или попрошайки, должны ездить толковые политики за рубеж, а за мозгами, которых самим не хватает. Вот ваш Петр Первый это понимал. За право стать участником любой твоей экспедиции международный пул нужно выставлять. Помнишь историю с Лаперузо? Среди претендентов на участие в его экспедиции был 16-летний корсиканец по имени Наполеон Бонапарт. Его не приняли в ту экспедицию, так он потом, позже, свою экспедицию к вам в Россию организовал.
|
|
Зная мое поклонение перед значимыми для мировой истории личностями, коллега активно применял запрещенные приемы:
– Или вспомни Магеллана…
ПАРАДОКСЫ ИСТОРИИ
Третий год пять кораблей Магеллана настойчиво идут к своей цели. Уже открыт отважным мореплавателем пролив, ныне носящий его имя. Впереди – острова загадочных азиатов, тревожная и манящая неизвестность…
Искусно используя соперничество между португальским и испанским домами, португалец Магеллан предложил испанскому королю Карлу I свои услуги.
Согласно договору, подписанному ими в 1518 году, король обязался снарядить экспедицию к богатым пряностями Молуккским островам, и сдержал свое слово. Главе экспедиции, в случае если он достигнет этих островов, причиталось двадцать процентов чистой прибыли от добытого богатства…
|
|
Магеллан злился, несговорчивые вожди наотрез отказывались поступиться своей независимостью. Ну, что ж, аргументы для непокорных дикарей всегда под рукой. Полуобнаженные гости – вожди, вскочили на ноги, когда палуба испанского судна, вздрогнув под ними, окуталась пороховым дымом от залпа корабельных орудий. Глава острова Лимасава, раджа Коламбус, тут же признал себя вассалом испанского короля и подписал непонятную ему бумагу. Испанцы незамедлительно установили на его острове крест, отслужили мессу, и уже на пасху 1521 года Магеллан вступил во владение первым островом архипелага, принудив Коламбуса принять крещение.
Хумабон, "губернатор" следующего острова Себу, пожелал… получить дань (?!) от "капитана величайшего из королей и вождей на земле" (так представлял себя старейшинам Магеллан).
Не дань, а неизменный незатейливый ассортимент завоевателей предложил Магеллан в ответ на "наглое" пожелание островитянина: пусть жители острова Себу выбирают между войной и миром! Мгновенный выбор Хумабона проиллюстрировали его соотечественникам водруженный испанцами на Себу крест и очередная месса. Вождь тоже принял католическую веру, правда, к этому решению его склонили скорее не шантаж и сила, а смекалка и медицинские познания Магеллана. Любимый внук вождя страдал от тяжелой лихорадки, и тому, конечно же, помогла выздороветь католическая вера, а не лекарства, принятые вместе с ней "из рук" Магеллана. Благодарный и уверовавший вождь во время крещения был переименован в Карла, а его жена в одночасье стала теской испанской королевы Хуаны.
|
|
Настала очередь прибрать под испанскую корону следующий остров – Мактан, а точнее, сравнительно непривлекательный островок, покрытый вулканическими камнями…
"На этом месте 27 апреля 1521 года погиб Фернан Магеллан, смертельно раненный в бою воинами острова Мактан. Одно из судов Магеллана, "Виктория", под командованием Хуана Себастьяна Элькано покинуло Себу 1 мая 1521 года и бросило якорь в гавани Сан-Лукар де Баррамеда 6 сентября 1522 года, завершив, таким образом, первое в истории кругосветное путешествие".
С усилием отрываю взгляд от текста на табличке, встаю с горячих даже в тени камней и медленно обхожу небольшой обелиск, прислушиваясь к сложной гамме своих чувств. Умышленно растягиваю время, которое сжимал и подгонял на долгом и длинном пути сюда… Здесь поразило Магеллана бамбуковое оружие лапу-лапу, здесь же его тело было сожжено островитянами вместе с телами других убитых ими испанцев. А спустя четыре дня экипажи захватчиков, так и не сумев отдать должные почести павшим товарищам, поставили паруса и взяли обратный курс к берегам Испании, чтобы, движимые жаждой возмездия и наживы, вернуться сюда… через четыре десятка лет. А вот и обратная сторона обелиска как оборотная сторона истории:
|
|
"Здесь 27 апреля 1521 года воины лапу-лапу, сражаясь с испанскими завоевателями, убили их предводителя Фернана Магеллана. Вождь лапу-лапу – первый филиппинец, отразивший европейскую агрессию".
Задумчиво иду по песчаному шлейфу побережья. Слепящий белый песок захлюпал под ногами, неожиданно превратившись в теплую и абсолютно прозрачную воду моря. По песку этого берега шуршали когда-то днищами лодки испанской экспедиции, искавшей "острова пряностей". Увы, не пряности и богатства нашел на этой земле Магеллан, а смерть свою в короткой и жестокой схватке. Давно стремился я попасть в эту точку на глобусе, значимую для путешественника с любым гражданством…
За моей спиной – каменная стела в честь отважного мореплавателя, а в тридцати шагах впереди, у самого берега, величественный памятник мактанскому вождю лапу-лапу, вполне возможно, от руки которого и пал командор.
Слава великому мореплавателю Магеллану, смело вписавшему строки в сюжет всемирной истории!
Слава вождю лапу-лапу – первому герою в борьбе за независимость своей Родины от иноземных захватчиков!
Парадоксальные сюжеты истории, и параллельно, магическая игра цифр. Четыре дня, четыре десятилетия, четыре века… Трагедия, разыгравшаяся здесь четыре с лишним века назад, сохранила свободу исконным жителям архипелага лишь на сорок с небольшим лет.
Копье лапу-лапу отодвинуло приход колонизаторов в эту страну на целое поколение, но не навсегда. В 1565 году пришел с мечом и распятьем другой испанец – Легаспи. И было с ним еще больше воинов. Много островитян было убито и замучено ими. Люди Легаспи жестоко покарали за смерть Магеллана не только Мактан, но и жителей острова Себу. Еще не догорели туземные хижины, присыпающие горячим пеплом смуглые тела их хозяев, а испанцы уже ворошили окровавленными мечами пепелища в поисках золота и драгоценных камней. Человек, убивший Магеллана, к тому времени уже умер, но в семье старого вождя нашли испанцы медальон с ликом Христа, подаренный Магелланом своей первой крестнице, нареченной им Хуаной. На месте этой сентиментальной и кровавой находки Легаспи решил построить базилику.
И вновь случайность? Базилика и сегодня стоит в сотне метров от установленного Магелланом креста.
И вновь парадокс? Медальон вставлен в стену церкви, построенной Легаспи, беспощадным завоевателем архипелага, и эта "базилика святого младенца" почитается нынешними филиппинцами как святыня.
Легаспи спас и крест, установленный Магелланом. Спас от людей, желающих уничтожить память о завоевателях. Но уже дети и внуки тех самых островитян, стали отщипывать от уцелевшего креста деревянные волокна… на счастье. Сегодня, остатки реликвии упрятали в металл, а рядом соорудили новый крест. И дрожат, сохраняя парадоксальную память легкие язычки пламени свечей и лампад, возжигаемых людьми у первого перекрестия, установленного первыми христианами, на месте первого скрещения оружия, на месте первого перекрестья культур и религий.
Если Филиппины – это более 50 млн. человек, представляющих свыше 90 народностей, то Себу – это маленькие Филиппины. Прощай Себу – первый город на архипелаге. Ты оказался совсем не похож на Манилу, нынешнюю столицу Филиппин, выстроенную Легаспи на развалинах мусульманского княжества раджи Солимана. Архитектура Себу, – это восточное великолепие дворцов и американские виллы филиппинских миллионеров на Беверли-хилл, европейские небоскребы банков и теснота лачуг, сколоченных из фанеры и жести. Здесь, как, пожалуй, нигде на архипелаге, колорит юга, обогащенный влиянием Китая, Таиланда, и арабские мотивы спокойно уживаются на беспокойных улицах с каменными постройками испанцев и самобытными строениями себуанцев. Это место, где гармонично сосуществуют созерцательность Востока и прагматизм Запада.
Почти на окраине города диковинным кораблем, скользящим над густой тропической зеленью, возвышаются ажурные крыши даоского храма. Длинная вереница автомобилей движется к нему вверх по горной дороге. Каждые среду и воскресенье сюда стремятся приверженцы даосизма – представители китайской части населения.
Вновь под крылом самолета острова Святого Лазаря. Так назвал Магеллан эти затерянные в океане россыпи суши. Но название страны, предложенное Магелланом, не сохранилось. Не прижилось, как и многие другие названия. В древних китайских хрониках Филиппины упоминаются как Цзиньшань (гора золота). Китайские торговцы именовали ее "Маи" или "Майи" ("земля дикарей", "страна трех островов", "страна, лежащая перед материком"), а также "Хайтан" от "Аэта" – так, без разбору назвали всех людей, населяющих эти острова.
– В честь престолонаследника испанского Филиппа нарекаю земли эти именем его, – торжественно произнес глава испанской экспедиции Лопес де Вильялобос, и страна, состоящая свыше, чем из семи тысяч островов, обрела имя бессменно существующее с середины XVI века по сей День.
Выражаясь сухим языком географических справочников: Филиппины – крупное островное государство Юго-Восточной Азии. Точное число островов этого архипелага указать просто невозможно. Порой океан, будто забавляясь, забирает одни и поднимает со дна новые островки, презирая человеческую страсть к инвентаризации. Девять десятых от общего числа островов – практически необитаемы, а примерно у четырех тысяч из них нет даже названий. Так что, ступив на них, смело можете называть "открытые" вами "необъятные" (проверено, охвата рук не хватает) территории именами своих любимых женщин, если вы настоящий мужчина, или давать им менее привлекательные названия, если вы соответственно принадлежите к более привлекательной половине человечества.
ЛЕСТНИЦА В НЕБО
Рисовые террасы народа ифугао в Банауэ по праву называют восьмым чудом света. Столетиями люди с помощью огня и воды ваяли в скалах громадные ступени. Но не лестницу для великанов-небожителей кропотливо возводили они, наносив на ступени плодородную землю, обкладывая ее стеной булыжника, сооружая бамбуковые водостоки. Рисовые террасы – это "хлебные" поля народа ифугао, это жизнь людей, добывающих хлеб свой, вот уж во истину, в поте лица своего. Если террасы вытянуть в одну линию, они могли бы опоясать половину земного шара. Поля в верхней части долины Бонток занимают площадь несколько сот квадратных километров, поднимаясь из долины на высоту 1700 метров. Ширина каждой такой "ступеньки", засаженной рисом, от двух до семи метров. У подножия террас – грядки с саженцами. Набрав силы, ростки будут пересажены на подготовленные горные участки. Не единожды поклонится человек каждому стебельку в обмен на будущую горсть риса, "подаренную" этим ростком. Каждое утро, как и тысячи лет назад, совершают водоносы трудный подъем из долины, где вырыты небольшие водоемы для сбора дождевой воды, к вершинам горных террас. Делянку за делянкой обходят они с большими глиняными кувшинами, чтобы до наступления жары укрыть водой корни изумрудных побегов риса. Не убавляется работы и в период дождей: стремительные ручьи могут разрушить террасы и смыть саженцы, и нужно успеть соорудить отводы для бурлящей горным потоком воды, иначе все предыдущие труды пойдут насмарку.
Сегодняшняя жизнь крестьян мало отличается от жизни их предков, которые когда-то возвели эти террасы. Археологи, изучающие уникальную строительную систему рисовых террас, считают, что им более двух тысяч лет. Есть и ученые настаивающие, что возраст этих сооружений не менее четырехсот веков. Лично для меня гораздо важнее другое – та верность традиции, памяти, долгу у этих людей, знающих обо всех возможных удобствах современной цивилизации, "фонтанирующей" в сотне километров от их селений, и не желающих при этом оставить землю, обильно поливаемую потом, а в прошлом даже кровью их предков. И все это лишь за возможность не умереть от голода…
Я возвращаюсь в Москву. Что ждет меня дома, какие новости и перемены на этот раз? Надеюсь, хорошие, потому что на самом верху моей дорожной сумки стилизованная резная фигурка "сари-манок" – птица, стоящая на рыбе. Это не просто филиппинский сувенир, это символ благополучия и добрых вестей.
ЗАПИСКИ НА ПАЛЬМОВЫХ ЛИСТАХ
1799 года, марта 15 дня, был я отправлен указом царя в Рангун-город. Путь мой лежал через Турцию на Багдад, а далее через Мадрас и Каликут корабельной дорогой до Рангуна. Цвет тела жителей его белый, расположением лица походят они на китайцев. Все вообще употребляют в пищу сарачинское пшено и рыбу. А на верфи в Пегу пошел я смотреть на строительство корабля для их Государя, но (кощунственно) наступил на корабельную доску и чуть не лишился головы. Но, слава Всевышнему, из тюрьмы меня выкупили… Рафаил Данибегов, первый подданный российской империи в Бирме.
Географическая справка
Мьянма (прежнее название – Бирма) находится на западе Индокитая, площадь около 700 кв. км. Главная река – Иравади длинной почти 2000 километров. Население составляет около 100 народностей, самое многочисленное – бирманцы. Основная религия – хинаяна (южная ветвь буддизма). Исторический возраст государства – около 2500 лет.
Из журнала "Культ личностей"
Два известных искателя приключений в нашей державе, а именно – Президент Фонда русских экспедиций Виталий Сундаков и глава Ассоциации каскадеров России Александр Иншаков пересекли Мьянму. Со времен Афанасия Никитина это были первые иноземцы, которые не просто посетили закрытую на тот период страну, а исследовали всю ее территорию в составе организованной и осуществленной ими экспедиции. Их транспортными средствами были старенький джип и комфортабельный авто из императорской "конюшни", слоны и пироги, бамбуковый плот и… рифленые подошвы их трекинговых сапог.
Руины древних городов и затерянные в джунглях деревушки, величественные дворцы многочисленных прежних и настоящих столиц и буддийские паломнические центры. Сменялись утро на вечер, восторг на усталость, любопытство на знание. Оглушающие палитрой звуков, цветов и запахов рынки, безмолвные глади озер и непредсказуемые джунгли рассказывали им свои сказки, доверху наполненные восточным волшебством. Александр Иншаков, как и подобает профессиональному каскадеру, испытывал на прочность джунгли, и все, что им сопутствовало. А Виталий Сундаков, как и подобает профессиональному путешественнику, вел дневник, который назвал "Записки на пальмовых листах".
Лист 1. МЬЯНМА
Мальчишкой я очень любил сказки. А еще любил, чтобы их мне читала перед сном моя бабушка. Тогда я мог закрыть глаза, и воображение рисовало мне яркие картинки, которых не было, например, в любимой потрепанной книжке "Сказки Бирмы". Каждая вторая сказка в этой книжке начиналась со слов "Это произошло в Патане…"
Сегодня мы знаем, что сказочная страна Бирма (современное название – Мьянма) лежит южнее Китая и восточнее Индии. С севера на юг ее пересекает величественная река Иравади. В самом центре этой волшебной страны и стоит город Паган. Правда, более семисот лет тому назад Паган перестал быть столицей Мьянмы.
Но теперь я знаю еще, что даже самый правдивый рассказ об этой стране все равно будет похож на сказку. Потому что не в сказке, а наяву Новый год сюда приходит дважды за 12 месяцев (лунный и солнечный). Женщины в этой стране моются, не снимая одежды, чтобы наготой тела не оскорбить невидимых духов, и носят на себе двадцать килограммов украшений, расставшись с которыми они тотчас погибнут. Мужчины ходят в юбках-лоунджи, а волшебный колокол исполняет заветные желания. Здесь празднуют двадцать больших праздников в году и поклоняются тридцати семи могущественным духам-нагам, хотя каждый мужчина в стране как минимум на неделю становится буддийским монахом. Здесь восемь сторон света и восемь дней в неделе. Люди спрашивают друг друга не в какой' год ты родился, а в какой день недели? И это очень важно. Даже имена здесь начинаются с одного из слогов, обозначающего этот день. А еще в этот день, как, впрочем, в понедельник и в пятницу, астрологи Мьянмы запрещают стричь волосы. Зато на юбилей совершеннолетия, в 14 лет, мальчику принято дарить слоненка. Растет ребенок, и вместе с ним его слон. Люди и слоны живут примерно одинаково долго… или недолго. Время и богатство здесь измеряют иначе. Тысячи людей, например, живут в хижинах, а в сотнях пустующих каменных дворцов и храмов обитает лишь вечность.
В период средневековья Китай считал эти земли южной провинцией своей "Великой империи". Затем, во времена колониальных завоеваний, за право обладания ею три года воевали Франция и Англия. По воле англичан она все же стала одним из восточных штатов Индии. В период второй мировой войны японцы включили ее в свою "Восточную сферу процветания". Лишь в 1948 году государство обрело независимость, став нейтральной, неприсоединившейся страной, закрывшейся от всего мира. Можно понять людей, сполна натерпевшихся от "разномастных гостей", безвозмездно растаскивающих из "их дома" тиковую древесину, нефть, свинец, серебро, вольфрам, олово, самоцветы, жемчуг и шедевры ремесел.
Лист 2. МОНАХИ
Каждый пятый житель этой страны – монах. Или был им. Или будет в следующей жизни, если он в этой жизни женщина. Потому что женщина не может быть монахом. Но зато, если она обреет свою голову, облачится в розовые одежды и будет всю жизнь прислуживать монахам, то в следующей жизни она обязательно родится мужчиной и тогда сможет стать монахом.
Чинно движется цепочка монахов – поунджи от дома к дому. В их руках большие чаши-тапеит для бескорыстных подношений. Перед хозяевами домов, у которых они останавливаются, не возникает вопросов, о том, чтобы дать риса, овощей или денег монахам? Их больше беспокоит другой вопрос – примут ли монахи их пожертвования? Если возьмут, значит заберут и часть грехов. Если перевернут чашу вверх дном, то это хуже проклятия. Прочнее камня древние традиции. Кстати, причиной, положившей начало народным восстаниям против английской колонизации, было нарушение этих традиций англичанами, в частности, нежелание интервентов разуваться, входя на территории храмовых комплексов и монастырей. И в результате "Башмачный бунт" принес стране свободу не только от "импортной" обуви, но и от непрошеных гостей.
Едят монахи лишь один раз в сутки, до полудня, например, просто зайдя в любой дом, где их тут же с благодарностью накормят. Все остальное их время, за исключением сбора подношений для монастыря, посвящено созерцанию, размышлениям и мысленному общению с Буддой.
"Не убей живого" – главная заповедь буддиста. Что ж, для кого-то и муха должна быть маленькой птичкой, если другие готовы ради забавы убить даже слона, как большого серого таракана.
Лист 3. АЗИАТСКАЯ ВЕНЕЦИЯ
…Инле – это большое озеро. Живущие на нем плетут свои жилища из трав и веток. На высоких сваях стоят дома-гнезда. Но живут в них не птицы, а люди озера Инле. Живут крестьяне и ремесленники, целители и монахи. А еще рыбаки. Вернее, все они еще и рыбаки. И не только потому, что в воде живет основная их еда – рис и рыба. Буддийский рыбак знает, что после смерти он превратится в того, кого ел при жизни. Рыбак ел рыбу. Когда он умер, его тело опустили в воду озера. Теперь рыба ест рыбака, а это значит, что она станет в своей следующей жизни рыбаком. Маленькая рыбацкая хитрость – и рыбак вновь и вновь, вечно рыбак.
Передвигаются жители по улицам своего города чуть ли не на выдолбленных бревнах, взяв в ногу весло, точнее, обняв его ногой. И в гости, и на работу, и на рынок. Ну а чтобы десятилетняя дочурка не выпрашивала у вас на рынке, например, кулек жареной саранчи или кусочек соленой змеи, ее оставляют в большой детской лодке. Оттуда она никуда не денется, а будет вместе с остальной детворой, покуривая свою трубочку, дожидаться возвращения родителей.
Отправляясь торговать зеленью, можно прицепить багром к лодке и всю свою плавающую грядку, чтобы напрасно не срывать душистые побеги. Подплыв к лодке продавца, можно купить у него сочные водоросли, меч для дочери, юбку для мужа или сына, за ту же цену пару лопат земли для своего огорода или коробочку косметического порошка.
Как и все азиатские женщины, бирманки чрезвычайно дорожат светлой кожей. Для того чтобы уберечься от загара, они готовят специальный порошок из коры дерева танака. Затем эту пудру разводят водой, и полученной пастой покрывают себе и малышам лицо и руки. Одни это делают небрежными мазками, другие старательно выводят различные геометрические фигуры и даже замысловатые узоры.
Лист 4.РАНГУН
Рангун – не только нынешняя столица, которую еще недавно сами ее граждане называли "сонной столицей", но это и своеобразные ворота в удивительный мир Мьянмы. Этот мир более всего знаком нам по творчеству Киплинга, который был очарован им во время своего пребывания в Бирме в составе английского экспедиционного корпуса. Вместе с героями писателя – Маугли, Багирой, удавом Ка, мангустом Рики-Тики-Тави – миллионы детей погружаются в жизнь джунглей, открывают затерянные в "зеленом океане" древнейшие города, прикасаются к рубинам и золоту ушедших правителей.
Я наизусть помню многие строчки о Бирме одного из любимых с детства авторов – Кира Булычева. Это из его "взрослых" книг я узнал о том, что Паган существует взаправду. Что его не поглотили непроходимые джунгли, как случилось это с храмами Ангкора и пирамидами майя, его не засыпали горячие пески пустынь, как Хара-Хото или Хорезм. Он и поныне, безлюдный, древний и прекрасный, одно из самых почитаемых мест в стране.
Не напрасно царь Анируда собрал когда-то в Паган лучших ремесленников со всех концов своего огромного в те времена царства. Новая столица должна была превзойти все известные царю грады. Пирамиды и храмы, пагоды и библиотеки – сотни монументальных сооружений воспели величие Паганского царства. Первым из европейцев увидел Паган, еще процветающим и многолюдным, великий путешественник Марко Поло, находившийся в то время на службе императора Хубилай-хана, внука Чингисхана.
В отличие от храмов, пагоды не имеют входов-выходов. Это глухие сооружения, под фундаментом кладки которых покоятся священные "реликвии". В большинстве пагод замурованы священные буддийские тексты. В чреве других строений вечная жизнь уготована статуэткам различных божеств, изготовленным мастерами из дорогих минералов и камней. Более глубокое почтение вызывают у подвижников буддизма те пагоды, что возведены над емкостями с лоскутами монашеской тоги самого Будды. Ну и, наконец, особое поклонение – каменным и кирпичным сооружениям, хранящим в себе волосы, зубы или кости Великого Учителя.
Зато никто не знает, где покоятся многочисленные и могущественные при жизни короли Паганского царства. Ни пирамид, ни величественных надгробий, ни мавзолеев. Они увековечивали свои имена, строя не гробницы для себя, а храмы для богов.
Лист 5. ШВЕДАГОН
В Рангуне находится самый знаменитый храмовый комплекс Мьянмы – величественный Шведагон – врата в историю. Давным-давно два брата -Таписса и Бхалика – увидели в Индии Будду, сидящего под священным деревом Бо. Они получили в дар восемь волос с его головы и наставление хранить их в родном городе братьев Оккале. Вернувшись домой, братья исполнили волю Просветленного: выстроив пагоду, они замуровали в ее стены волосы Великого Будды. Священные хроники свидетельствуют: "Волосы взлетели на высоту семи пальм, от них исходили сверкающие лучи. И глухие услышали, немые заговорили, а земля оказалась усыпанной жемчужинами…"
Оккалла был тогда городом, стоящим на месте современного Рангуна. Некогда скромная пагода стала позже великим Шведагоном, одетым в тонны золота. Почти каждый из правителей покрывал пагоду золотом, равным его собственному весу.
Сегодня главная стометровая "огненная ступа" покрыта золотом уже снизу доверху. Плотным кольцом, как верные стражи, ее окружают семьдесят две золоченые пагоды. Между ними покрытые мозаикой и позолотой фигуры духов нагов – покровителей всего живого. Венчает главную Золотую пагоду Тхи (на вершине) короля Миндона. Унизанный полутора тысячами золотых и серебряных колокольчиков, он разливает окрест волшебный звон. Вращаясь под порывами горячего ветерка, сверкает сотнями бриллиантов, изумрудов и рубинов тридцатикилограммовый золотой флюгер, и вместе с ним кружится в танце "алмазный бутон сейнпью" – инкрустированный тысячами самоцветов золотой шар диаметром в четверть метра.
За пагодой восьми планет стоит на земле колокол судьбы Махаганта. Это один из самых больших и красивых колоколов в мире. Во время англо-бирманской войны англичане выкрали колокол из пагоды, пытаясь увезти его в Англию на пароходе. Но пароход опрокинулся, и поднять колокол со дна своенравной реки англичане сколько ни пытались, используя свои передовые технологии, так и не смогли. Из вязкого ила свою святыню вызволили бирманские ныряльщики, привязав к колоколу тысячи полых бамбуковых стволов. Говорят, он исполняет любое заветное желание. Паломники идут к нему со всей Юго-Восточной Азии. Придя, они неделями могут сидеть подле него, но многие так и не решаются произнести свое сокровенное желание. Их не трудно понять. Попросишь здоровья, можешь потерять надежду, попросишь богатства, потеряешь любовь и дружбу. Паломники молятся, скрестив ноги или преклонив колени. В руках многих цветок лотоса – символ очищения от непристойных помыслов.
Я поднимаю с земли тяжелую деревянную колотушку. Сотни глаз смотрят на меня. С завистью или с осуждением, с радостью и благословением. На секунду задумавшись, трижды бью отполированной тысячами рук колотушкой о землю и в колокол, как того требует ритуал. Я просто хочу пить. Кто-то легонько трогает меня за плечо. Оборачиваюсь. В руках девушки кувшин с холодным, чуть сладким напитком. Желание исполнилось мгновенно. Впрочем, я и не сомневался.
Десятиметровые львы-чинте, стерегут вход в пагоду, но не от людей. Кто, явившись сюда, может стать их добычей, ведают сегодня лишь они.
– Хотите получить самое дорогое почти даром? – спросили меня у выхода.
– А что, по-вашему, самое дорогое? – спросил я.
– Естественно, свобода, – ответили мне и предложили купить плененную птичку, чтобы подарить ей свободу. Я купил и подарил свободу птичке. Но она, сделав круг, вернулась в клетку. Продавец улыбнулся. Как же я забыл две важные истины: 1) свободу можно продать, но нельзя купить; 2) в свободе тела нуждается лишь свободный духом.
Лист 6. СЛОНЫ
Все, кончился бензин, и мы бросаем на слоновьей тропе, раздвигающей рубиновые джунгли, купленный за двести долларов джип. Хозяин джипа теперь сможет, как мы с ним и договорились, найти и забрать свой антикварный автомобиль…
Спустя сутки мы за небольшую плату арендуем в деревне два новых транспортных средства. Это настоящие вездеходы на четырех ногах, мощностью в одну слоновью силу. Бирма издревле славилась не только своими упалитейнами (хранилищами книг), дворцами и храмами, мудрыми правителями и просвещенными монахами, но и слонами. Бирманская элефантерия – войска из боевых слонов-делали Бирму грозным противником. Слоны не только несли на своих спинах лучников и копьеметателей, но топтали и рассеивали вражескую пехоту. Страшно трубя, они ударами бивней легко сметали деревянные оборонительные сооружения. Иметь боевых слонов, это как сегодня иметь наши танки, хотели все. Однажды король вдвое поднял цены на слонов. Это, естественно, привело к войне с Цейлоном, который их покупал. Получилась слоновья война.
"Инструкция по эксплуатации слона в полевых, простите, джунглевых условиях"
1. Содержи слона в чистоте. Помывка слона сближает его с погонщиком. Мытье должно проводится пенящейся корой дерева, в проточной воде, кругообразными движениями. Похрюкивание слона свидетельствует о завершении процедуры. После чего можно помыть себя и окатить товарища водой из шляпы.
2. Выйдя на сушу, слон посыпает себя белой как мука пылью. Глядя на этот большой пельмень, недоумеваешь, зачем ты его мыл?
3. После помывки-посыпки необходимо с помощью фиников и коротких энергоемких русских слов самостоятельно вывести "мьянмского слоняру" на оперативный простор. После чего слон условно считается прирученным.
4. Перед выездом необходимо привести слона в походное положение, закрепив на его спине хозяина-погонщика. Осуществляется это посредством подарков хозяину.
5. Управление слоном самому лучше не осуществлять, потому что слон лучше вас знает куда идти.
Если верблюд – это "корабль пустыни", то слон, безусловно, "самолет джунглей". С высоты его авторитетной холки мы можем, наконец, спокойно рассматривать обитателей джунглей, зная, что к нам не рискнет приблизиться ни один хищник. Иншаков не только отличный конник, но и гимнаст. Сидит на спине слона почти на шпагате. Кричу: "Господин каскадер, а слабо слона в галопе подсечь?" "Не слабо, – говорит. – Погонщика жалко, он поди даже с печки не падал".
Да, печек здесь действительно не видывали.
От деревни к деревне продвигаемся по-восточному неспешно. Вновь привал. Слоны отдыхают после каждого трехчасового перехода. Кстати, больше трех часов слоны вообще не работают. Такой у них природный профсоюз.
– Есть будешь? – спрашиваю напарника. – Буду, если пообещаешь не говорить мне, что мы едим.
– Обещаю, – и жареная саранча становится нашим ужином.
Лист 7. КАРЕНЫ
К вечеру, буквально продираясь сквозь джунгли, достигаем очередной точки маршрута, деревни каренов. Карены – уникальная народность Мьянмы. В стране, где господствует буддизм, карены являют собой маленький островок христианства. Хотя их уклад, пожалуй, незначительно отличается от жизни остальных сообществ страны. Разве что кресты на крышах домов, вместо разномасштабных фигур Просветленного. Старейшина предлагает нам невест. Просит по десять свиней за каждую. Но у Александра при себе только с десяток кредитных карточек. От карточек, попробовав золотую на зуб, отказываются.
Во власти радушного гостеприимства жителей мы вынуждены расслабиться. Программа отдыха составлена старейшиной и обсуждению не подлежит:
1. Приветствия и знакомство с каждым(!) жителем деревни. Некоторые пытаются проделать эту процедуру дважды.
2. Обмен подарками. Я получаю экзотический музыкальный инструмент (согнутую палку с двумя струнами), а Саша – старую саблю. Счастлив миротворец, это у него в экспедиции уже третий "ятаган". При этом все мы стараемся соблюсти три важных для бирманцев условия: дарующий должен быть бескорыстным, дар – добрым, а принимающий дар – достойным его.
3. Художественная самодеятельность деревни. Детский хор, женские притчи, мужские танцы под барабаны у костра. Пытались уговорить станцевать и нас. Но Иншаков отшутился: "Братва не поймет". Русской шутки хозяева не поняли, но отстали.
4. Легкий ужин (рис, рис и рис с перцем). Никаких вилок и ложек предложено не было. Перехватив наши взгляды, хозяин нравоучительно произнес: "Есть рис, прикасаться к святыням и обнимать женщин нужно руками".
В полной темноте босые, наконец выходим из дома старейшины на высоченное крыльцо. (Высота – метра четыре, очевидно, от диких зверей и ползучих гадов.) Спрашиваю напарника:
– Саша, ты не видел здесь моих сапог?
– Нет, – спокойно отвечает он. Но почему его голос раздается откуда-то далеко снизу.
– Ты где? – спрашиваю я.
– Внизу, – отвечает он. – Упал, хоть бы перила делали.
Вот что значит каскадер – ни малейшей царапины…
Лист 8. ЖЕНЩИНЫ-ЖИРАФЫ
Спустя двое суток мы добрались до очередной цели нашего маршрута. Это было маленькое селение. Избушки на курьих ножках, стены из плетеной циновки, чумазая детвора, цыплята, щенки, маисовое поле…
В далекие-предалекие времена в одно из таких селений повадился по ночам ходить тигр-людоед. Не в том смысле, что он ел всех по списку, а перегрызал горло одной из девочек и затем надолго скрывался в густой чаще леса. Это повторялось из года в год. И тогда мужчины изготовили для всех своих дочерей широкие медные ошейники…
Так гласит одна из легенд. А вот и сами женщины в сверкающих медно-бронзовых ошейниках выплыли нам на встречу. Нет, женщины, конечно же, просто вышли к чужеземным гостям. Но передвигались они так плавно и осторожно, что напоминали лебедей, плывущих по водной глади. Но на лебедей они были похожи скорее по другой причине. Шеи падуанских женщин, казалось, занимают, чуть ли не четверть от их роста. Впрочем, шей-то как раз видно и не было. Просто головы этих созданий абсолютно отдельно покоились на высоких, бликующих на солнце гофрированных пьедесталах, установленных на их узких плечах. Зрелище не для слабонервных, скажу я вам.
Первый обруч надевается на девочку в пятилетнем возрасте. Накануне этой торжественной процедуры знахарка втирает в шейку девочки мазь из собачьего жира, кокосового сока, пчелиного меда и трав. Через двадцать четыре луны второй обруч удлинит ее шею. И так до тех пор, пока шея не вытянется до тридцати сантиметров. Такие же обручи надеваются здесь зажиточными модницами на запястья рук и икры ног. Эта традиция давно уже является способом украшения у падуанок, а не средством их безопасности. Впрочем, даже наоборот, я бы сказал, что для них это средство повышенной опасности. Обручи не позволяют красотке ни обернуться, ни наклонить голову. А при закованных в металл конечностях, она едва передвигается. Мыть и смазывать шею можно лишь лоскутом материи, продетым сквозь это массивное сооружение. С ним не то что работать, а даже спать-то непросто. Пятнадцатикилограммовая "спираль тщеславия" может быть снята с дамы лишь мужем за ее супружескую измену. В результате женщина, конечно же, погибнет.
Падуанки чрезвычайно гостеприимны и приветливы. В нашу честь они даже спели и, представляете, станцевали. Танец, конечно же, не был похож на зажигательную ламбаду, он не возбуждал чувств, он завораживал ритмом вечности и дыханием глубокого, спокойного оптимизма.
Лист 9. ХОЗЯЕВА ДЖУНГЛЕЙ
Сегодняшний день богат неплановыми встречами с истинными хозяевами джунглей. В Мьянме запрещено всяческое убийство животных ради забавы. Поэтому человека здесь звери не боятся. Утром мы были вынуждены уступить дорогу дикой слоновьей семье, в полдень бандерлоги, простите, обезьяны, прямо из машины сперли у нас гроздь бананов. Не знаю как Александр, но я, каждый раз заходя в джунгли, на всякий случай произношу заветный закон, которому учил человеческого детеныша в этих краях медведь Балу: "Мы с тобой одной крови, ты и я". Как знать, может быть, поэтому удача сопутствовала нам при тесном общении с "братьями меньшими". Но большое впечатление с напарником мы все же получили, столкнувшись в джунглях нос к носу с самим Шерханом. Огромный, к счастью, сытый тигр (вполне вероятно, дальний родственник "падуанского" людоеда) при щелчке затвора моей камеры, лишь погрозил нам, как пальцем, кончиком хвоста и беззвучно растворился в сельве. С минуты мы стояли как вкопанные, а потом, посмотрев друг на друга, будто очнулись.
– Ну скажи, что ты совсем не испугался? – глупым вопросом нарушил я затянувшееся молчание.
– А что, надо было? – как обычно невозмутимо произнес Иншаков.
– Уже нет.
Потому что впереди нас ждали стада почти ручных оленей, засовывающих свои головы в окна автомобиля, величавый павлин, гордо перешедший дорогу, и много-много диких обезьян, назойливо требующих к себе внимания. Экспедиция в глубь волшебной страны продолжалась…
ЖИВЫЕ ДИКАРИ И МЕРТВЫЕ ИНОПЛАНЕТЯНЕ
"Мне говорят, что я своими утверждениями хочу перевернуть мир вверх дном. Но разве было бы плохо перевернуть перевернутый мир?" Джордано Бруно.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!