Религия Древнего Рима.



Как и в древнегреческой религии, римская религия не имела единой церкви и догматики, а состояла из культов различных божеств.

Пантеон

Римский пантеон имеет много аналогов греческих богов и богинь, есть и свои собственные божества и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались «отцами». Божественное право не смешивалось с человеческим. Выделялась триада римского пантеона — Юпитер, Марс и Квирин, отразившая трёхчленность гражданских функций — соответственно религиозно-жреческая, военная и хозяйственная.

Интересно, что жертвоприношения, хотя и сохранялись в римском обществе на всем протяжении существования государства, но имели гораздо более скромный характер: вместо голов скота жертвовались головки чеснока или сухие рыбешки (это говорит, о том что римляне могли заключить своего рода договор с божеством «дашь на дашь», а затем пытались их обмануть).

Ритуальное умерщвление животных применялось лишь при гадании, когда специально обученные жрецы изучали внутренности убитого животного с целью получить ответ на заранее заданный вопрос. Система гаданий имела разветвленный характер и практиковалась при решении практически любого вопроса, имевшего важное политическое значение (поход, строительство нового города, избрание консулов и т. д.). Наиболее распространенными способами гаданий были предсказания по полету птиц и предсказания по виду внутренностей убитых животных.
Характерной чертой римской религии является скрупулезность в составлении списка почитаемых богов и тщательное расписывание осуществляемых ими функций. Каждая черта человеческого характера, каждое постоянно совершаемое действие имело своего бога-покровителя: известно, например, что в римском пантеоне за створки дверей, замок и дверные петли отвечали три различных бога.

Веста́лки — жрицы богини Весты в Древнем Риме, пользовавшиеся большим уважением и почётом. Их особа была неприкосновенной. Весталки освобождались от отцовской власти, имели право владеть собственностью и распоряжаться ею по своему усмотрению. Оскорбивший каким-либо образом весталку карался смертью. Если им встречался на пути ведомый на казнь преступник, они имели право помиловать его.
В обязанности весталок входило поддержание священного огня в храме Весты, соблюдение чистоты храма, совершение жертвоприношений Весте, охрана святынь.


Обряд посвящения. Вновь поступающую в общину весталок вводили прежде всего в атриум храма Весты, где ей обрезали волосы и вешали их как пожертвование на священное дерево. Затем юную весталку одевали во всё белое, нарекали её именем «Возлюбленная», которое прибавлялось к её имени, и посвящали её в новые обязанности.
Избранные весталки выходили из лона семьи и попадали под покровительство верховного понтифика. От обязанности служению Весте девушка могла быть освобождена только по особым семейным обстоятельствам.
Служба
Срок службы составлял 30 лет, делившийся равными частями на обучение, непосредственно службу и обучение других (наставничество). По истечении этих лет весталка становилась свободной и могла выйти замуж. Впрочем, последнее случалось крайне редко, так как существовало поверье, что брак с весталкой не приведёт к добру, а кроме того, выходя замуж, бывшая весталка теряла свой уникальный для римской женщины социальный и имущественный статус и становилась обычной матроной, полностью зависимой от мужа, что, разумеется, было ей невыгодно.
Всё время служения весталки должны были сохранять целомудренный образ жизни, его нарушение строго каралось. Считалось, что Рим не может брать на себя такой грех, как казнь весталки, поэтому их наказывалипогребением заживо с небольшим запасом пищи, что формально не являлось смертной казнью, а соблазнителя засекали до смерти. Угасание священного огня считалось для Рима дурным предзнаменованием; разжечь его вновь можно было только трением двух палочек. Если у какой-то весталки огонь угасал, то её бичевал сам Великий понтифик.
Во главе весталок находилась самая старшая из них, называемая великой весталкой, получавшая приказания непосредственно от верховного понтифика.
Ежегодно великая весталка и верховный понтифик возносили публичное молебствие о благополучии Рима, поднимаясь на Капитолий. Весталки были очень богаты, главным образом из-за владения большими имениями, дававшими большой доход, помимо которого каждая лично получала от своей семьи значительную сумму при посвящении и получала от императоров щедрые подарки.

Космогония. Земли еще не было. Суша, море и воздух были так перемешаны, что земля не была твердой, море — жидким, а воздух — прозрачным. И над этой бесформенной массой царило беспечное божество по имени Хаос, и никто не знал, как оно выглядит, поскольку света еще не было. Хаос делил трон со своей женой, темной богиней ночи по имени Никс.
Время шло, и супруги устали от власти и призвали себе на помощь сына Эребуса (Темноту). Первое, что он сделал, это сверг своего отца и занял его трон, а затем, решив, что ему нужна спутница, женился на своей матери Никс. Эребус и Никс правили вместе до тех пор, пока их замечательные дети Эфир (Свет) и Гемера(День), объединившись, не свергли их и не присвоили власть над миром.
И тогда впервые освещенный Хаос выявил всю свою неприглядную сущность. Эфир и Гемера тщательно осмотрели царивший повсюду беспорядок и, решили превратить его в прекрасную вещь. Однако они чувствовали, что им одним не справиться, а потому призвали на помощь Эроса (Любовь), свое собственное дитя. Соединенными усилиями они создали Понт (море) и Гею (Землю, Ге, или Терру), как называли тогда землю.В начале своего существования Земля вовсе не была такой прекрасной, какой она стала сейчас. Земля была голой; повсюду царили безмолвие и покой. Первым это заметил Эрос и, схватив свои животворящие стрелы, пустил их в холодную грудь земли. И тут же Земля преобразилась. Повсюду воцарилась жизнь, радость и движение.
Гея, очнувшись ото сна, восхитилась всем, что сделал Эрос для ее украшения, и, решив завершить и увенчать его труды, создала Урана (Небо).

Зороастризм.

Священная книга-Авеста

Зоротустра - основоположник. Доброе божество - Ахура-Мазда (свет), злое божество - Ангру-Майну (тьма). Священная книга - Авеста. Написана на мертвом языке авестийском. Центральное место занимает огонь - источник света. Жрецы в храмах.поклонялись 4 стихиям. Но поклонение огню было прежде всего. В каждом храме обязательно было место, где горит священный огонь.
Зороастрийцы имели свой календарь. Новый год наступал 21 марта, т.к. день и ночь были равны во времени. 21 июля - смерть солнца, т.к. ночь стала удлиняться. 21 декабря - смерть ночи.
21 марта зажигался священный огонь, который горел круглый год. Зажигался из 6 огней, взятых из разных домов социальных классов, и 1 огня взятого от божества - молнией. Итого 7 источников огня. Главной задачей жрецов было поддержание огня. Из этого вытекло пренебрежительное название "огнепоклонники".

Культ смерти. Если 4 стихии соотносились к Ахура-Мазде, то смерть относилась к Ангру-Майну. Если человек умирал, то нельзя было его трогать, т.к. труп не принадлежит уже этому миру. Поэтому были специальные жрецы в белом. Тела нельзя было ни топить, ни хоронить, ни тем более сжигали. Строилась башня без окон и дверей и крыши, вместо крыши ставилась решетка. И тело умиршего клали на эту решетку, чтобы птицы-падальщики съедали мясо, а кости падали вглубь башни. "БАШНЯ МОЛЧАНИЯ". До этого как уносили труп, его в доме окружали виноградной лозой.
Пояс был обязательным элементом символики. И зоростриец не считался таковым если он не носил пояс. Обряд инициации у девочек происходил в 8 лет, у мальчиков в 12. И именно тогда им вешали пояс.


11. Манихейство.

Наиболее известным и получившим широкое распространение едва ли не во всем мире, от Рима до Китая, было манихейство, учение Мани. Сын вавилонянина и знатной иранки, Мани (216-277) в молодости много путешествовал, посетил страны Средней Азии и Индию, где внимательно знакомился с местными религиями, включая христианство, брахманизм, буддизм, учение гностиков Обосновавшись в Иране и взяв за основу своего учения зороастризм. Мани едва ли не впервые в истории попытался создать всеохватывающую религиозную систему, которая вобрала бы в себя наиболее существенное из всех других.

Созданное Мани вероучение оказалось достаточно жизнеспособным, просуществовав около тысячелетия и получив распространение во многих странах. Суть синкретической системы Мани сводится к тому, что окружающий нас мир - арена жестокой борьбы двух начал, добра и зла, света и тьмы. Но манихейский дуализм отличен от зороастрийского в том, что мир света и добра ассоциируется с духовным началом, а мир зла и тьмы - с материальным. Отсюда явствует, что окружающий нас материальный мир - это мир зла. Цель же мирового процесса состоит в том, чтобы спасти частицы света, заключенные в человеке (точнее, в его душе), от власти материи - цель, характерная для многих индийских религий, включая буддизм. Соответственны и средства: истинные манихеи, «избранные», обязаны были вести аскетический образ жизни, не иметь собственности, семьи, жилища, не потреблять вина и мяса, даже не рвать растений, идущих в пищу. Содержать их должны были -опять-таки по индийскому стандарту - миряне, которые могли иметь семью и имущество, нормально питаться и которым давался статус «избранных» лишь перед смертью, в качестве своеобразного причастия.

Вероучение Мани, проповедовавшее пассивные методы борьбы за спасение человечества, вначале было даже поддержано властями. Однако вскоре ситуация изменилась. Манихейство было объявлено ересью, а сам Мани казнен. Манихейские общины в основном были изгнаны из Ирана и рассеялись по всему миру, оказав существенное воздействие на некоторые религиозно-философские концепции и сектантские движения. Часть такого рода движений со временем стала отличаться социальным радикализмом, как, например, движение маздакитов.

Основатель этого движения Маздак в конце-V в. возглавил выступление против зороастризма в Иране. Суть социальных лозунгов Маздака сводилась к тому, что из учения манихеев о необходимости высвободить смешанные с тьмой частицы света выводилась идея создания уравнительно-справедливого общества (отнять у богатых - отдать бедным).


12. Митраизм.

Зороастризм стал источником еще одной религиозной традиции, в центре которой был бог Митра. Оно получило название митроизм. В переводе слово «митра» означает «договор» или «согласие». Митра был одним из божеств из окружения Мудрого Господа Ахура-Маздэ. Упоминания о Митре встречаются в Ведах и Авесте.

Митра

Согласно зороастризму, Митра был сыном Мудрого Господа и богини земли Армайти. День его рождения праздновался 25 декабря, в день зимнего солнцестояния. Митра был главным помощником своего отца и следил за всем, что тот сотворил. Он устанавливал порядок на земле, согласие между людьми, оберегал от войн и раздоров. После смерти душа пересекала мост Чинвад, на котором бог Митра с двумя своими братьями вершил суд. В зависимости от поступков и помыслов душу либо пропускали, либо сбрасывали с моста вниз. Вечно юный, он оберегал мир от зла. Верующие считали его посредником между Господом и Злым духом.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!