Индуизм сегодня: направления и секты.



РАМ МОХАН РОЙ И «БРАХМО САМАДЖ»

Первая попытка модернизации индуизма связана с именем Рам Мохан Роя-великого мыслителя и просветителя.

Выходец из богатой семьи, аристократ Рам Мохан Рой окончил высшую мусульманскую школу и благодаря своим блестящим способностям овладел рядом языков. Сочетание традиционной индийской индуистской культуры с хорошим исламским образованием и знакомство с европейской культурой, как древней, так и современной ему, позволили Рою стать одним из первых в Индии ученых современного типа с широким кругозором и огромной эрудицией. Он был основателем первых в Индии национальных газет и светских школ-колледжей. Рой резко выступил против ряда устаревших обычаев индуизма - системы каст, сати, ранних браков; он выдвинул идею единого Бога, истолковав в монотеистическом духе древние тексты упанишад о высшем Абсолюте, Брахмане и кое в чем сблизив это толкование с монотеистическими идеями ислама и христианства.

Объединив вокруг себя немалое число сторонников и последователей, Рам Мохан Рой образовал «Брахмосамадж» - общество Брахмы, единого Бога, в поклонении которому должны были слиться все религиозные потоки Индии, включая ислам и христианство. Богатые и влиятельные брахманы, составлявшие ядро членов этого общества, давали клятву не поклоняться идолам и изучали те тексты упанишад, исполняли те гимны в честь единого Бога, которые способствовали укреплению монотеистических тенденций. Влияние общества ослабло, но деятельность его продолжалась и ощущается даже в наши дни.

ДАЯНАНДА САРАСВАТИ И «АРЬЯ САМАДЖ»

Основатель этого общества Даянанда, принявший имя Сарасвати в память о своем учителе-брахмане. Он призывал к отмене сати и равноправию женщин, к борьбе против идолопоклонства и системы каст. Он провозгласил своим идеалом арийские веды (откуда и название основанного им общества), ведийские гимны, которые подверг монотеистической трактовке, считая, что различные имена ведийских богов суть лишь разные ипостаси единого Высшего Божества. При этом в лозунге «Назад, к ведам!» явно ощущался не столько призыв к возрождению консервативной старины, сколько отчетливое противодействие влиянию ислама и христианства.

Реформаторский дух деятельности Даянанды и общества «Арьясамадж» совпадал с основными идеями сторонников общества «Брахмосамадж». Однако иные исходные позиции и явный акцент на древние индийские традиции обусловили не только более широкий массовый состав общества «Арьясамадж», но и иные его политические позиции. Выступая против иноземного влияния, члены общества «Арьясамадж» неоднократно и активно поддерживали антиколониальные национально-освободительные.

После 1908 г. общество перестало играть заметную роль в жизни страны, и ныне оно сохранилось лишь в качестве небольшой религиозной общины


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!