Обращение Шрилы Дживы Госвами 6 страница



Когда после периода поддержания вселенной наступает разрушение, Господь Хари отправляется спать, а дживы следуют за ним вместе со своими энергиями, упадками. Это и есть ниродха ("сворачивание"). Когда говорят, что Господь Хари "собирается спать" - это значит, что Он закрывает глаза на материальное творение, а когда говорят, что дживы "идут спать" - это значит, что они погружаются в Господа Хари. Если в этом состоянии погружения дживе удастся освободиться от своей ложной, новоприобретенной природы - невежества и других качеств, навязанных ей материальной иллюзией - она обретет свою изначальную природу, и это именуется мукти ("освобождением").

ТЕКСТ 58

абхасаш ча ниродхаш ча йато 'стй адхйавасийатеса ашрайах парам брахма параматмети шабдйате

абхасах сриштир ниродхо лайаш ча йато бхавати адхйавасийата упалабхйате дживанам джнанендрийешу пракашате ча са брахмети параматмети прасиддха ашрайах катхйате. ити-шабдах пракарартхас тена бхагаван ити ча. асйа вивриттир агре видхейа.

"Тот, кого прославляют, называя Высшей Душой и Верховным Существом, является изначальным источником космического проявления, его вместилищем и причиной его сворачивания. Таким образом, Он - Высший Источник всего сущего, Абсолютная Истина" (Бхаг. 2.10.7).

В этом стихе абхаса ("появление") - это материальное творение, а ниродха ("прекращение") - это его разрушение (растворение, погружение). Слово ятах указывает на того, из кого творение исходит, и кто открывает его для восприятия чувств душ (адхъявасияте), и в кого оно погружается. Основа всего сущего, ашарая - это Брахман (Высшая Истина) и Параматма (Сверхдуша). Слово ити здесь выражает идею полной категории, что включает в себя также Бхагавана, Верховную Божественную Личность. Позднее я объясню ашраю подробнее.

ТЕКСТ 59

Текст 59.1

стхитау ча татрашрайа-сварупам апарокшанубхавена вйашти-дварапи спаштам даршайитум адхйатмади-вибхагам аха:

йо 'дхйатмико 'йам пурушах со 'сав эвадхидаивиках йас татробхайа-виччхедахпурушо хй адхибхаутиках

екам экатарабхаве йада нопалабхамахе тритайам татра йо веда са атма свашрайашрайах

Затем Шукадева Госвами обсуждает адхъятмику, адхидайвику и адхибаутику. Он делает это для того, чтобы прояснить природу ашращ которую он описывает, ссылаясь на непосредственное восприятие индивидуального микрокосмоса:

"Адхъятмика-пуруиш - то же самое, что и адхидайвика-пуруша, а тот, кто создает различия между этими двумя, зовется адхибхаутика-пуруша. В отсутствие любого из них два остальных также не доступны восприятию. Знающий все три - это Господь. Он не зависит ни от чего, Он поддерживает Самого Себя, и Он - истинная ашрая\ [Бхаг. 2.10.8-9]

Текст 59.2

йо 'йам адхйатмиках пурушаш чакшур-ади-каранабхимани драшта дживах са эвадхидаивикаш чакшур-адй-адхиштхата сурйадих. деха-сриштех пурвам карананам адхиштханабхавенакшаматайа карана-пракаша-картритвабхимани-тат-сахайайорубхайор апи тайор вритти-бхеданудайена дживатва-матравишешат. таташ чобхайах каранабхимани-тад-адхиштхатри-девата-рупо дви-рупо виччхедо йасмат са адхибхаутикаш чакшур-голакадй-упалакшито дришйо дехах

пуруша ити пурушасйа дживасйопадхих. са ва эша пурушо 'нна-раса-майах итй-ади-шрутех.

Джива, та, которая наблюдает и считает себя владельцем своих глаз и других чувств - это личность адхьятмика. Но также она и адхидайвика, так как солнце и другие божества управляют глазами и другими чувствами. До того, как было создано материальное тело, чувства, не имея места пребывания, не могли действовать. Следовательно, в то время личности адхьятмика и адхибхаутика были неразличимы. Однако потом появляются различия в функциях обычных джив, которые считают, что действуют независимо и управляют своими чувствами, и божеств, которые помогают им.

И та личность, благодаря которой появляется понятие разделенности предполагаемого хозяина чувств и божеств, управляющих этими чувствами, называется адхибхаутика. Это видимое тело, состоящее из глаз и других физических органов чувств. Это физическое тело называют «личностью» из-за упадх, покрывающих настоящую личность, дживу. Шрути утверждает: «Эта личность [адхибхаутика] состоит из пищи и жизненных потоков». [«Тайттирия Упанишад», 2.1.1]

ТЕКСТ 60

Текст 60.1

екам экатарабхава итй эшам анйонйа-сапекша-сиддхатвена анашрайатвам даршайати. татха хи дришйам вина тат-пратитй-анумейам каранам на сидхйати напи драшта на на тад вина карана-правриттй-анумейас тад-адхиштхата сурйадир на ча там вина коранам правартате на ча тад вина дришйам итй экатарасйабхава экам нопалабхамахе. татра тада тат тритайам апочанатмакена пратйайена йо веда сакшитайа пашйати са параматма ашрайах. тешам апи параспарам ашрайатвам астити тад-вйаваччхедартхам вишешанам свашрайо 'нанйашрайах, са часав анйешам ашрайаш чети, татрамшамшинох шуддха-джива-параматманор абхедамша-свикаренаивашрайа уктах.

Стих, начинающийся со слов экам экатарабхаве [Бхаг. 2.10.9] показывает, что факт того, что они [пуруши] взаимозависимы, в действительности означает, что никто из них не является ашраей. Объяснение таково: без присутствия видимого объекта нет основания для существования ни органа чувств (присутствие которого следует из восприятия объекта), ни того, кто видит. А без видящего ни бог солнца, ни другие божества, управляющие восприятием, также не могут существовать. Без божества, управляющего зрением, чувство зрения не может действовать, а без чувства зрения не может быть восприятия объекта. Таким образом, при отсутствии любого [из трех пуруш] нет и двух других. В таком случае, тот, кто знает всех трех, наблюдая за ними как свидетель по имени Сверхдуша, на самом деле является ашраей, или прибежищем. Чтобы не подтверждать идею о том, что все три пуруши являются прибежищем друг для друга, Сверхдушу особо описывают как свашрая, свое собственное прибежище, то есть Она не имеет никакого другого прибежища и, следовательно, является прибежищем для всех остальных. В этом контексте живое существо также называют ашраей, но только для того, чтобы подчеркнуть частичное неотличие между чистой дживой и Сверхдушой, которые связаны, соответственно, как часть и целое.

Текст 60.2

атах паро 'пи мануте 'нартхам ити:

джаграт-свапна-сушуптам ча гунато буддхи-вриттайах тасам вилакшано дживах сакшитвена винишчитах

ити шуддхо вичаште хй авишуддха-картух итй-адй-уктасйа сакши-самджнинах шуддха-дживасйашрайатвам на шанканийам. атха ва нанв адхйатмикадинам апй ашрайатвам астй эва. сатйам, татхапи параспарашрайатван на татрашрайата-каивалйам ити те те ашрайа-шабдена мукхйатайа ночйанта итй аха экам ити.

Чистая джива называется свидетелем в таких утверждениях: "Хотя и трансцендентная, она считает себя продуктом материи" [Бхаг. 1.7.5] "Бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон являются функциями ума, созданными гунами материальной природы.

Индивидуальная душа отлична от этих функций. Она является свидетелем". [Бхаг. 11.13.27] "Чистая душа является свидетелем действий нечистого ума". [Бхаг. 5.11.12] Когда чистую дживу описывают подобным образом, это не может быть достаточным, чтобы предполагать, что эта джива, свидетель, является ашраей.

В качестве альтернативы можно предположить, что аспекты адхъятмики и прочие также являются ашраями. Да, это так, но все же, поскольку они зависят друг от друга, ни один из них не является исключительной ашраей, так как в стихе, начинающемся со слова экам, утверждается, что о них говорят как об ашраях не в буквальном смысле.

Текст 60.3

тархи сакшина эвастам ашрайатвам. татраха тритайам ити. са атма сакши дживас ту йах свашрайо 'нанйашрайах параматма са эвашрайо йасйа татха-бхута итй анайор бхедах. вакшйате ча хамса-гухйа-ставе:

сарвам пуман веда гунамш ча тадж-джно на веда сарва-джнам анантам иде

ити. тасмад абхасаш четй-адиноктах параматмаивашрайа ити. шри-шуках.

"Так пусть же свидетель (джива) будет прибежищем". В ответ на слова, начинающиеся с тритаям, сказано, что свидетельствующее я, джива, называется свашраей ("ее собственным прибежищем"), но, на самом деле, ее ашрая -это Сверхдуша, не имеющая другой ашраи; в этом разница между ними двумя. Подобно этому, в молитвах "Хамса-гухья" [Бхаг. 6.4.25] говорится: "Тот, кто знает гуны природы, может знать все о них, но он не знает Того, кто знает все. Ему, беспредельному Господу, я поклоняюсь" Таким образом, только Сверхдуша, о которой шла речь в сутре, начинающейся словами ашрайа ча [Бхаг. 2.10.7], является прибежищем.

Обсуждаемый текст [Бхаг. 2.10.9] был произнесен Шри Шукой.

ТЕКСТ 61

Текст 61.1

асйа шри-бхагаватасйа маха-пуранатва-вйанджака-лакшанаы пракарантареяа ча ваданн апи тасйаивашрайатвам аха двайена: сорго сйатха висаргаш ча вритти ракшантарани ча вамшо вамшаиучаритам самстха хетур апашрайах

дашабхир лакшаиаир йуктам пуранам тад-видо видух кечит паича-видхам брахман махад-алпа-вйавастхайа антарани манв-антарани

В двух последующих стихах Шри Сута Госвами разными способами описывает "Шримад-Бхагаватам", утверждая, что она является Маха-Пураной. Так он подтверждает, что Всевышний Господь является единственной ашраей:

"О, брахман, авторитеты говорят, что Пурана затрагивает десять тем: сарга, создание вселенной; висарга, вторичное создание миров и существ; ветти, поддержание всех живых существ; ракша, защита всех живых существ; антарани, правление различных Ману; вамшаиучаритам, династии великих царей; вамшанучарита, деяния таких царей; самстха, разрушение; хету, мотивация и апашрая, высшее прибежище. Другие ученые утверждают, что великие Пураны обсуждают все десять тем, тогда как менее важные Пураны только пять". [Бхаг. 12.7.9-10]

Здесь слово антарани относится к периодам Ману.

Текст 61.2

панча-видхам:

саргаш ча пратисаргаш ча вамшо манв-антарани ча вамшаиучаритам чети пуранам панча-лакшанам

ити кечид ваданти. са ча мата-бхедо махад-алпа-вйавастхайа маха-пуранам алпа-пуранам ити бхиннадхикаранатвена. йадй апи вишну-пуранадав апи дашапи тани лакшйанте татхапи панчанам эва прадханйеноктатвад алпатвам.

Некоторые утверждают, что у Пураны есть пять отличительных признаков:

"Пять отличительных признаков Пураны - это сарга, творение; пратисарга, разрушение; вамша, генеалогия; манвантарани, правление Ману и вамшанучаритам, деяния династий царей и преемственностей святых" ["Матсья Пурана", 53.65]

Мнения расходятся по поводу разных тем, затронутых в более и менее великих Пуранах. Хотя Пураны, такие как "Вишну Пурана", обсуждают все десять тем, все же они считаются менее значительными, поскольку глубоко в них разобраны лишь пять тем.

Текст 61.3

атра дашанам артханам скандхешу йатха-крамам правешо на вивакшитас тешам двадаша-санкхйатват. двитийа-скандхоктанам тешам тритийадишу йатха-санкхйам на самавешах. ниродхадинам дашамадишв аштама-варджам анйешам апй анйешу йатхокта-лакшанатайа самавешанашакйатвад эва.

Автор "Шримад-Бхагаватам" не намеревался обсуждать этих десять тем в этом произведении последовательно, Песня за Песней; в конце концов, Песен в "Бхагаватам" двенадцать. Также не следует думать, что раз эти десять тем перечислены во Второй Песне, то они будут последовательно изложены в Песнях с Третьей по Двенадцатую, поскольку три темы (ниродха, мукти и ашрая) можно найти как в Десятой, так и в Одинадцатой и в Двенадцатой Песнях. Также не удасться найти оставшиеся темы в упорядочненом виде ни в одной Песне, за исключением Одинадцатой.

Текст 61.4

тад уктам шри-свамибхир эва:

дашамекришна-сат-кирти-витанайопаварнйате дхарма-глани-нимиттас ту ниродхо душта-бху-бхуджам пракритади-чатурдха йо ниродхах са ту варнитах ити. ато 'тра скандхе шри-кришна-рупасйашрайасйаива варнана-прадханйам таир вивакшитам. уктам ча свайам эва. дашаме дашамам лакшйам ашриташрайа-виграхам

ити. эвам анйатрапй уннейам.

Шрила Шридхара Свами говорит о том же [отсутстви строгого соответствия между темами "Бхагаватам" и Песнями]:

"Чтобы распространить славу Господа Кришны, Десятая Песнь описывает, как были полностью уничтожены нечестивые правители (ниродха), за то, что они отклонились от принципов праведной жизни".

Четыре типа уничтожения всего материального существования уже были описаны в «Бхагаватам» ранее, поэтому Шридахра Свами намеревается показать здесь, что Десятая Песнь прежде всего обсуждает ашраю, форму Шри Кришны. Как сам Шридхара Свами говорит: "Десятая Песнь описывает десятую тему, Всевышнего Господа, прибежище зависящих от Него преданных".

Подобные выводы можно сделать и относительно других Песен.

Текст 61.5

атах прайашах сарве ртхах сарвешв эва скандхешу гаунатвена ва мукхйатвеиа ва нирупйаита итй эва тешам абхиматам. шрутеиартхена чанджаса итй атра татхаива пратипаннам сарватра тат-тат-самбхават. таташ ча пратхама-двитийайор апи маха-пуранатайам правешах сйат. тасмат крамо на грихитах.

Таким образом, Шридхара Свами согласился бы с тем, что фактически каждая из Песен непосредственно или косвенно затрагивает все десять тем. В том же свете следует понимать и следующее утверждение "они описаны здесь либо непосредственно, либо косвенно" [Бхаг. 2.10.2], поскольку мы на самом деле можем видеть, что эти темы в "Бхагаватам" обсуждаются как косвенно, так и непосредственно. По той же самой причине мы должны признать, что Первая и Вторая Песни также относятся к этой Маха-Пуране. Поэтому, мы не принимаем идею о том, что эти темы обсуждаются в строгой последовательности.

ТЕКСТ 62

Текст 62.1

атха саргадинам лакшанам аха:

авйакрита-гуна-кшобхан махатас три-врито хамах бхута-матрендрийартханам самбхавах сарга учйате

прадхана-гуна-кшобхан махан тасмат три-гуно 'ханкарас тасмад бхута-матранам бхута-сукшманам индрийанам ча стхула-бхутанам ча тад-упалакшита-тад-деватанам ча самбхавах саргах. карана-сриштих сарга итй артхах.

Затем Сута Госвами описывает эти десять тем, начав с творения:

"Из-за возбуждения изначальных гун в непроявленной материальной природе появляется махат-таттва. Из махат-таттвы появляется первый элемент, ложное эго, которое делится на три аспекта. Это троякое эго проявляется далее как тонкие элементы, чувства и грубые объекты чувств. Появление всего этого называется творением (саргой)". [Бхаг. 12.7.11]

Махат-таттва появляется в результате возбуждения изначальной спящей материальной природы (прадханы), а из махат появляется ложное эго в каждой из трех гун материальной природы. Из трех аспектов ложного эго появляются тонкие элементы, чувства и физические элементы. Появление элементов также подразумевает появление их божеств. Появление всего этого составляет саргу, проявление тонких причин творения.

Текст 62.2

пурушанугрихитанам этешам васаиа-майах висарго 'йам самахаро биджад биджам чарачарам

пурушах параматма. этешам махад-адинам дживасйа пурва-карма-васана-прадхано 'йам самахарах карйа-бхуташ чарачара-прани-рупо биджад биджам ива правахапанно висарга учйате. вйашти-сриштир висарга итй артхах. аненотир апй укта.

Сута Госвами продолжает:

"Вторичное творение {висарга), существующее по милости Господа, является проявлением совокупности желаний живых существ. Так же, как семя является причиной появления других семян, так и действия, которые способствуют выполнению желаний исполнителя, производят как движущиеся, так и неподвижные формы жизни ".[Бхаг. 12.7.12]

Слово пуруша ("личность") относится здесь к Сверхдуше, этешам ("из них") - к элементам, начинающимся с махат. Первопричина соединения элементов - это карма, которую дживы накопили за предыдущие жизни. Так движущиеся и неподвижные живые существа вращаются в этом цикле, рождаясь, поколение за поколением. Этот непрерывный поток порождаемых продуктов называется висаргой, или вторичным творением. Иначе говоря, висарга является творением индивидуальных организмов, и потому это обсуждение висарги включает в себя тему ути ("побуждения к деятельности").

Текст 62.3

вриттир бхутани бхутанам чаранам ачараии ча крита свена нринам татра камач чодаяайапи ва чаранам бхутанам саманйато 'чарани ча-карач чарани ча камад вриттих. татра ту нринам свена свабхавена камач чоданайапи ва йа нийата вриттир дживика крита са вриттир учйата итй артхах.

"Вритти означает выживание, в процессе которого движущиеся живые существа живут за счет неподвижных. В отношении человека вритти особенно означает действия ради того, чтобы поддерживать жизнь так, как это свойственно данному индивидуму. Это действие может выполняться либо в погоне за выполнением эгоистичных желаний, либо в соответствии с предписаниями Вед". [Бхаг. 12.7.13]

Обычно движущиеся живые существа живут за счет неподвижных, но слово ча ("и") в этом стихе дает намек на то, что побуждаемые желаниями движущиеся существа также питаются другими движущимися творениями. Однако

люди живут так, как им предписано согласно их индивидуальной природе, и основывая свои поступки либо на эгоистичных желаниях, либо на указаниях писаний. Все это называется вритти.

Текст 62.4

ракшачйутаватареха вишвасйану йуге йуге тирйан-мартйариш-девешу ханйанте йаис трайи-двишах йаир аватараих. аненеша-катха стханам пошанам чети трайам уктам.

"В каждую эпоху непогрешимый Господь появляется в этом мире среди животных, людей, мудрецов и полубогов. В этих воплощениях Он своими деяниями защищает вселенную. Это называется ракша ". [Бхаг. 12.7.14]

Здесь слово йаих ("ими") значит «через воплощения». Это определение "защиты" (ракша) также включает в себя три темы: иша-катха ("повествования о Всевышнем Господе"), стхаиа ("поддержание"), и пошана ("насыщение").

Текст 62.5

манв-антарам манур дева ману-путрах сурешварах ришайо 'мшаватараш ча харех шад-видхам учйате манв-адй-ачарана-катханена сад-дхарма эватра вивакшита итй артхах. таташ ча практана-грантхенаикартхйам.

"Во время правления каждого Ману (манвантару) появляются шесть проявлений Господа Хари: правящий Ману, главные полубоги, сыновья Ману, Индра, великие мудрецы и частичные воплощения Верховной Божественной Личности ". [Бхаг. 12.7.15]

Из упоминания о деяниях Ману и других становится ясно, что здесь затрагивается и тематика сад-дхармы ("прогрессивных принципов религии"). Таким образом, этот список из десяти тем эквивалентен данному ранее в «Бхагаватам».

Текст 62.6

раджнам брахма-прасутанам вамшас траи-калико 'нвайах вамшйанучаритам тешам вриттам вамша-дхараш ча йе

тешам раджнам йе ча вамша-дхарас тешам вриттам вамшйанучаритам.

"Династии (вамша) - это династии царей, идущие от Господа Брахмы и продолжающиеся в прошлом, настоящем и будущем. Летописи таких династий, особенно самых выдающихся их представителей, составляют историю династии (вамшъянучарита)". [Бхаг. 12.7.16]

Деяния вамша-дхарах (выдающихся членов этих династий) составляют вамшанучаритам ("историю династии").

ТЕКСТ 63

Текст 63.1

наимиттиках пракритико нитйа атйантико лайах

самстхети кавибхих прокташ чатурдхасйа свабхаватах асйа парамешварасйа. свабхаватах шактитах. атйантика итй анена муктир апй атра правешита.

"Существуют четыре типа космического уничтожения: случающееся время от времени, стихийное, непрерывное и окончательное - все они происходят под личным влиянием Всевышнего Господа. Ученые определили эту тему, как распад (самстха)", (Бхаг. [12.7.17]

В этом стихе слово асйа ("Его") относится к Парамешваре, Верховному Господу, а свабхаватах ("из-за природы") означает "Его энергией". Термин атьянтиках ("конечный") подразумевает, что мукти (освобождение) относится к этому виду распада.

Текст 63.2

хетур дживо 'сйа саргадер авидйа-карма-караках йам чанушайинам прахур авйакритам утапаре

хетур нимиттам. асйа вишвасйа. йато 'йам авидйайа карма-караках. йам эва хетум кечич чаитанйа-прадханйенанушайинам прахур стара упадхи-прадханйенавйакритам итй.

"По неведению живое существо занимается материальной деятельностью и так, в каком-то смысле, становится причиной {хешу) творения, поддержания и разрушения вселенной. Некоторые авторитеты называют живое существо личностью, лежащей в основе материального творения, тогда как другие говорят, что оно - это непроявленное "я"". [Бхаг. 12.7.18]

Здесь хешу ("причина") - это нимитта, или целесообразная причина. Асъя ("это") относится к этой вселенной, существование которой возможно благодаря дживам, действующим в неведении. Некоторые называют эту же причину анушайи ("личностью, являющейся основой"), главным принципом сознания, тогда как другие называют ее авъякта ("непроявленным"), концентрируя внимание шупадхах джив.

Текст 63.3

вйатиреканвайау йасйа джаграт-свапна-сушуптишу майа-майешу тад брахма джива-вриттишв апашрайах шри-бадарайана-самадхи-лабдхартха-виродхад атра ча джива-шуддха-сварупам эвашрайатвена на вйакхйайате. кинтв айам эвартхо джаград-адишв авастхасумайа-майешу майа-шакти-калпитешу махад-ади-дравйешу ча кевала-сварупена вйатиреках парама-сакшитайанвайаш ча йасйа тад брахма ча джиеанам вриттишу шуддха-сварупатайа сопадхитайа ча вартанешу стхитишв апашрайах сарвам атй атикрамйашрайа итй артхах. апа итй этат кхалу варджане варджанам чатикраме парйавасйатити.

"Верховная Абсолютная Истина присутствует во всех состояниях сознания - бодрствовании, сне со сновидениями и глубоком сне - проявляющихся посредством внешней энергии, и во всех действиях живых существ, а также Она находится за пределами всего этого. Так, пребывая в собственной трансцендентности, Она является конечным и единственным прибежищем" [Бхаг. 12.7.19]

Нельзя сказать, что джива может быть ашраей, даже в своем чистом состоянии. Это противоречит опыту, полученному Шрилой Вьясадеой в его трансе. Правильней было бы считать, что Верховный Брахман единственен в Своей изначальной сути. Он всегда стоит в стороне от состояний сознания, таких как бодрствование и так далее, а также проявлений материи, начиная с махат-таттвы. Они - лишь творения Его внешней энергии, майи. Оставаясь в стороне от всех этих проявлений, Он, в то же время, соединен с ними, как Сверхдуша, высший свидетель. Поэтому Он является основой деятельности джив как в чистом, так и в обусловленном состоянии. Но в данном контексте слово апашрая указывает на то, что хотя Он и является основой деятельности дживы, Он все же остается трансцендентным ко всему. Приставка апа относится к "оставлению", что в данном случае обозначает идею трансцендентности.

Текст 63.4

тад эвам апашрайабхивйакти-двара-бхутам хету-шабда-вйападиштасйа дживасйа шуддха-сварупа-джнанам аха двабхйам падартхешу йатха дравйам тан-матрам рупа-намасу

биджади-панчатантасу хй авастхасу йутайутам

вирамета йада читтам хитва вритти-трайам свайам

йогена ва тадатманам ведехайа нивартате

Такое знание чистой природы дживы, которую в данном стихе определяют, как причину материального существования, приводит к осознанию апашраи, или трансцендентной основы всего сущего, как говорит Сута Госвами в следующих двух стихах:

"Хотя материальный объект может принимать различные формы и называться по-разному, его главная часть составляет основу его существования. Душа никогда не прекращает своего существования, будь она в теле или вне него. Она пребывает в сотворенном материальном теле на всех стадиях его существования, начиная с зачатия и кончая смертью.

Либо силой собственной проницательности, либо благодаря регулируемой духовной практике, ум человека может прекратить функционировать на материальном уровне бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна. Тогда джива понимает Верховную Душу и прекращает совершать материальные усилия. [Бхаг. 12.7.20-21.]

Текст 63.5

рупа-наматмакешу падартхешу гхатадишу йатха дравйам притхивй-ади Путам айутам ча бхавати карйа-дриштим винапй упаламбхат татха тан-матрам шуддхам джива-чаитанйа-матрам васту гарбхадханади-панчатантасу иавасв апй авастхасв авидйайа йутам сватас те айутам ити шуддхам атманам иттхам джнатва нирвиннах санн апашрайанусандхана-йогйо бхаватитй аха вираметети. вритти-трайам джаграт-свапна-сушупти-рупам. атманам параматманам. свайам вамадевадер ива майа-майатванусандханена девахути-адер ивануштхитена йогена ва таташ чехайас тад-анушилана-вйатирикта-чештайах. шри-сутах. уддиштах самбаидхах.

Можно проследить связь материальных элементов, таких как земля, вода и прочие, с продуктами их переработки, скажем, глиняным горшком. Однако эти же элементы существуют и отдельно, в своем первозданном виде. Таким же образом, душа, хотя и чистая изначально, под влиянием невежества проходит девять стадий жизни, начиная с зачатия и кончая смертью, но, не смотря на это, может стать безразличной к ним, поняв, что она - чистый дух, а, следовательно, не имеет со всем этим ничего общего. Так, отстранившись от этого невежества, она обретает квалификацию вопрошать об ашрае. В этом заключается смысл стиха, начинающегося словом вирамета [Бхаг. 12.7.21.]

Вритти-трайам ("три функциональных состояния") - это состояния бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна. Атманам ("Я") здесь указывает на Сверхдушу. Сваям ("сам") означает «тщательно изучая иллюзорную природу мира», как поступил мудрец Вамадева. Йогена ("с помощью йоги") указывает на то, что можно проводить такое изучение с помощь медитации, как это делали Шримати Девахути и другие. Ихаях нивартате ("прекращает всякую деятельность") означает, что человек воздерживается от всякой деятельности не связанной с осознанием Бога.

Таково наше объяснение самбандхи, связи между "Шримад-Бхагаватам" и темой, которую он обсуждает.

Текст 63.6

итикали-йуга-павана-сва-бхаджана-вибхаджана-прайоджанаватара-шргь-шри-бхагават-кришна-чаитанйа-дева-чарананучара-вишва-ваишнава-раджа-сабха-сабхаджана-бхаджана-шри-рупа-санатананушасана-бхарати-гарбхе шри-бхагавата-сандарбхе таттва-сандарбхо нама пратхамах сандарбхах.

Так заканчивается "Таттва-сандарбха", первая книга "Бхагавата-сандарбхи", написанной в соответствии с наставлениями Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Санатаны Госвами, лидеров всех вайшнавов вселенной. Они - беспримесные слуги лотосных стоп Верховной Личности Бога, Господа Шри Кришны-Чайтаньи Махапрабху, очищающего сердца джив Кали-юги и низошедшего для того, чтобы раздать благословения на преданное служение Себе.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!