НЕДЕЛЯ ПРЕД РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ



 

Из богослужения праздника


Апостольское чтение на Литургии

(Евр. 11:9–10, 17–23, 32–40. – Зачало 328)

[Вера древних и конечное совершенство]

9Верою он [Авраам] поселился пришельцем в земле обетова́нной (обещанной ему Богом. – Ю. Р.), как в чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обещания; 10ибо он ожидал го́рода, имеющего твёрдое основание, архитектор и строитель которого – Бог.
<…> 17Верою Авраам выдержал испытание и принёс в жертву Исаака; он, получивший обещание [о сыне], приносил единородного, 18о котором ему было сказано: «в Исааке наречётся тебе семя (потомство. – Ю. Р.)». 19Он рассудил, что Бог силен и из мёртвых воскрешать, потому он и получил его [сына] обратно в предзнаменование. 20Верою, и для будущего, Исаак благословил Иакова и Исава. 21Верою Иаков, умирая, благословил каждого из [своих сыновей и] сыновей Иосифова и простёрся пред Богом, опираясь на верх своего посоха. 22Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых [из Египта] и завещал о костях своих. 23Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо увидели они, что младенец прекрасен, и не устрашились повеления царя.
<…> 32И что ещё скажу? Ибо не достанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и [других] пророках, 33которые верою покорили царства, творили правду, достигли обещанного, заградили уста львов, 34угасили силу огня, избежали острия меча, получили силу в немощах, стали крепкими на войне и отразили полки чужих. 35Были женщины, получившие мёртвых своих воскресшими. Другие же были замучены, отказавшись от освобождения, чтобы достигнуть лучшего воскресения.

36Иные же испытали поругания и побои, а также узы и темницы, 37были побиты камнями, подвергнуты пытке, перепилены, умерли от меча, провели жизнь в скитаниях в овечьих шкурах и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, страдания. 38Те, которых весь мир не был достоин, блуждали по пустыням и горам, по пещерам и земным ущельям.
39И все они, засвидетельствованные через веру, не получили обещанного, 40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее: чтобы они вместе с нами достигли совершенства.

Евангельское чтение на Литургии

(Мф. 1:1–25. Зачало 1)

[Генеалогия Иисуса Христа. Его рождение от Девы Марии]

1Книга происхождения Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

2Авраам породил Исаака; Исаак породил Иакова; Иаков породил Иуду и братьев его; 3Иуда породил Фареса и Зару от Фамари; Фарес породил Эсрома; Эсром породил Арама; 4Арам породил Аминадава; Аминадав породил Наассона; Наассон породил Салмона; 5Салмон породил Вооза от Раав; Вооз породил Овида от Руфи; Овид породил Иессея; 6Иессей породил царя Давида.

Давид породил Соломона от той, что была замужем за Урией; 7Соломон породил Ровоама; Ровоам породил Авию; Авия породил Асу; 8Аса породил Иосафата; Иосафат породил Иорама; Иорам породил Озию; 9Озия породил Иоафама; Иоафам породил Ахаза; Ахаз породил Езекию; 10Езекия породил Манассию; Манассия породил Амона; Амон породил Иосию; 11Иосия породил [Иоакима; Иоаким породил] Иехонию и братьев его, во время выселения в Вавилон.

12После же выселения в Вавилон Иехония породил Салафиила; Салафиил породил Зоровавеля; 13Зоровавель породил Авиуда; Авиуд породил Элиакима; Элиаким породил Азора; 14Азор породил Садока; Садок породил Ахима; Ахим породил Элиуда; 15Элиуд породил Элеазара; Элеазар породил Матфана; Матфан породил Иакова; 16Иаков породил Иосифа, супруга Марии, от Которой родился Иисус, что именуется Христос.

17Итого всех поколений: от Авраама до Давида – четырнадцать поколений; и от Давида до выселения в Вавилон – четырнадцать поколений; и от выселения в Вавилон до Христа – четырнадцать поколений.

18Что до Иисуса Христа, то Его происхождение совершилось так: матерь Его Мария была обручена Иосифу; однако прежде, чем стали они жить совместно, обнаружилось, что Она ожидает дитя от Духа Святого. 19Между тем Иосиф, муж Её, был человек праведный и не хотел Её ославить, а потому вознамерился расторгнуть помолвку тайно. 20Когда, однако, он был в таких мыслях, – вот, Ангел Господень явился ему в сновидении, говоря:

«Иосиф, сын Давидов! Не страшись принять Мариам, жену твою; ибо то, что́ зачалось внутри Неё, – от Духа Святого. 21Сына родит Она, и ты наречёшь Ему имя – Иисус; ибо Он спасёт народ Свой от грехов их». 22Всё же это случилось во исполнение сказанного Господом через пророка, говорящего: 23«Се, Дева зачнёт во чреве, и родит Сына, и нарекут имя Ему – Эммануил» (Ис. 7:14), – что в переводе означает: «С нами Бог».

24Иосиф, пробудившись от сна, сделал, как велел ему ангел Господень, и принял жену свою; 25и не познал Её, и вот Она родила Сына, и он нарёк Ему имя – Иисус.

Замечания к апостольскому и евангельскому чтениям


«...Чтобы они вместе с нами достигли совершенства» (ст. 40); буквально – «были сделаны совершенными», то есть достигли конечной цели, свершения всего обещанного Богом. Апостольское чтение в Неделю перед Рождеством как будто бы не имеет прямого отношения к теме праздника. Это не так! Автор Послания с небывалым риторическим умением живописует всю силу веры ветхозаветных праведников, ничуть не уступавших в подвигах христианским мученикам и исповедникам, и вдруг говорит (слова звучат как приговор, как падение камня в пропасть): «все они... не получили обещанного» (ст. 39)!? На языке моралистики – это величайшая несправедливость, абсурд! На языке новозаветного богословия – констатация того, что своими силами человек не мог преодолеть пропасть, отделившую его от Бога в грехопадении: только после Боговоплощения и Воскресения стало возможным спасение мира. Вспомним сюжет иконы Воскресения: взломав врата мрачного Шео́ла (Аида), Христос протягивает руки праведникам, дожидавшимся Его там со времён Адама и Евы. (Подробнее о сотериологической проблематике см.: [55. С. 14 сл.].)

Евангельское чтение (его первая часть) может вызвать у современного человека недоумение и даже раздражение, особенно при чтении несколько смешного Синодального перевода: «...Авраам родил Исаака» и т. д. (ведь рожают женщины). Действительно, зачем нам эта длинная еврейская родословная? Ведь мы и так верим, что Иисус из Назарета – долгожданный Мессия, а главное – Сын Божий и наш Спаситель! Что тут доказывать?
Здесь мы должны учитывать ментальность как самого евангелиста Матфея, иудеохристианина, так и его читателей (по преданию, его Евангелие обращено именно к христианам из евреев). «А уверовавшие в Иисуса Христа иудеи... вовсе не стыдились своих отеческих преданий, не отвергали веру своих отцов, – поясняет архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). – Для них, как и для всех иудеев, Бог был «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова» (Исх. 3:15). Более того, они считали себя истинным Израилем! Это для них и о них Бог сказал о Себе через пророка Осию: «Когда Израиль был юным, Я возлюбил его, Я воззвал сына Моего из Египта"» (Ос. 11:1). Но при этом в начале родословной в нарушение хронологии «почему-то упоминается не Авраам, а царь Давид. Почему? Да потому что выражение «Сын Давидов» было общепринятым у иудеев обозначением Мессии. Мессия, по всеобщему убеждению, должен былпроисходить из рода царя Давида. Почему «должен был»? Да потому что так говорит Писание, в словах которого у иудеев не было никакого сомнения, ибо Писание есть Слово Божие!» [24]

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!