Отличие и взаимосвязь естественных, общественных, технических и гуманитарных наук



Мир как система состоит из многоуровневых структур. Эти уровни и структуры исследуют разные науки. В настоящее время насчитывается около 15000 научных дисциплин, которые по своему предмету объединяются в четыре большие группы: естественные, технические, общественные и гуманитарные.

Естественные науки – науки о законах природы. Имеют два уровня – теоретический и прикладной.

Теоретическое естествознание тесно связано с философией и мировоззрением, а прикладное – с технологией, техническими науками.

Технология – это уже реализация законов, открытых естествознанием. В конкретных технологиях законы получают реализацию и содействуют появлению новой техники (если бы не физика твердого тела, то нам никогда бы не видать ЭВМ).

Современное естествознание исследует природу на трех уровнях: во-первых, это макромир-система, объектов и пространственно-временных масштабов соразмерных с человеком; во-вторых, это микромир-система явлении с пространственно - временными характеристиками стремящимся к бесконечно малым величинам: и в-третьих, это мегамир - структурные образования из звездно-планетарных систем галактических и метагалактических масштабов, с пространственно-временными характеристиками Вселенной в целом. В ХХ в. естествознание представляет собой сложный комплекс наук физических, химических, геологических, биологических, астрономических и т.п. с широким использованием математических методов доказательства.

Технические науки не имеют

- прямого отношения к мировоззрению

- прямого отношения к философии (только косвенное)

- собственных законов.

- используют законы, открытые естествознанием, превращают естествознание в непосредственную производительную силу общества (новые материалы, средства труда).

- технические науки все-таки являются науками, так как имеют уникальные методы.

Общественные науки своим предметом имеют законы общественного развития, охватывают различные сферы жизни общества.

Например, политическая экономия изучает законы развития производственных отношений людей; теория государства и права занимается изучением законов развития, возникновения и функционирования правовой реальности и т.д. К общественным наукам относятся философия, история, аксиология, правоведение, политология, религоведение и искусствоведение, социология и экономика, логика.

Гуманитарные науки своим предметом имеют законы формирования, развития личности в системе общественных отношений.

Например, социальная и общая психология, социальная антропология, этика.

Общественные и гуманитарные науки всегда связаны и с мировоззрением и с философией, причем не только в своей теоретической части, но и в практической.

Гуманитарные и общественные науки исследуют деятельность человека в создании и использовании нравственных и художественных, религиозных и научных, политических и идеологических, правовых, социальных и экономических ценностей, норм, средств и способов духовной жизни в обществе. Духовная культура исследуется сложным комплексом гуманитарных и общественныхнаук, куда входят философия и история, этика и аксиология, правоведение и политология, религиоведение и искусствоведение, социология и экономика, логика и психология и т.д. Доминирующими ценностями и нормами являются те, которые позволяют реализовать в обществе идеалы гуманизма и справедливости, истины и красоты, совершенства и свободы. Именно эти ценности развивают в человеке высшие творческие и социальные качества и поднимают личность на уровень высших достижений культуры.

Естественные и технические науки объединяются в естественно-техническую культуру не только благодаря использованию одних и тех же законов, но и способом получения определенности результатов (классический, или лапласовский детерминизм). Общественные и гуманитарные науки образуют гуманитарную культуру, так как корнем всех общественных явлений выступает человек. Так как эти науки имеют дело с очень сложными объектами, предсказать поведение которых большей частью не представляется возможным, они используют другой вид детерминизма – вероятностно-статистический.

Слово «детерминизм» происходит от латинского слова determination – определение, обусловливание.

Детерминизм – учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловливаемости явлений материального и духовного мира.

Центральным положением детерминизма является положение о существовании причинности, то есть такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях порождает, производит другое явление (следствие).

Детерминизм бывает:

    • дефинитивный (предполагает, что у каждого начала есть некоторое свое место в составе мирового целого);
    • каузальный (в качестве определяемых начал, рассматриваются различные события, существующие в пространстве и во времени, а в качестве оснований – причины этих событий).

Классическим видом каузального детерминизма является лапласовский детерминизм (названный так по имени великого французского ученого Пьера Симона Лапласа). Он считал, что всякое явление не может возникнуть без производимой его причине, что настоящее состояние Вселенной есть следствие ее предыдущего состояния и причина последующего. В итоге – случайности нет и быть не может (случайность – это то, причины чего мы не знаем). Другими словами – одна причина порождает только одно следствие. Другое следствие может быть только при изменении изначальных условий. Данное утверждение приводит к обоснованию механической картины мира.

В начале XX века с появлением квантовой физики был открыт вероятностно-статистический детерминизм. В этом виде детерминизма любое событие имеет множество причин и множество следствий, оказываясь включенным в сеть причинно-следственных отношений. Следствие вытекает из причины уже только с некоторой вероятностью, а не с необходимостью. Вероятность – степень необходимости, способная принимать непрерывный спектр значений. Каждое событие в модели вероятностного детерминизма оказывается узлом бесконечной сети отношений частичных причин и следствий. Поскольку причина в этом случае неизвестна, смотрим на результат.

Подобно тому, как взаимосвязаны природа и культура, взаимосвязаны естественно-научная и гуманитарная культуры. Стержнем этой взаимосвязи выступает человек, его цели к потребности. Будучи биологическим существом, человек нуждается в материальных средствах существования и, прибегая к услугам материальной культуры, он вынужден обращаться и к естественно-научным знаниям. Наряду с этим, как существо социальное, человек обращается к духовной гуманитарной культуре и использует ее результаты, обращаясь тем самым к гуманитарным и общественным наукам и ценностям.

Таким образом, естественно-научная и гуманитарная культуры естествознание и гуманитарные науки, не совпадая по предмету, роли и функциям, в реальной жизнедеятельности человека “работают” в режиме взаимодополнения. Если естествознание ведет к технологизации и технократизации социальной жизни, то гуманитарные науки к гуманизации и одухотворенности. Нахождение оптимальных соотношений в этом взаимодополнении – важнейшее условие социального прогресса и выживаемости человечества.

 

 

Рис. Взаимосвязь естественных и гуманитарных наук.

Между различными науками не такая уж большая пропасть: между ними существует и сходство. Общее между науками выражается в том, что:

- все науки имеют дело с законами:

а) объективными по своему характеру;

б) и взаимодействующими между собой, поскольку раскрывают разные стороны одной и той же системы «природа-человек-общество»;

- связь наук осуществляется через культуру и, прежде всего, через правовую, политическую, экологическую культуру, так как все они выходят: а) на формирование человека и как природного, и как социального существа; б) на условие его существования; в) на человека как субъекта познания и деятельности;

- через мировоззрение (мировоззрение – система взглядов на мир в целом) Его дают и естественные науки, такие как биология, физика, химия и др., и гуманитарные, и общественные науки;

- через субъект познания – человека. И хотя познание естественных и гуманитарных наук имеет специфику, но познает человек, опираясь на практику.

- практика – общественно-историческая деятельность. Имеет 3 формы: материальное производство; социальная деятельность (изменение общественных отношений); эксперимент;

Отсюда объект нашего курса – целостная картина мира, а предмет – новые принципы, законы, явления и процессы различных форм организации материи.

Наука и естественная, и общественная дает философии богатый материал для осмысления своих проблем (философские вопросы биологии, физики, астрономии и др.), также и этике (философия морали и нравственности), и эстетике (учение о прекрасном) и др.

Взаимосвязь мировоззрения, естествознания и философии отчетливо прослеживается на примере развития научной картины мира. Почти 70 лет назад М. Хайдеггер ввел в философский, научный и культурологический лексикон термин «картина мира». Научная картина мира – система теорий в совокупности описывающих природный мир. В ее формировании принимают участие наука, философия и мировоззрение.

Однако понимание того, что такое «научная картина мира» появилось ранее на рубеже XIX – XX веков. Оно было вызвано необходимостью интеграции новейшего знания в новую картину мира.

 


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!