Обращение Шрилы Дживы Госвами 2 страница



ведартхад адхикам мание пуранартхам варанане ведах пратиштхитах сарве пуране натра самшайах

пуранам анйатха критва тирйаг-йоним авапнуйат су-данто 'пи су-шанто 'пи на гатим квачид апнуйат ити.

В контексте вышесказанного слово "Веда" также подразумевает Пураны и Итихасы.

Таким образом, мы установили, что лучший путь к совершенству - это изучение Итихас и Пуран. Более того, в Ведах есть подтверждение того, что из этих двух важнее Пураны. Как утверждается в "Нарадия-Пуране": "О прекрасноликая, я считаю послание Пуран даже более возвышенным, чем послание Вед. Пураны дают серьезное обоснование всех ведических истин. Любой, кто пренебрежителен к Пуранам, в следующей жизни родится животным, даже если он хорошо владеет собой и умиротворен. Участь такого человека плачевна ".

ТЕКСТ 17

Текст 17.1

сканде прабхаса-кханде ча:

веда-ван нишчалам мание пуранартхам двиджоттамах ведах пратиштхитах сарве пуране натра самшайах

бибхетй алпа-шрутад ведо мам айам чалайишйати итихаса-пуранаис ту нишчало 'йам критах пура

йан на дриштам хи ведешу тад дриштам смритишу двиджах убхайор йан на дриштам хи тот пуранаих прагийате

йо веда чатуро ведан сангопанишадо двиджах пуранам наива джанати на ча са сйад вичакшанах ити.

О том же сказано в "Прабхаса-кханде" "Сканда-Пураны" [3.121-124: "О, лучшие из брахманов, я считаю послание Пуран незыблемым, как сами Веды. Нет сомнений в том, что Пураны дают серьезное обоснование всем ведическим истинам. Некогда Веды испугались, что люди, не обученные правильно слушать, исказят их смысл. И тогда, чтобы утвердить незыблемость Вед, появились Итихасы и Пураны. То, чего не объясняют Веды, о брахманы, есть в смрити, а то, чего нет ни в Ведах, ни в смрити, ясно изложено в Пуранах. О, брахманы, тот, кто изучил четыре Веды вместе с их приложениями и Упанишадами, но не знает Пуран, не может считаться по-настоящему ученым человеком".

Текст 17.2

атха пурананам эвам праманйе стхите 'пи тешам апи самастйенапрачарад-рупатван нана-девата-пратипадака-прайатвад арвачинаих кшудра-буддхибхир артхо дурадхигама ити тад-авастха эва самшайах.

Хотя мы уже разобрались с вопросом авторитетности Пуран, теперь необходимо рассеять сомнения относительно их нынешнего состояния. Нашим современникам, не слишком отягощенным разумом людям, трудно понять Пураны, еще и потому, что их изначальные тексты не доступны в полном объеме, и, по большей части, они рекомендуют поклонение полубогам.

Текст 17.3

йад уктпам матпсйе:

панчангам ча пуранам сйад акхйанам итарат смритам саттвикешу ча калпешу махатмйам адхикам харех

раджасешу ча махатмйам адхикам брахмано видух тадвад агнеш ча махатмйам тамасешу шиеасйа ча

сапкирнешу сарасватйах питёнам ча нигадйате ити.

Как утверждается в "Матсья-Пуране" [53.65, 68-69]: "Исторический текст считается Пураной, если он имеет пять отличительных признаков; в противном случае он акхъяна. В Пуранах, описывающих дни Брахмы в гуне благости, больше всех прославляют Верховного Господа Хари. В летописях, описывающих кальпы в гуне страсти, особенно прославляется Брахма. В тех, что описывают дни Брахмы в гуне невежества прославляются Агни, а также Шива. А в хрониках, описывающих смешанные дни, обсуждаются Сарасвати и питы".

Текст 17.4

атрагнес тат-тад-агнау пратипадйасйа тат-тад-йаджнасйетй артхах. шиеасйа чети ча-карач чхивайаш ча. санкирнешу саттва-раджас-тамо-майешу калпешу бахушу. сарасватйа нана-ванй-атмака-тад-упалакшитайа нана-деватайа итй артхах. питёнам ^кармана питри-локах' ити шрутес тат-прапака-карманам итй артхах.

Здесь прославление Агни [бога огня] относится к ведическим жертвоприношениям, которые совершаются подношением даров различным видам священного огня. Во фразе "а также Шива" (шивасья ча), слово "также" подразумевает "также и Шиваа [его жена]". "Смешанные дни" означают многие дни Брахмы, когда одновременно ощутимы и благость, и страсть, и невежество. "Сарасвати" также означает разных полубогов, имеющих косвенное отношение к богине красноречия. Под словом "питы" [небесные прародители] также подразумеваются ритуальные действия, ведущие к достижению их миров, так как в шрути утверждается: "Выполняя ведические ритуалы, человек попадает на планеты питое".

ТЕКСТ 18

Текст 18.1

тад эвам сати тат-тат-калпа-катха-майатвенаива матсйа эва прасиддханам тат-тат-пурананам вйавастха джнапита. таратамйам ту каткам сйад йенетара-нирнайах крийета. саттвади-таратамйенаивети чет "саттват санджайате джнанам' ити ^саттвам йад брахма-даршанам' ити ча нйайат саттвикам эва пуранадикам парамартха-джнанайа правшам итй айатам.

Исходя из этого можно понять, что Пураны, о которых говорится в "Матсья-Пуране", подразделяются на несколько естественных категорий, соответствующих дням Брахмы, о которых в них повествуется. Но как определить иерархию этих категорий, чтобы выяснить какая из них высшая? Можно предположить, что это делается в соответствии с иерархией гун природы - благости, страсти и невежества. Если это так, то, согласно логике следующих утверждений: "Из гуны благости рождается знание" {саттват санджаяте джнанам) [Бг. 14.17] и "Пребывая в гуне благости, можно осознать Абсолютную Истину" (саттвам яд брахма-даршанам) [Бхаг. 1.2.24], мы приходим к заключению, что для постижения трансцендентного лучше подходят Пураны и другие писания в гуне благости.

Текст 18.2

татхапи парамартхе 'пи нана-бхангйа випратипадйамананам самадханайа ким сйат. йади сарвасйапи ведасйа пуранасйа чартха-нирнайайа тенаива шри-бхагавата вйасена брахма-сутрам критам тад-авалокенаива сарво ртхо нирнейа итй учйате тархи нанйа-сутра-кара-мунй-анугатаир манйета. ким чатйанта-гудхартханам алпакшаранам тат-сутранам анйартхатвам кашчид ачакшита татах катарад иватра самадханам.

Но, даже в этом случае возникает вопрос, что могло бы связать воедино все эти Пураны, подрывающие доверие друг к другу взаимно противоречивыми мнениями, даже в отношении единой Абсолютной Истины? Можно указать на то, что, для того, чтобы окончательно сформулировать смысл Вед и Пуран, великий мудрец Шри Вьяса написал "Веданта-Сутру". Но, если в соответствии с этим указанием мы будем сверять смысл всех писаний с "Веданта-сутрой", то наши выводы окажутся неприемлемыми для последователей мудрецов, написавших иные сутры. К тому же, помимо этого, некоторые авторы искажали смысл в высшей степени эзотерических и лаконичных афоризмов "Веданта-Сутры" в своих толкованиях. Тогда какое же писание может являться высшим объединяющим началом?

Текст 18.3

тад эвам самадхейам йадй экатамам эва пурана-лакшанам апаурушейам шастрам сарва-ведетихаса-пурананам артха-сарам брахма-сутропадживйам ча бхавад бхуви сампурнам прачарад-рупам сйат. сатйам уктам. йата эва ча сарва-прамананам чакраварти-бхутам асмад-абхиматам шргшад-бхагаватам эводбхавитам бхавата.

Кто-то мог бы сказать, что мы могли бы найти такую объединяющую основу, если бы существовало писание, наделенное признаками Пураны, обладавшее непогрешимостью апаурушейи, заключавшее в себе наболее важные идеи всех Вед, Итихас и Пуран, поддерживающее положения "Брахма-Сутры" и доступное сейчас на земле в полном объеме. Верно сказано, ибо вы напомнили нам о нашем самом обожаемом писании, о царе праман, "Шримад-Бхагаватам".

 

Раздел 3

ТЕКСТ 19

Текст 19.1

йат кхалу сарва-пурана-джатам авирбхавйа брахма-сутрам ча пранийапй апаритуштена тена бхагавата ниджа-сутранам акритрима-бхашйа-бхутам самадхи-лабдхам авирбхавитам йасмиин эва сарва-шастра-саманвайо дришйате сарва-ведартха-сутра-лакшанам гайатрим адхикритйа правартитатват.

Даже составив все Пураны и "Веданта-Сутру", могущественный мудрец Вьяса не был удовлетворен. Поэтому он явил плод своей зрелой медитации в "Бхагаватам", естественном комментарии на свои же сутры. Это произведение дает обобщенный обзор всех священных писаний, поскольку оно начинается с благословенной мантры Гаятри, сути всех Вед.

Текст 19.2

татхапи тат-сварупам матсйе:

йатрадхикритйа гайатрим варнйате дхарма-вистарах

вритрасура-вадхопетам тад бхагаватам ишйате

ликхитва тач ча йо дадйад дхема-симха-саманвитам прауштхападйам паурнамасйам са йати паромам гатим аштадаша-сахасрани пуранам тат пракиртитам ити.

Подобным же образом описывает "Шримад-Бхагаватам" и "Матсья-Пурана": "В начале одной из Пуран в центре обсуждения находится мантра Гаятри. В этой книге описаны все основные принципы истинной религии и погибель демона Вритры. Эта Пурана называется "Бхагаватам". Тот, кто перепишет "Бхагаватам", водрузит его на трон с золотыми львами и подарит кому-нибудь в день полной луны месяца Праушхапада, достигнет высшей цели жизни. Считается, что эта Пурана состоит из восемнадцати тысяч стихов". ["Матсья-Пурана" 53.20-22]

Текст 19.3

атра гайатри-шабдена тат-сучака-тад-авйабхичари-дхимахи-пада-самвалита-тад-артха эвешйате сарвешам мантранам ади-рупайас тасйах сакшат катхананархатват. тад-артхата ча "джанмадй асйа йатах' ^тене брахма хрида' ити сарва-локашрайатва-буддхи-вритти-преракатвади-самйат. дхарма-вистара итй атра дхарма-шабдах парама-дхарма-парах ^дхармах проджджхита-каитаво 'тра паромах' итй атраива пратипадитатват. са ча бхагавад-дхйанади-лакшана эвети пурастад вйакти-бхавишйати.

Слово "гаятри", подразумевает основной смысл Гаятри, равно как и слово "дхимахи", неизменно присутствующее в текстах Гаятри. Неверно было бы в этой связи говорить о настоящей Гаятри-мантре, самой древней из всех ведических мантр. Смысл Гаятри мы обнаруживаем во фразах "Джанмадй асья ятах" (который является причиной творения, поддержания и разрушения этой вселенной) и "тене брахма хрида" (Он передал трансцендентный звук Вед из сердца) [Бхаг. 1.1.1] Эти две фразы в точности передают идеи содержащиеся в Гаятри. Они говорят о том, что Верховная Истина является прибежищем всех миров, и что это Она управляет разумом. Во фразе "дхарма-вистарах" (все основные принципы истинной религии) слово "дхарма" (религия) подразумевает "высшую форму религии", поскольку в "Бхагаватам" [1.1.2] утверждается: "дхармах проджджхита-каитово 'тра паромах" (Это произведение описывает высшую форму религии, полностью отвергая все виды религии мошеннической). Отличительными чертами высшей религии являются такие виды духовной практики, как медитация на Личность Бога, что и будет показано нами далее.

ТЕКСТ 20

Текст 20.1

евам сканде прабхаса-кханде ча ^йатрадхикритйа гайатрим' итй-ади

сарасватасйа калпасйа мадхйе йе сйур нарамарах тад-вриттантодбхавам локе тач ча бхагаватам смритам ликхитва тач ча... итй-ади ча.

аштадаша-сахасрани пуранам тат пракиртитам ити. тад эвам агни-пуране ча вачанани вартанте.

Подобно этому, в "Прабхаса-кханде" [1.2.39-42] "Сканда-Пураны" есть следующие утверждения: "... где Гаятри-мантра является предметом обсуждения", "Среди различных писаний, известных на земле, то, которое описывает историю людей и полубогов, живших в Сарасвата-кальпу, называется "Бхагаватам"", и "Человек, переписавший копию "Бхагаватам"...", а также "Говорится, что в этой Пуране восемнадцать тысяч стихов". Подобные утверждения имеются и в "Агни-Пуране".

Текст 20.2

тика-кридбхих прамани-крите пуранантаре ча: грантхо 'штадаша-сахасро двадаша-скандха-саммитаххайагрива-брахма-видйа йатра вритра-вадхас татхагайатрйа ча самарамбхас тад ваи бхагаватам видух ити.

Комментатор [Шрила Шридхара Свами] цитирует в качестве доказательства из другой Пураны: "Книга, содержащая восемнадцать тысяч стихов в двенадцати Песнях, включающая наставления мудреца Хаягривы о медитации на Всевышнего, а также описание убийства Вритры, и начинающаяся с Гаятри, называется "Бхагаватам".

Текст 20.3

атра хайагрива-брахма-видйа'ити вритра-вадха-сахачарйена нарайана-вармаивочйате. хайагрива-шабденатрашва-шира дадхичир эвочйате. тенаива ча правартита нарайана-вармакхйа брахма-видйа. тасйашва-шираствам ча шаштхе Уйад ва ашва-широ нама' ити атра прасиддхам нарайана-вармано брахма-видйатвам ча:

етач чхрутва татховача дадхйанн атхарванас тайохправаргйам брахма-видйам ча сат-крито 'сатйа-шанкитах ити свами-тикоттхашта-вачанена чети.

"Наставления мудреца Хаягривы о медитации на Всевышнего" - это молитва "Нараяна-кавача" (нараяна-варма), поскольку она упоминается вместе с убийством Вритры. Имя Хаягрива, упомянутое здесь, относится к Дадхичи, мудрецу с головой коня. Он положил начало медитации на Всевышнего (брахма-видья), известной под названием нараяна-варма. О том, что у него была голова коня, сказано в Шестой Песне "Бхагаватам" [6.9.52] словами "ашва-шира", или "известный как человек с головой коня" (яд ва ашва-широ нама). Этот раздел "Бхагаватам" и в самом деле представляет брахма-видъю в виде нараяна-вармы, и это тождество также подтверждается стихом, процитированным Шрилой Шридхарой Свами в его комментарии: "Услышав это и почувствовав, что они относятся к нему с почтением, Дадхичи, потомок Атхарвы, не желая нарушить данное им обещание, обучил двоих Ашвини-кумаров методу праваргьи и медитации на Всевышнего {брахма-видья)".

Текст 20.4

шримад-бхагаватасйа бхагават-прийатвена бхагаватабхиштатвена ча парама-саттвикатвам. йатха падме амбаришам прати гаутама-прашнах:

пуранам твам бхагаватам патхасе пурато харех чаритрам даитйа-раджасйа прахладасйа ча бху-пате татраива ванджули-махатмйе тасйа тасмини упадешах ратрау ту джагарах карйах шротавйа ваишнави катхагита

нама-сахасрам ча пуранам шука-бхашитампатхитавйам

прайатнена харех сантоша-каранам

"Шримад-Бхагаватам" находится в чистейшей гуне благости. Он приносит радость Личности Бога, и ему отдают предпочтение преданные Господа. Как видно из "Падма-Пураны" ["Уттара-кханда" 22.115], из вопроса, заданного Гаутамой Амбарише: "О, повелитель земли, сидишь ли ты перед Божеством Господа Хари, читая "Бхагавата-Пурану", включающую в себя историю Прахлады, царя демонов?" Там же, в "Падма-Пуране", в разделе, прославляющем Ванджули маха-двадаши, Гаутама наставляет Амбаришу: "Следует бодрствовать всю ночь, слушая повествования о Господе Вишну: "Бхагавад-гиту", "Тысячу имен Вишну" и Пурану, рассказанную Шукадевой. Эти произведения должны читаться вслух и с выражением, со стремлением доставить удовольствие Верховному Господу Хари".

Текст 20.5

татраиванйатра:

амбариша шука-проктам нитйам бхагаватам шринупатхасва сва-мукхенапи йадиччхаси бхава-кшайам

сканде прахлада-самхитайам дварака-махатмйе: шри-бхагаватам бхактйа патхате хари-саннидхау джагаре тат-падам йати кула-вринда-саманвитах

В другом месте "Падма-Пураны" есть такое утверждение: "Мой дорогой Амбариша, ты должен регулярно слушать "Бхагаватам", поведанный Шукадевой, и петь его, если, конечно, ты хочешь узреть конец своего пребывания в материальном мире". Также в "Прахлада-Самхите" из "Сканда-Пураны", в разделе, описывающем славу Двараки, говорится: "Тот, кто бодрствует всю ночь, с преданностью декламируя "Шримад-Бхагаватам" перед Божеством Хари, отправится в обитель Верховного Господа вместе со всеми членами своей семьи".

ТЕКСТ 21

Текст 21.1

гаруде ча:

...пурнах со 'йам атишайахартхо 'йам брахма-сутронам бхаратартха-винирнайахгайатри-бхашйа-рупо 'сау ведартха-парибримхитах

пурананам сама-рупах сакшад бхагаватодитах

двадаша-скандха-йукто 'йам шата-виччхеда-самйутах грантхо 'штадаша-сахасрам шри-бхагаватабхидхах ити.

В «Гаруда-Пуране» говорится: "Это - самая полная [из Пуран]. Она передает суть "Веданта-сутры" и разъясняет смысл «Махабхараты», она является комментарием к Гаятри-мантре и подводит итог посланию Вед. Она изошла непосредственно из Личности Бога. Она - "Сама-Веда" среди Пуран. Это произведение из двенадцати Песен, сотен глав и восемнадцати тысяч стихов называется "Шримад-Бхагаватам".

Текст 21.2

брахма-сутранам артхас тешам акритрима-бхашйа-бхута итй артхах. пурвам сукишатвеиа манасй авирбхутам тад эва санкшипйа сутратвена пунах пракатитам пашчад вистирнатеена сакшат шри-бхагаватам ити. тасмат тад-бхашйа-бхуте сватах-сиддхе тасмин сатй арвачинам анйад анйешам сва-сва-капола-калпитам тад-анугатам эводаранийам ити гамйате.

То, что "Бхагаватам" передает суть "Веданта-сутры", означает, что этот труд является естественным комментарием к ней. Вначале это послание проявилось в уме [Шрилы Вьясадевы] в тонкой форме и было вкратце изложено в виде "Веданта-сутры"; позднее оно появилось в развернутой форме, как "Шримад-Бхагаватам". И поскольку "Бхагаватам" уже существует как самодостаточный авторский комментарий к "Веданта-сутре", подразумевается, что из комментариев других, более поздних авторов, лишь те достойны внимания, которые согласуются с "Бхагаватам".

Текст 21.3

бхаратартха-вин ирнайах:

нирнайах сарва-шастранам бхаратам паритртитамбхаратам сарва-ведаш ча тулам аропитах пурадеваир брахмадибхих сарваир ришибхиш ча саманвитаихвйасасйаиваджнайа татра те атиричйата бхаратаммахаттвад бхара-ваттвач ча махабхаратам учйате итй-адй-укта-лакшанасйа бхаратасйартха-винирнайо йатра сах.

Фраза «Разъясняет смысл «Махабхараты»» означает, что здесь подтверждается смысл «Махабхараты», которую описывают следующим образом: "Говорится, что в "Махабхарате" заключен смысл всех писаний. В давние времена по замыслу Вьясадевы все полубоги во главе с Брахмой и великие мудрецы поместили на разные чаши весов "Махабхарату" и все остальные Веды. "Махабхарата" оказалась тяжелее. Поскольку она так велика {мохаттват) и так весома (бхара-ваттват), ее называют "Махабхаратой". ["Махабхарата", "Ади-парва" 1.272-274]

Текст 21.4

шри-бхагаватй эва татпарйам тасйапи. тад уктам мокша-дхарме нарайанийе шри-веда-вйасам прати джанамеджайена:

идам шата-сахасрад дхи бхаратакхйана-вистаратаматхйа мати-мантхена джнанодадхим ануттамамнава-нитам йатха дадхно малайач чанданам йатхааранйам сарва-ведебхйа ошадхибхйо 'мритам йатхасамуддхритам идам брахман катхамритам идам татха

тапо-нидхе твайоктам хи нарайана-катхашрайам ити.

Высшим смыслом «Махабхараты» также является запредельный Господь. В "Махабхарате", в разделе "Мокша-дхарма", в главе "Нараяния" Джанамеджая так говорит об этом Веда-вьясе: "Из безбрежного океана сказаний ста тысяч стихов «Махабхараты», ты вспахтал эту несравненную "Нараянию" мутовкой своей мудрости. О брахман, ты извлек бессмертный нектар подобно тому, как из йогурта взбивают масло, как с гор Малая приносят сандаловое дерево, как в процессе изучения Вед постигают «Лесные Книги» («Араньяки»), а из лечебных трав добывают напиток бессмертия. "Нараяния" была поведана тобой, о хранитель аскезы, и исполнена рассказов о Господе Нараяне".

ТЕКСТ 22

Текст 22.1

татха ча тритийе:

мунир вивакшур бхагавад-гунанам

сакхапи те бхаратам аха кришнах

йасмин нринам грамйа-катханувадаир

матир грихита ну харех катхайам ити.

О том же говорится и в Третьей Песне "Бхагаватам": "Твой друг, великий мудрец Кришна Двайпаяна Вьяса, уже описал трансцендентные качества Господа в своем великом труде, "Махабхарате". Однако весь замысел ее написания в том, чтобы привлечь к кришна-катхе внимание основной массы людей, пользуясь их сильной привязанностью к мирскщисториям". [Бхаг. 3.5.12.]

Текст 22.2

тасмат ^гайатри-бхашйа-рупо 'сау.' татхаива хи вишну-дхармоттарадау тад-вйакхйане бхагаван эва вистарена пратипадитах. атра джанмадй асйа итй асйа вйакхйанам ча татха даршайишйате. ^ведартха-парибримхитах' ведартхасйа парибримханам йасмат. тач чоктам ^итихаса-пуранабхйам' итй-ади.

Подобно этому "Бхагаватам" "является комментарием к Гаятри-мантре". Так в Пуранах, таких как "Вишну-Дхармоттара-Пурана", подробно объясняется, как Гаятри-мантра описывает Личность Бога. Это же будет показано ниже, при объяснении стиха "джанмадй асъя" [Бхаг. 1.1.1.] " Ведартха-парибримхитах" значит "подводит итог посланию Вед", что сходно с такими утверждениями как, например, это: "Следует считать, что Веды завершаются Итихасами и Пуранами.".

Текст 22.3

^пурананам сама-рупах' ведешу сома-ват са тешу шрештха итй артхах. пуранантаранам кешанчид апатато раджас-тамаси джушаманаис тат-паратвапратитатве 'пи веданам канда-трайа-вакйажа-вакйатайам йатха самна татха тешам шри-бхагаватена пратипадйе шри-бхагаватй эва парйавасанам ити бхавах. тад уктам:

веде рамайане чаива пуране бхарате татхаадав анте ча мадхйе ча харих сарватра гийате

ити пратипадайишйате ча тад идам параматма-сандарбхе.

Фраза "подобна "Сама-Веде" среди Пуран" означает "лучшая из них", подобно тому как "Сама-Веда" - лучшая из Вед. Люди, обусловленные сильным влиянием гун страсти и невежества, могут не понимать, что другие Пураны также подводят к Личности Бога. И как "Сама-Веда" объединяет в одном послании и примиряет различные утверждения, относящиеся к трем разделам Вед, все Пураны, в конечном счете, прославляют того же самого Шри Бхагавана, чью славу утверждает "Бхагаватам". Как говорится: "Повсюду, и в Ведах, и в "Рамаяне", и в Пуранах и в "Махабхарате", в их начале, в середине и в конце поется хвала Господу Хари ". ["Махабхарата", "Сварга-парва" 6.93] Позднее мы покажем это в "Параматма-сандарбхе".

Текст 22.4

сакшад бхагаватодитах' ити лкасмаи йена вибхашито 'йам' итй упасамхара-вакйанусарена джнейам. ^шата-виччхеда-самйутах' ити вистара-бхийа на виврийате. тад эвам шри-бхагаватам сарва-шастра-чакраварти-падам аптам ити стхите "хема-симха-саманвитам' итй атра "суварна-симхасанарудхам' ити тика-караир вйакхйатам тад эва йуктам. атах шримад-бхагаватасйаивабхйасавашйакатвам шрештхатвам ча сканде нирнитам.

Слова "она изошла непосредственно от Личности Бога" можно понять в свете стиха "касмаи эна вибхашитах" из заключительной главы "Шримад-Бхагаватам" [Бхаг. 12.13.19]: "Она ["Бхагаватам"] была поведана Брахме Господом". Мы не станем подробно разбирать фразу "Это произведение из... сотен глав" дабы слишком не затягивать это обсуждение. Таким образом, мы приходим к выводу, что "Шримад-Бхагаватам" действительно достоен называться царем всех писаний, и что комментатор [Шридхара Свами] был прав, объясняя фразу "хема-симха-саманвитам" (вместе с золотым львом) [Бхаг. 12.13.13] как "помещенную на трон, украшенный золотыми львами". Поэтому "Сканда-Пурана" заключает, что "Шримад-Бхагаватам" - единственное писание, которое необходимо изучать, и что это лучшее из писаний.

Текст 22.5

ата эва сканде:

шаташо 'тха сахасраиш ча ким анйаих шастра-санграхаихна йасйа тиштхате гехе шастрам бхагаватам калау

катхам са ваишнаво джнейах шастрам бхагаватам калаугрихе на тиштхате йасйа са випрах шва-пачадхамахйатра йатра бхавед випра шастрам бхагаватам калау

татра татра харир йати тридашаих саха парада

йах патхет прайато нитйам шлокам бхагаватам муне аштадаша-пурананам пхалам прапноти манавах ити. тад эвам парамартха-вивитсубхих шри-бхагаватам эва сампратам вичаранийам ити стхитам.

Так в "Сканда-Пуране" сказано:

"Какой смысл собирать сотни и тысячи других писаний? Если человек, живущий в Кали-югу, не имеет дома книги "Бхагаватам", то как можно считать его вайшнавом? Даже, если это брахман, но у него нет "Бхагаватам", то такой брахман еще хуже, чем собакоед. О, брахман Нарада, где бы в Кали-югу ни присутствовал "Бхагаватам", туда нисходит Господь Хари вместе с тринадцатью главными полубогами. О, мудрец, любой человек, ежедневно читающий с преданностью хотя бы один стих из "Бхагаватам", обретет благо, равное благу от изучения всех восемнадцати Пуран". ["Сканда-Пурана", "Вишну-кханда" 5.16.40, 42, 44, 331]

Поэтому, тем, кто в наши дни хочет понять, в чем состоит высшая цель жизни, следует изучать "Шримад-Бхагаватам".

ТЕКСТ 23

Текст 23.1

ата эва сатсв апи нана-шастрешв этад эвоктам \алау нашта-дршиам эша пуранарко 'дхунодитах'ити. арката-рупакена тад вина нанйешам самйаг-васту-пракашакатвам ити пратипадйате. йасйаива шримад-бхагаватасйа бхашйа-бхутам шри-хайаширша-панчаратре шастра-катхана-праставе ганитам тантра-бхагаватабхидхам тантрам, йасйа сакшат шри-ханумад-бхашйа-васала-бхашйа-самбандхокти-видват-камадхену-таттва-дипика-бхавартха-дипика-парамахамса-прийа-шука-хридайадайо вйакхйа-грантхас татха мукта-пхала-хари-лила-бхакти-ратнавалй-адайо нибандхаш ча вивидха эва тат-тан-мата-прасиддха-маханубхава-крита вираджанте.

Поэтому, хотя есть много других богооткровенных писаний, о "Бхагаватам" говорится: "Появление этой Пураны, словно восход солнца для тех, кто окутан тьмой и утратил зрение в эпоху Кали" {калау нашта-дршиам эша пуранарко 'дхунодитах) ["Бхаг". 1.3.43.] Из этого сравнения с солнцем мы можем сделать вывод, что другие писания не в состоянии в точности описать реальность, не прибегая к помощи "Бхагаватам". В произведении "Шри Хаяширша Панчаратра", среди различных писаний упомянута "Тантра-бхагавата", причисляемая к комментариям на "Шримад-Бхагаватам". Существует еще несколько подлинных комментариев на "Шримад-Бхагаватам": "Шри Ханумад-бхашья", "Васана-бхашья", "Самбандхокця", "Видват-камадхену", "Таттва-дипика", "Бхавартха-дипика", "Парамахамса-прия" и "Шука-хридая", а также несколько монографий по разным тематикам того же произведения: "Мукта-пхала", "Хари-лила", "Бхакти-ратнавали" и другие. Эти выдающиеся труды составлены просвященными духовными наставниками, каждый из которых давал комментарии в соответствии с мнением своей школы.

Текст 23.2

йад эва ча хемадри-грантхасйа дана-кханде пурана-даиа-праставе мастйа-пураиийа-тал-лакшана-дхритйа прашастсш. хемадри-паришеша-кхандасйа кала-нирнайе ча кали-йуга-дхарма-нирнайе \алим сабхаджайантй арйах' итй-адикам йад-вакйатвеноттхапйа йат-пратипадита-дхарма эва капав анги-критах, самватсара-прадипе ча тат-картра %шаташо 'тха сахасраиш ча' итй-адикам праг-даршитам сканда-вачана-джатам уттхапйа сарва-кала-дошатах павитрйайа катичит шри-бхагавата-вачанани лекхйанити ликхитани.

Хемадри в одном разделе своей книги при обсуждении принесения в дар Пуран приводит цитаты из "Матсья-Пураны", в которых прославляется "Шримад-Бхагаватам" и перечисляются его отличительные признаки. А в конце своей книги, в главе, описывающей признаки различных эпох, при описании религиозных принципов для века Кали Хемадри цитирует текст, начинающийся словами: "Возвышенные души с большим почтением относятся к Кали-юге" {калим сабхаджаянтй аръях) [Бхаг. 11.5.36]; сказав, что это стих из "Бхагаватам", он признает, что в век Кали применимы лишь те религиозные принципы, которые изложены в "Бхагаватам". Для другой своей книги, "Самватсара-прадипы", Хемадри взял несколько стихов из "Сканда-Пураны", процитированных нами выше, начиная со слов: "Какой смысл собирать сотни и тысячи", после чего он приводит несколько стихов из "Бхагаватам", которые рекомендует читателю переписать от руки ради очищения от всех пороков этого века.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!