Аристотель о высшем благе



 

Высшее благо в этике Аристотеля – понятие довольно строгое. Оно характеризуется по крайней мере тремя признаками, которые одновременно являются исходными специфическими чертами моральной личности.

· Во-первых, личное благо не тождественно общей абстрактной идее, выражающей некое совершенство вообще. Если бы такая идея и существовала, говорит Аристотель, полемизируя со своим учителем Платоном, то и в этом случае она не представляла бы для этики интереса. Этика имеет дело с достижимым, осуществимым, практически реализуемым благом. Высшее благо является определенной характеристикой деятельности индивидов.

 

· Во-вторых, благо вообще есть цель деятельности, то, ради чего она предпринимается (как, например, здоровье во врачебном искусстве, победа в сражении ). Высшее благо – это тоже цель, но особая. В иерархии человеческих целей оно занимает высшую ступень, являясь своего рода целью целей. Если все прочие цели могут одновременно быть средствами по отношению к целям более высоким, то к высшему благу стремятся ради него самого; оно всегда является целью, но никогда средством. Высшее благо потому и есть высшее, что оно подчиняет себе, внутренне организует, придает единство всем прочим целям.

 

 

· В-третьих, высшее благо тождественно блаженству, счастью. Это не сумма благ, не большее благо, а нечто совершенное и завершенное в себе. Блаженство не может стать предметом похвалы, ибо похвала предполагает критерий и наличие чего-то более совершенного; оно самоочевидно и вызывает безусловное уважение. Из важнейших понятий этики Аристотеля блаженство (высшее благо) является самым общим, простым, бедным, это не основной принцип нравственной деятельности, а ее исходный пункт и общая перспектива, указывающая лишь на то, что эта деятельности стремится к своему совершенству. Называя высшее благо блаженством, Аристотель выражает типичную для античного мироощущения идею. Любопытно, что он вводит это положение следующим образом: «все согласны, что высшее благо есть блаженство». Во всяком случае, эвдемонистические установки, с которых начинает Аристотель, были свойственны всей античной этике.

 

Учение Аристотеля о высшем благе создает образ человека, который не удовлетворяется стихийным течением своей жизни и стремится сознательно подчинить ее некой единой цели. Эта цель является стремлением к предельному, высшему, совершенному, притом к такому предельному, которое доступно индивиду и оказывается максимальным развитием его возможностей. Высшее благо равно блаженству и есть деятельность, стремящаяся к совершенству, т.е. деятельность, сообразная с добродетелью.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!