Этика золотой середины. Аристотель о сущности добродетели.



 

Так как добродетель является функцией практической деятельности, то она каждый раз индивидуализирована: «поступок связан с частным обстоятельством». Или, говоря по-другому, добродетельность в каждом отдельном случае имеет свою собственную меру, определить которую невозможно без соответствующих навыков, привычки, без сформировавшегося в живом опыте общения такта. Чтобы добиться формирования надлежащих привычек, такта, чтобы правильно в каждой ситуации находить меру добродетельности, необходимо в страстях и действиях добиваться середины. Речь идет об известном аристотелевском принципе «золотой середины». Что здесь имеется в виду?

Существуют три душевных состояния, два из которых порочны: одно — в силу избытка, другое — в силу недостатка. И только третье, расположенное между этими двумя крайними точками, является похвальным. «Как в страстях, так и в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и ее избирает». Мужество — середина по отношению к двум крайностям: трусости и безумной отваге. Щедрость же соответственно находится между скупостью и расточительностью, мотовством и т. д. «Добродетель, следовательно, есть некое обладание серединой; во всяком случае, она существует постольку, поскольку ее достигает».

Но Аристотель говорит не об арифметической середине. Середина, по мнению Аристотеля, тождественна совершенству. Ошибаться можно различно, а действовать правильно только одним путем. Добродетели суть середина, если их рассматривать с точки зрения сущности, но по своему совершенству и значению их можно назвать крайностями, т. е. они представляют собой крайнее совершенство. В избытке и недостатке самих по себе нет середины. Так и в середине нет избытка и недостатка. Словом, речь идет о том, чтобы в каждом отдельном действии достигать того единственного, в этом смысле крайнего, предельного совершенства, которое свойственно этому действию. Допустим, этическая добродетель возникла из причины и проявляется в форме в нужном месте, в нужное время и при нужных обстоятельствах. А также направлена она на того, кто ее заслуживает. В таком случае она будет золотой серединой. Т.е. совершенством.

 

Аристотель определял сущность этической добродетели как срединное состояние между крайностями противоположных аффектов, давал описание главных добродетелей той и другой части души, после чего переносил свое внимание на соотношение разума и эмоций внутри человека. Вопреки Сократу Аристотель возводил начало добродетели не к разуму, а к движению чувств, однако именно мыслительная деятельность контролирующая порывистые стремления души делает, по мнению Аристотеля, поведение человека добровольным. Из своего понимания души Аристотель выводил концепцию блага и счастья, но в "Большой этике" (это один из трех трактатов Аристотеля о нравственности) эта тема не изучена до конца.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!