Существующие определения понятия «религия».



1. –точного определения Р нет. Слово религия произошло от латинского связывание, повторное обращение к чему либо. Первоначально выражало привязанность человека к чему либо священному, постоянному. В произведениях Цецерона, он противопоставляет его другому термину, означавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование), т о уже с самого начало предполагалось, что не всякую веру можно назвать религией. Согласно философскому словарю, изданному в советский период, религия- это специфическая форма общественного сознания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей, господствующих над ними внешних сил, она служит для поддержания своего господства над эксплуатируемыми. Согласно православному словарю, религия- это взаимоотношения между Богом и человеком. Религия имеет для человека врожденный характер.
Религия- вера в сверхъестественное, основанное на стремлении человека к некоторой высшей реальности.

Признаки религии.

1. Вероучение. Специально разработанное для данной религии совокупность принципов, идей и п. Это учение о Богах или о Боге, Бога и мира, Бога и человека, о правилах жизни и поведений в обществе (морали), церковном искусстве и т д. Создатели учения специально образованные и подготовленные люди, многие из которых обладают особыми способами общаться с Богом, получать некую высшую информацию, не доступную остальным. Религиозное вероучение создается философами и теологами. Философы изучают более обширные вопросы, а богословы излагают и обосновывают конкретные аспекты вероучения, изучают и толкуют священные тексты.

2. Культ- религиозная деятельность, т е вся совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, Богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, молитвы,, религиозные праздники и т п. Обряды и другие культовые действия могут быть магическими, т е такими с помощью которых люди или служители культа пытаются таинственным способом воздействовать на окружающий мир и символическими, т е только изображающими то или иное воздействие или процесс, имитирующими действия какого либо Божества.
Элементы культа: храм, кресты, утварь, священство.

3. Наличие церковной организации-конфессиональное объединение людей. Обычно у религиозных объединений существует организационная структура: органы управления, объединенный центр, иерархия, религиозно-учебные заведение, готовящие священников, академии т п. Крупное религиозное объединение называют церковью. От церкви принято отличать секты (от греч- учение школа). На практике секты понимаются более узко, как группы, складывающиеся вокруг какого-либо лидера, авторитета. Они отличаются замкнутостью, изолированностью, строгим контролем за своими членами, которая распространяется даже на их частную жизнь. Часто секты требуют права на имущество своих последователей, превращают последних в постоянных, миссионеров и вербовщиков новых членов секты. Следует отличать некоторые секты, которые со временем превращались в религиозные течения (христианство) от однодневок, созданных или психами или шарлотанами.

 

Классификация религий
1. Родоплеменные, примитивные древние верования первобытных людей.
2. Национальные религии (индуизм, иудаизм)
3. Мировые религии


2. Цели, задачи и функции религиоведения.

Цель - осуществление серьезного анализа всей совокупности проблем происхождения, сущности и функции религии, ее места в обществе, истории, культуре, ее объективной роли в древности и в современном мире. Иными словами цель религиоведения понять и познать религию, как форму общественного сознания..

Задачи:

· Во-первых, религиоведение закладывает основы для разумной реализации конституционного права личности на свободу совести и вероисповедания. (хочу исповедую, хочу нет). Здесь решается задача осмысленного выбора на основе знания о религии и её многочисленных формах проявления.

· Во-вторых, религиоведение решает задачу полноценного гуманитарного образования, ибо исключение религии из круга гуманитарного знания делает его урезанным, извращает понятие духовности, и в значительной мере обесценивает историческое, социальное, политическое, этическое и философское знания.

· В-третьих, религиоведение решает задачу формирования личности. Если богословие и атеизм как две крайности в исследовании религии страдают односторонностью в оценке её содержания и сущности, места и роли в жизни человечества, создавая, дисгармонию в знаниях, то нейтрализм и беспристрастность религиоведения способствует гармонизации этих знаний.

· В-четвёртых, важной задачей религиоведения является активное влияние на формирование духовности и нравственности. Религиоведение исследует как религиозную, так и светскую духовность и, не отвергая ни ту, ни другую, даёт возможность их сравнивать, а также возможность выбора между ними.

Функции религиоведения многообразны.

1. Ведущей является методологическая, т.е. определяющая те основные принципы и методы, с помощью которых религиоведение познаёт, исследует религию во всех формах его проявления. Оно раскрывает и определяет основные законы и закономерности функционирования и развития религии.

Между различными религиозными явлениями жизни разных эпох и религиозных направлений прослеживаются существенные и устойчивые связи и закономерности, развитие религиозного сознания человечества происходит по определённым законам, и это даёт основание науке судить не только о прошлом, но и о будущем религии.

2. Мировоззренческая. Мировоззрение - система взглядов человека на природу, окружающих людей, себя и своё место в этом мире. Одним из основополагающих факторов человеческой культуры является религия, научные оценки которой становятся естественным путём частью мировоззрения. Так формируется религиозная толерантность, как к религии вообще, так и к иной вере.

3. Образовательно-просветительская функция. Она является частью гуманитарного образования. Знания о религии повышают общую образовательную культуру человека, обогащают его нравственно и духовно, активно влияют на формирование его жизненной позиции. Религиоведческие знания благотворно влияют на более глубокое понимание духовных, моральных и социальных процессов в истории человечества.

 

Функциональная роль религиоведения не исчерпывается тремя названными функциями, ибо вместе с ними религиоведение выполняет регулятивную, культурологическую и другие.

 

Магия

Магия - это комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения материальных результатов. Магия возникла параллельно с тотемизмом и анимизмом для того, чтобы с ее помощью можно было реализовать воображаемые связи с миром духов, предков, тотемов.

Мышление человека (особенно первобытного) состоит из двух секторов. Один из них следует строгим законам логического мышлени. По мере накопления знаний о мире его значение возрастает. Второй сектор имеет иной характер: он связан с проблемами, имеющими случайный и вероятностный характер, решение которых зависит от игры случая или непознаваемых привходящих обстоятельств (будет ли дождь; удачна ли будет охота или война). Этот-то сектор и диктовал первобытному человеку положиться на помощь сверхъестественных сил, он и породил паралогическое магическое мышление, игравшее столь заметную роль в процессе развития религиозного осмысления мира.

Обычно магическими обрядами занимались специальные люди - колдуны и шаманы, среди которых, особенно в глубокой древности, видимо, преобладали женщины. Эти колдуны и шаманы, люди обычно нервного, а то и истеричного склада, искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды коллектива, интерпретировать их волю. Сам магический обряд приобщения к духам состоял в том, что посредством определенных ритуальных действий, в каждом случае особых, шаман с бормотанием, пением, плясками, прыжками, со звуками бубна, барабана или колокольчика доводил себя до состояния экстаза (если обряд совершался публично, до состояния экстаза вместе с ним обычно доходили и следившие за его действиями зрители, становившиеся как бы соучастниками ритуала). После этого шаман нередко впадал в транс, ничего не видел, не слышал - считалось, что именно в этот момент и происходит его контакт с миром духов.

В глубокой древности магические обряды носили, возможно, более общий характер и были менее дифференцированы. Позже дифференциация их достигла значительных размеров. Современные этнографы разделяют магию по методам воздействия на:

· контактную (соприкосновение носителя магической силы - колдуна-шамана или волшебного амулета - с объектом)

· инициальную (магический акт направлен на объект недосягаемый, в силу чего осуществляется лишь начало желаемого действия, конец которого предоставляется сверхъестественным силам)

· парциальную (опосредствованное воздействие на волосы, пищу и т. п.)

· имитативную (воздействие на подобие объекта).

По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную и др.

В целом магия как серия ритуальных обрядов была вызвана к жизни реальными потребностями общества, которые в силу определенных непредсказуемых обстоятельств бытия диктовали такого рода путь связи с миром сверхъестественных сил. Однако в то же время магия сыграла немалую роль в закреплении в сознании людей пралогического мышления, что сыграло важную роль в процессе формирования религиозного сознания. Ведь по мере развития магического мышления человеку стало казаться все более очевидным и само собой разумеющимся, что желаемый результат зависит не столько от целенаправленного действия, сколько от привходящих обстоятельств, окутанных магией сверхъестественного. А это вело к тому, что многие конкретные явления и даже отдельные предметы начинали восприниматься в качестве носителей магической силы.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!