Социальные функции религии.



Компенсирующая функция. Религиозная концепция уже в ее самой ранней и примитивной модификации была призвана предохранить от злого воздействия непознанных внешних сил и в то же время научить, как избежать такого воздействия, задобрить злые силы. Она компенсировала бессилие человека, ограниченность его знаний т. д. Веря в богов и духов, принося им жертвы, молясь, человек добровольно отдавал себя под покровительство незримых сверхъестественных сил. С усложнением общества изменялись формы компенсации: обращаясь к религии и твердо веря в ее догматы, человек стремился найти в ней утешение, избавиться с ее помощью от несправедливостей и обид, социального неустройства и политических преследований. Но суть функции оставалась неизменной: в религии люди искали путь к спасению от несовершенства земного существования, к избавлению от страданий, к бессмертию и т. п.

Компенсирующая функция религии тесно связана с другой ее функцией - интегрирующей. На ранних этапах развития общества это наиболее наглядно проявляло себя в феномене этноцентризма: любая этническая общность, объединенная системой единых верований, ритуалов, обрядов и мифов, считала именно свою систему норм эталоном, отклонение от которого в рамках данной общности считалось недопустимым, а в других общностях - достойным осуждения. Преданность той или иной системе религиозных норм и поныне имеет огромное интегрирующее значение, считаться с которым необходимо и в политической практике наших дней.

Третьей важной функцией религии является регулирующе-контролирующая. В этой функции религия вплотную смыкается с культурной традицией, осуществляя над ней верховный идеологический контроль, регулируя ее принципы и практику. Словом, жизнеспособность регулирующе-контролирующей функции религии не исключительна. Даже тогда, когда другие функции ослабевают и отступают под давлением современной науки, высокого образовательного ценза, выхода на передний план социальных либо национальных движений, эта функция позволяет той или иной религиозной доктрине цепко держать, используя инерцию традиций, многие стороны жизни людей, особенно на Востоке.

Следует подчеркнуть, что именно в рамках этой функции религии обычно закладывались и веками тщательно соблюдались основы религиозной морали, в свою очередь восходящие к общечеловеческим принципам этики, к понятиям о добре и зле, хорошем и плохом, справедливости и несправедливости. Религия всегда выступала хранительницей этих норм морали, а кризис религии вел к девальвации нравственных ценностей. Пожалуй, лучше других эту закономерность выразил Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых»: «Ежели Бога нет, то все дозволено...».

Наряду с перечисленными религия имеет и ряд других функций, важных для понимания ее роли в обществе. Одна из них - ее можно условно назвать экзистенциальной - касается философского аспекта религиозной концепции, т. е. стремления религиозных теоретиков объяснить место человека в этом мире, его существование в мире ином, а также связанные с этим проблемы жизни и смерти, бытия и небытия.

Еще одна, политическая, функция служит делу освящения власти, обожествления правителя и его верховных прерогатив («кесарю - кесарево»). Обе эти функции, равно как и некоторые другие, отличаются от первых трех тем, что появляются и начинают играть существенно значимую роль лишь на определенном, уже достаточно развитом этапе становления религии как феномена.

 

 

7. Религия Древнего Египта.

Обожествление правителя достигло здесь небывалых размеров. Фараон был обоготворен, считался сыном бога солнца и почитался как символ благосостояния и процветания страны, носитель высшей божественной силы. В качестве такового он совершал наиболее важные ритуалы, включая торжественный обряд первовспашки: проводя первую борозду, он как бы оплодотворял нильскую долину от имени стоявших за ним богов.

Они верили, что после смерти человека его души вели себя по-разному: «ба» возносилась на небо, к солнцу, а «ка» оставалась с телом, причем от степени сохранности ее и тела зависели как благополучие умершего в загробном мире, так и потенциальная возможность реинкарнации, т. е. возрождения в той или иной форме. Именно поэтому тело фараона так тщательно бальзамировали, приготовляя из него мумию, а для его души «ка» в гробнице создавали поистине царские условия - достаточное представление о них дают раскопки гробницы Тутанхамона.

Египетские боги имели немало зооморфных черт и признаков: бог Гор изображался с головой сокола, Собек - с головой крокодила, богиня Бастет - с кошачьей головой. Многие животные почитались священными - бык, крокодил, кошка, змея, птица ибис, жук скарабей и др.

Аменхотеп IV (хотел сделать монотеизм, у ничего не вышло).

Древнеегипетский пантеон богов имел очень сложную иерархию. Родоначальником всего считается бог Атум, появившийсяиз Хаоса. Именно им была создана первая божественная пара — бог Шу (олицетворяющий пространство между небом и землей) и богиня Тефнут (его женское дополнение). От Шу иТефнут родились Геб (бог Земли, или сама Земля) и Нут (богиня Неба, или само Небо).

Впоследствии от Геба и Нут были рождены еще две пары — Осирис и Исида, а также Сет и Нефтида. Первая пара представлена богами, которые некогда были важнейшими фигурами древнеегипетского пантеона. Согласно легенде, Осирис (бог растительности) родился первым из пяти божеств (далее за ним последовали Гор Старший, Сет, Исида и Нефтида) и еще будучи в утробе своей матери полюбил свою будущую жену Исиду, которая ответила ему взаимностью.

Подостижений соответствующего возраста, Осирис стал править страной искренне заботясь о своих подданных, следя за, развитием культуры. При всем при этом он много путешествовал, оставляя вместо себя на троне красавицу-жену. Но вот Сет (младший сын Геба и Нут), позавидовал брату и решил избавиться от него. Хитростью заманив Осириса в сундук, Сет забил его гвоздями и выбросил в море, а после разбросал куски его тела по всему Египту. Опечаленная Исида, не смирившаяся с постигшим ее горем, отправилась на поиски и в конечном итоге нашла все части тела своего горячо любимого мужа (за исключением одной единственной) и вызвала его к жизни. А в тех местах, где она их обнаружила, впоследствии были возведены храмы.

Вскоре после того как Исида воскресила к жизни дух своего мужа, она зачала от него ребенка, и на свет появился Гор. Достигнув определенного возраста, он вступил в войну с обидчиком своего отца и победил его. Впоследствии Осирис стал символом умирающей и воскресающей природы, Исида — материнства и супружеской верности, а Сет — зла.

Другой бог пантеона Древнего Египта — Ра, также занимал в жизни и сердцах египтян важное место.

Олицетворяя собой Солнце, он каждый день поднимался по небу на своей лодке, освещая всю землю своим божественным светом. Вечером же Ра вновь опускался в подземное царство, где боролся с темными силами, каждый раз выходя из этой борьбы победителем. Утром все повторялось заново.

Другое божество — Амон, почиталось древними египтянами как бог двух стихий — Воздуха и Ветра, наполняющих жизнью всю живую природу.

Бог Тот почитался идеалом высшей мудрости и правды, а также олицетворением всего самого лучшего, что есть в человеке. В противоборстве с темными силами Тот выступал на стороне Ра, но если Ра являлся олицетворением Солнца, то символом Тота была Луна.

Птах также считался покровителем ремесел, но и это было не самое главное: бог Луны и Солнца являлся верховным богом, творцом всех богов пантеона.

Уже упоминавшийся Гор (иногда также называемый Гором) — сын Осириса — также входил в круг почитаемых богов. Его олицетворением был божественный орел. Согласно легенде, Гор боролся с убийцей своего отца и являлся неизменным спутником таких богов, как Ра и Тот. Иногда его символом был солнечный диск; некоторые считали Гора праотцом всех египетских царей, т. к. его имя было составляющей частью едва ли не всех фараонов.

Женой Гора являлась богиня Хатор, покровительница любви и веселья.

Анубис, изображаемый в обличье человека с головой шакала, считался богом подземного царства. К нему часто обращались матери и жены погибших воинов, а также просто родственники умерших, просившиео казать покровительство их близким в загробном мире.

Еще одним главным божеством египетского пантеона был бог Себек, часто изображаемый в облике крокодила. Считалось, что он тоже оказывает покровительство умершим, но при этом основными его обязанностями считалось излечение больных и помощь в трудных житейских обстоятельствах.

Культ животных. Они поклонялись всем!

Быки и коровы -символ благоденствия, изобилия и плодородия. Основным регионом почитания быков и коров был Нижний Египет, где египтяне больше занимались скотоводством.

Крокодил

Весь период истории Древнего Египта в различных областях почитались обожествлённые крокодилы. Выбирались отдельные, «верховные», особи, становившиеся местными божествами, которых окружали почётом, им возносились молитвы и приносились жертвы в храмах, где они содержались.

В некоторых мифах враги Ра, слуги Сета, могли выступать в виде крокодилов.

Широкое распространение получил и культ такого домашнего животного, как кот. При этом мужское начало воплощал великий бог Ра, а женское — кошачья богиня Бастет. Со смертью этого домашнего любимца его хозяева должны были соблюдать траур.

За убийство кота виновного подвергали суровому наказанию; а при пожаре, опять же, в первую очередь следовало спасать кошку и только потом детей и имущество.

Черные собаки и шакалы также почитались священными. В сознании народа они отождествлялись с Анубисом — владыкой подземного царства.

Однако наибольшее значение имел все же культ змеи. Ее изображение было даже на головном уборе самого царя. В обличье змеи египтяне изображали и богиню плодородия Рененут.

Был в Египте и культ жука скарабея. Олицетворял собой саму жизнь, насекомое почиталось наравне со, всеми вышеупомянутыми священными животными. Геродот также оставил свидетельства о том, что египтяне «самые богобоязненные из всех людей».

В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта — Гелиополис, Гермополис и Мемфис — выработали различные варианты космогонии и теогонии.

По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

В Гермополисе, считали, что мир произошёл от восьмерых древних божеств. Эта восьмерка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвёртая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Мемфийская теория и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!