Организация групповой дискуссии.



Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование), публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в котором каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

В социологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод сбора данных, которых сочетает элементы методов группового и глубинного интервью и социологического наблюдения. Суть метода — организация в малой группе целенаправленного разговора по проблемам, интересующим исследователя.

Применение групповой дискуссии типично для исследовательской практике. Речь идет о сборе объективных и обобщающих индивидуальных данных.Большое место занимает понимание такого положений вещей, которое существует за пределами ситуации исследовательского контакта с респондентами и не зависимо от них; целью является получение наиболее достоверной информации о той реальности, которая находится вне контакта исследователя и респондента.

Применение групповых дискуссий включает:

- сбор индивидуальных мнений, установок, точек зрения, суждений, классификаций с учетом определенного климата. Который благоприятствует “вымыванию” таких данных и который создается исследователями вследствие применения определенных сценариев дискуссий и методик;

- сбор индивидуальных знаний и обмен жизненным опытом осуществующем положении вещей, о событиях, процессах, респондентах, которые, взаимно возбуждая друг друга высказыванием собственных мнений, способствуют тем самым живому течению дискуссии.

“Искусственными правилами” организации и проведения групповых дискуссий считаются:

Размер группы: оптимальное число участников от 8 до 12человек. При меньшем числе одному может не хватать многообразия взаимных“толчков”, высказываемых мнений, другому - отдельных личностей в ситуациях, когда он мог бы воздержаться от собственного мнения и отступить на задний план. Слишком большое число участников в свою очередь получает слишком много”анонимности собственного веса” в процессе дискуссии.

Последовательность действий руководителя дискуссии: Перед началом непосредственной дискуссии исследователь часто предъявляет “основной раздражитель” (например, фильм, письмо, газетную вырезку, краткие опросныелисты) для того, чтобы участники дискуссии высказывались при первом удобномслучае. Во время начавшегося обмена мнениями руководитель должен вести себя дружески-нейтрально и довольно формально управлять особенно первой фазойпроцесса дискуссии. Лишь на второй фазе, когда новые точки зрения больше невозникают спонтанно, он может внести стандартизированные аргументы, побуждающиеучастников к дальнейшей дискуссии и таким образом сформулировать обсуждение наопределенном тематическом аспекте.

 

92. Учебная игра в курсе социологи.

Учебная деловая игра (УДИ) – это целенаправленно сконструированная модель какого-либо реального процесса, имитирующая профессиональную деятельность и направленная на формирование и закрепление профессиональных умений и навыков.

Игра представляет собой вид деятельности в условиях ситуации. В учебном процессе использование игровой деятельности может быть весьма эффективным и продуктивным.

Игра активизирует учебный процесс, по сравнению с традиционной формой проведения практических занятий. Она усиливает заинтересованность ее участников в более глубоком знании изучаемой проблемы, предоставляет им возможность повышать педагогическое мастерство.

В основе проблемного обучения лежит принцип самостоятельного «открытия» выводов науки, способов действия и т. дЛюбая проблемная ситуация требует нового знания или способа действия для выполнения задания. Решение проблемной ситуации начинается с ее анализа и последующего синтеза. Единство анализа и синтеза ведет к обобщению информации.

Проблемная ситуация выполняет функцию мыслительного импульса. Но для этого она должна быть принята к решению, а это возможно только при условии, что студент располагает исходными данными, отвечающими содержанию ситуации.

Умение увидеть и сформулировать проблему – важное качество будущего специалиста.

Существуют два основных метода решения проблемы – аналитический и синтетический и несколько видов поиска – метод проб и ошибок, случайный, выборочный, селективный. Для интеллектуальной деятельности человека характерен селективный вид поиска, называемый «эвристическим поиском».

Требования к учебным игровым задачам сводятся к следующему. Задача должна быть актуальной, для ее решения нужны базовые знания, воображение и творческие способности. Задача должна быть достаточно сложной, но доступной для решения, она должна побуждать к использованию имеющихся знаний и поиску новых принципов, фактов, методов решения.

Повторное проведение однотипных игр развивает у студента необходимые навыки.

Наиболее благоприятный момент для применения учебных игр – завершающий этап вузовского обучения, так как студенты старших курсов уже обладают достаточным уровнем знаний и умеют самостоятельно работать.

Специализация обучения открывает новые возможности в планировании и организации проблемных ситуаций при решении учебных задач. Появляется возможность строить учебные игры с моделированием поиска решения комплексных задач студентами различных специальностей. Такие игры требуют установления межпредметных связей, изучения реальных межотраслевых отношений.

Деятельность преподавателя в учебной игре сводится к ее планированию, организации и руководству.

Цель игровой деятельности студентов триедина:

♦ получение знаний и навыков для будущей профессиональной работы;

♦ оценка себя в исполняемой роли;

♦ победа в соревновании.

Игры, безусловно, повышают эффективность вузовского обучения, и этим окупаются затраты времени, сил и средств на их проведение.

Деловые игры, как, впрочем, и все активные методы обучения, характеризуются следующими типичными чертами:

♦ активизируют мышление самой технологией учебного процесса;

♦ активность, приобретенная студентом с помощью игры, длительна и устойчива;

♦ стимулируют самостоятельное принятие студентами творческих, мотивационно оправданных действий и решений;

♦ процесс обучения построен на коллективной основе и по определенному алгоритму;

♦ повышают эффективность обучения не за счет увеличения объема информации, а благодаря глубине и скорости ее усвоения;

♦ многие из игр более близки к современным методам обработки информации, чем традиционные методы обучения.

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!