Наука в структуре культуры и общества



Человек осваивает окружающий мир как материально-предметным, практическим, так и духовно-интеллектуальным, (познавательным) способом. Наука представляет собой специально организуемое, сознательно и целенаправленно осуществляемое познание явлений окружающего мира, в отличие от познания обыденного, религиозно - мифологического или художественного.

Задача науки:

Ø дать рациональное (от лат. ratio - разум) понимание мира, достигается с помощью эмпирического или теоретического познания объекта, с привлечением специальных методов и средств исследования. Наука существует как система объективно–истинных знаний, как особая деятельность, осуществляемая в соответствующих организационных формах (лабораториях, НИИ и т.п.).

Ø продуцировать научную информацию, систематизировать и осмысливать ее, преобразовывать в научное знание, придавая ему форму теоретических доказательств с помощью логики или математики. На базе объективно-истинных знаний становится возможным практическое преобразование природы и бытия человека с целью повышения его рациональности и эффективности.

Естествознание всегда было существенной частью науки, и фактически в нем были впервые реализованы

Основные принципы научности: объективность, истинность, логическая доказуемость и практическая проверяемость полученных результатов.

Естествознание исследует предмет с позиций только объективности, исключая личные смыслы и ценности, которые здесь считаются не научными и не включаются в содержание полученных результатов. В гуманитарных науках, напротив, исследуются прежде всего ценностно-смысловые феномены, имеющие отношение к личности, культуре, нравственности или духовности, т.е. к субъективным реалиям. Именно ценностно-смысловое содержание является здесь главным результатом исследования.

Научное познание содержит в себе два аспекта:

во-первых – объяснение, где требуется определить сущность объекта и построить его модель; во-вторых – понимание, интуитивно-смысловая интерпретация возможных значений и ценностных потенций объекта. В естествознании понимание, как правило, не вносится в содержание законов или теорий и остается за их пределами, хотя и играет важную роль. В гуманитарных науках, наоборот, результат включает не столько объяснение, сколько понимание, достигнутое в явном выражении и обосновании.

В целом, наука взаимосвязана с культурой прежде всего через ученого, который испытывает воздействие религиозных, философских, идеологических или политических факторов при выборе позиций, цели исследования, мировоззренческой или нравственной оценки полученных результатов. Наряду с этим, наука, оказывая непосредственное влияние на технический и социальный прогресс, влияет и на культуру, все явственнее реализуя себя как фактор, преобразующий культуру в техногенную цивилизацию.

Наука - это прежде всего деятельность ученых, которая включает в себя следующие элементы: проблема или потребность в исследовании, цель или задача научного поиска, средства (как материально-технические так и теоретические), объект исследования, преследуемый результат, организационные и социальные условия научной работы и, наконец, субъект как автор и исполнитель самого процесса познания.

Проблема может иметь как внутринаучное, так и вненаучное происхождение, т.е. порождаться потребностями как науки, так и общественной практики. Если вновь открытое явление не объясняется имеющимися теоретическими знаниями это проблема самой науки и для науки. Но если в сфере практической деятельности имеющиеся технические или технологические средства не обеспечивают необходимое качество или эффективность, возникает социальный заказ науке и она осознает его как проблему для себя. Проблемы могут быть фундаментальными, когда требуется совершить открытие нового и прикладными, когда требуется найти способ использования уже имеющихся знаний.

Цель представляет собой не только осознание сущности проблемы, но и понимание путей и способов ее разрешения, когда определены необходимые средства, технология и основные этапы решения научной задачи. Цель может быть сложной и тогда разрабатывается “дерево целей”; или простой и тогда она приобретает форму научного задания, но во всяком случае она как в коконе содержит в себе возможный путь для ее достижения.

Средства должны быть адекватны цели. Это методы измерения и экспериментирования, технические или технологические приемы, логические, математические или теоретические доказательства, организационные или управленческие процедуры, экономические или социальные условия научного поиска. В современной науке резко возрастает роль информационных средств, усиливающих процессы автоматизации не только в эмпирических, но и в теоретических исследованиях.

Объект исследования это фиксированный круг явлений, на которые направлена исследовательская активность ученого. В связи с усиливающейся специализацией, науки стремятся отграничить свой объект исследования от других, что обнаруживается в определении предмета науки: физика, биология, геология и т.д. Объект природы и предмет науки могут не совпадать и тогда такой объект может исследоваться многими науками. Кроме того, наука конструирует, так называемые, “идеальные объекты” – “идеальный газ”, “идеальная машина”, "идеальный человек” или “идеальное общество” и т.п. Эти объекты существуют как научные конструкции, полученные за счет абстрагирования от реальных, природных объектов и играют роль своеобразных инструментов познания.

Результат исследования существует как в форме информации, так и в форме научного знания. Во всяком случае, это новые сведения о свойствах, характеристиках или принципах и законах поведения объектов познания, которые могут относиться к природе, обществу или человеку. Научное знание фиксируется в форме эмпирических фактов, гипотез, принципов или законов, концепций или теорий, методов и научных рекомендаций, моделей или проектов. Для научного знания характерна относительная завершенность и объективная истинность, систематизированность, логическая или математическая доказательность и эмпирическая проверяемость. Если эти характеристики могут быть перепроверены и воспроизведены любым членом научного сообщества, то такие знания включаются в науку как ее достоверный результат.

Условия осуществления научной деятельности многообразны. Прежде всего - это организация труда ученых; распределение обязанностей, контроль и планирование выполнения заданий, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение, правовое, административное или политическое регулирование. Кроме того, необходима подготовка и обеспечение кадрами; наличие зданий, сооружений, средств связи и коммуникаций; компьютерное обеспечение и т.п. В целом расходы на обеспечение в современной науке стремительно растут по сравнению с расходами на оплату труда ученых. Наука поглощает все более существенную часть государственных бюджетов и все дороже стоит.

Субъект – научной деятельности – ученый, обладающий профессиональным уровнем достаточным для получения новых результатов в науке.

§ должен обладать научной эрудицией,

§ уметь осмысливать и использовать научную информацию,

§ давать профессиональную интерпретацию не только новым открытиям, но и известным принципам и положениям существующих систем научных знаний;

§ обнаруживать иметь творческие способности в решении научных проблем;

§ свободно ориентироваться в использовании научных методов, технических средств и технологических приемов научной деятельности,

§ участвовать в информационно-коммуникативных отношениях с другими членами научного сообщества;

§ понимать методологические принципы и мировоззренческие основания современной ему науки.

Если в прошлом, субъект действовал индивидуально, то в современной науке все чаще практикуются формы коллективной деятельности, с разделением функциональных обязанностей и нарастающими процессами комплексирования и кооперации.

Наука, за время существования в обществе прошла три этапа развития: 1. До-классическая (античная) наука; 2. Классическая (17 - 19 вв.) наука и неклассическая наука (конец 19 - начало 20 вв.); 3. Современная (пост-классическая или «Большая») наука. На первом этапе научное знание существует внутри философии. Это натурфилософские идеи и принципы, выдвинутые Демокритом, Аристотелем, Евклидом, Архимедом и др.: принцип объективности и причинности, идея субстанции и атомизма, понятие о законе и Космосе, осознание логической необходимости в доказательствах. Само познание хотя и имеет черты научности, но существует как умозрительно - логическое объяснение мира. С эпохи Возрождения начинается второй этап, который привел к с открытиям Коперника, Коперника, Ньютона, Дарвина и др. Здесь научное познание осуществляется с постановкой опыта и теоретическими обобщениями эмпирических фактов, с привлечением математических методов доказательства, с попытками моделирования объектов и выявления законов их поведения, с разработкой экспериментальных и практических способов проверки полученных знаний. Стало очевидным, что объективно-научное понимание природы может радикально отличаться от обыденных представлений. Формируется научная картина мира. Возникают конкретные науки со своим предметом исследования, методами и понятийным аппаратом. Именно на этом этапе сформировались естественные науки: механика, физика, биология, геология, химия и т.п. Третий этап связан с ХХ веком, когда резко возросли объемы и темпы научных исследований. Подсчитано, что именно здесь работает более 90% когда либо живших ученых (среди них: Резерфорд, Эйнштейн, Морган, Пригожин и др.) сделано более 90% всех открытий, а объем информации удваивается в разных науках за 7-15 лет и т.д. Научная деятельность становится сложной и комплексной. Идет индустриализация и автоматизация ее; нарастают процессы интеграции наук, происходит сближение науки и практики. Возникло разграничение фундаментальных и прикладных исследований. Наряду с науками о природе получили развитие науки об обществе, о человеке, технические науки, сельскохозяйственные, медицинские, педагогические и т.д. Наука глубоко влияет теперь на прогресс в самых различных областях жизни человека. Она превратилась в мощный фактор преобразования природы и общества, породила формы техногенного прогресса в истории человечества.

 

Этика науки

В связи с усилением роли науки в обществе возникла острая необходимость оценки ее с политических и мировоззренческих; идеологических и нравственных позиций. Актуализировалась разработка проблем этики науки как дисциплины изучающей нравственные основы научной деятельности. Если классическая наука оценивалась в основном оптимистично, с определенной идеализацией и мессианскими ожиданиями, то современная наука оценивается не только положительно и не столь оптимистично. Однако это не ослабило задачу разработки этических норм и оснований современной науки. Основные этические нормы науки следующие: 1. Независимость суждений по поводу научной проблемы, путей ее решения и оценки полученных результатов. 2. Свобода выбора поиска и свобода научного творчества. 3. Объективность мышления как идеал и принцип науки. 4. Истина как высшая цель научного познания. 5. Демократичность научного сообщества в оценке позиции ученого и полученных результатов, отрицание всякой авторитарности. 6. Мотивы бескорыстия при передаче научной информации в общественное достояние, научному сообществу. 7. Жажда познания нового, непознанного, желание солидаризироваться в этом с другими членами научного сообщества. Открытость для критики, творческого обмена и оценки результатов.

Проблемы этики науки стали приобретать все более важное значение с конца ХIХ века, по мере все более глубоко проникновения науки в жизненно-важные проблемы человека. В английской этике науки, вслед за Г. Спенсером, который нравственность понимал как феномен эволюции живого, которая связана и сопоставима с развитием сообществ высших животных и человеческого общества, Дж. Хаксли и К. Уодингтон пытались определять добро как более развитое явление в эволюции, а зло как менее развитое. Этой идее во многом следовали П. Тейяр де Шарден - во Франции; А.Швейцер - в Германии; Вернадский - в России и др. Нравственность социальная здесь, как правило, выводилась из предшествующей биологической эволюции. Понятия добра и зла функционируют уже в раннем развитии человека, и прежде всего, в отношении к природным явлениям, в том поведении человека, которое во многом диктуется требованиями биологической эволюции, требованиями выживаемости. Такое эволюционистское понимание этики конструктивно тем, что оно пытается найти природные предпосылки морали, привлечь естествознание для понимания ее генезиса.

В России подобных идей придерживались Циолковский, Федоров, Чижевский и др. представители Космизма. Они считали, что нравственный долг человечества заключается, прежде всего, в ответственности за продолжение мировой эволюции, за поиск гармонии общества, природы и космоса. В этом усматривалась мессианская роль человечества в Космосе. В ХХ веке эти идеи тесно переплетаются с оценкой достижений науки в освоении биосферы, Космического пространства, генной инженерии и т.д. Главная задача поисков этики науки в этом направлении заключается в рассмотрении человека не столько как разумного (sapiens) сколько как морального (moralis) и гуманного (humanus) существа. Именно эти качества должны стать определяющими с точки зрения экономических проблем и проблем выживания. На передний край выдвигаются идеи ответственности человека за будущее не только свое, но и всего живого, и даже самой планеты; понимание того, что человек существует на земле как особый вид и это не должно подвергаться разрушению борьбой наций, религий, идеологий или социальных систем. Осознанно то, что развитие человеческих способностей выше целей материального обогащения; что научно-технические достижения должны быть направлены на повышение «качества» окружающей среды и жизни самого человека, а не на завоевание природы и производственное ее разрушение.

Для осуществления этих идей человечество должно преодолеть национальную, государственную, религиозную и другую разобщенность, обобществиться в планетарных масштабах, разработать новую систему духовных идеалов, перестроить менталитет и найти пути установления гармонии между природой и обществом, а через природу и с космосом.

Пока наука на этом пути имеет как победы так и поражения и поэтому все чаще подвергается критике. Объективность, как идеал науки, больше не может не соотноситься с ценностями и потребностями человека. Это требует социальной ответственности ученого и усиления процессов гуманизации науки в особенности естествознания. Новые достижения научного и технического прогресса ставят новые проблемы и перед этикой науки. Если еще недавно главными проблемами считались вопросы нравственности ученого как личности: его объективность, профессионализм, беспристрастность в оценке результатов, то теперь, этого недостаточно. Необходимо нравственно взвешивать не только цели научных поисков, но и возможные последствия применения научных результатов. Этика науки из внутринаучной, узко профессиональной превращается в общечеловеческую. Это позволяет поддерживать не только целостность науки, но и усиливать единство науки и социума; судьбы науки переплетаются с судьбами человечества.

 

Тема 2.Научный метод.

Авторитет науки в XX веке оказался настолько мощным, что люди часто отождествляют понятие «знание» и «научное знание», хотя это далеко не одно и то же. Существует немало видов знания, из которых для нашего курса наиболее важны три: научное, вненаучное и ненаучное знание.

Научное знаниепроверенный практикой результат познания действительности, свидетельствующий о ее верном отражении в мышлении человека, идеи, теории.

Вненаучное знание – результат не исследований науки, а других форм общественного сознания. Например, религия, претендующая на истину в последней инстанции (как вера); искусство, имеющее познавательную функцию, кроме того, оно еще владеет и научным и ненаучным знанием и зависит от субъекта; мораль, имеющая так же принципы и нормы с научным и ненаучным содержанием.

Ненаучное знание – знание неподтвержденное практикой, – гипотетическое или просто неточное, неполное знание.

Философия и мировоззрение также содержат и научное, и ненаучное знание.

Знание, добываемое наукой, полнее и убедительнее других видов знания, прежде всего, своей чисто практической пользой. Достигается это за счет научного метода.

Сущность научного метода заключается в такой процедуре научного знания, которая позволяет его произвести, проверить и передать другим. По сути, на вопрос: «что такое наш мир?» отвечает научная теория, а вот как с ним обращаться – научный метод.


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 32; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!