Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура



 

Жизнедеятельность человека осуществляется в двух сферах обитания: во-первых, это природа, как естественное условие существования и во-вторых, это культура как преобразованная природа, т. е. среда, созданная творчеством и трудом самого человека. В соответствии с этим человек для своего существования должен использовать два типа предметов и ценностей: во-первых природные, т.е. имеющие естественное происхождение и во-вторых, искусственные, создаваемые самим человеком, т.е. артефакты (от лат. ars- ремесло и factum – сделанное). Для того чтобы действовать разумно человек должен познавать: с одной стороны объекты природы, что выразилось в развитии естествознания, а с другой – изучать культуру и самого себя, что привело к возникновению гуманитарных наук. Прогресс в обществе возможен при эффективном использовании достижений, как естественных, так и гуманитарных наук с целью оптимального использования ресурсов природы и культуры для развития физических и духовных возможностей человека. Природа оценивается человеком не только как сырьевые, энергетические или биологические ресурсы, но и как неисчерпаемый источник информации для производственной, художественной или научной деятельности. Культура (от лат. cultur – возделывание) представляет собой систему материальных и духовных средств и ценностей, а также норм и правил общетвенно-целесообразной деятельности человека. Она часто понимается как вторая природа, когда подчеркивается ее производный характер и вместе с тем очевидна объективность и реальность ее по отношению к отдельному человеку. Благодаря культуре поколения людей воспроизводят обычаи, традиции и верования; устойчивый образ жизни народа, особый надприродный тип бытия, реализуемый в социальной эволюции. Предмет природы становится элементом культуры, когда он обработан таким образом, что становится способным удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Культура формирует, стимулирует и создает условия для активного взаимодействия общества и природы. В этом плане она проявляет себя как «материальная культура» и «духовная культура».

Науки о природе, т.е. естествознание, выполняют свою социальную задачу тем, что они добывают информацию о свойствах и качествах природных объектов, исследуют пути и методы их использования, разрабатывают технические и технологические способы производства, прежде всего материальных средств существования человека, удовлетворяющих витальные (от лат. - vita, жизнь) потребности человека в пище, одежде, жилище, лекарствах и т.п. В целом естествознание через технику и технологию “отвечает” за развитие материальных, жизнеобеспечивающих условий существования человека. Гуманитарные науки, через систему духовных ценностей, “отвечают” за развитие сущностных сил человека, т.е. его “Я” и тех способов и норм, через которые он регулирует свои отношения с другими людьми и обществом в целом. Таким образом, если естествознание способствует познанию и использованию природных ресурсов, то гуманитарные науки способствуют изучению и развитию человеческих ресурсов с целью прогрессивного развития общества и самого человека.

К настоящему времени насчитывают свыше 500 определений «культуры», что указывает на универсальность и сложность данного явления. Однако все исследователи сходятся в одном: природа сделана не нами, а культура нами, т.е. человеком. Другими словами, культура является социальным феноменом.

В настоящее время существуют два философских определения природы:

§ Природа есть все то, что не является человеческим обществом.

§ Природа – это та среда, которая породила человеческое общество (географическая среда, биосфера, ноосфера)

Культура – система материальных и духовных ценностей в их производстве, распределении и потреблении.

Культура существует как материальная, так и духовная: материальная культура – совокупность материальных ценностей, в их производстве, потреблении и распределении

· духовная культура – совокупность духовных ценностей в их производстве, распределении и потреблении.

· духовные ценности: идеалы, идеи, представления, теории, концепции, различные программы преобразования человека, общества и природы, которые направлены на формирование личности и условий ее жизнедеятельности.

И материальные, и духовные ценности человечеству необходимы, поскольку человечество развивается благодаря их усвоению.

Духовная культура вбирает в себя все формы общественного сознания и имеет два уровня: теоретический и эмпирический. Всю структуру культуры как бы «пронизывают» различные формы общественного сознания. К основным формам общественного сознания можно отнести политическое, правовое (правосознание), мораль, эстетическое, экономическое, экологическое сознание, философию и даже сейчас говорят о сексуальной форме общественного сознания. Наука – это тоже форма общественного сознания. Следовательно, наука – чрезвычайно сложное явление, поскольку с одной стороны, она – подуровень теоретического уровня духовной культуры, а, с другой, – форма общественного сознания.

Общественное сознание – это система понятий, идей, концепций, теорий, представлений, социальных чувств, традиций, нравов, отражающих всю жизнь общества.

§ Форма общественного сознания – это специализация общественного сознания, которая выражается через вид деятельности и идеологических общественных отношений

§ Например, политическая деятельность дает политическую форму общественного сознания, правовая деятельность дает правовую форму общественного сознания. Труднее говорить о нравственной деятельности, так как она есть во всех формах общественного сознания и, следовательно, нравственная форма общественного сознания есть синтетическая форма общественного сознания.

§ Теоретический уровень, в свою очередь, состоит из двух подуровней – науки и идеологии.

§ Наука – система знаний о законах возникновения, развития, функционирования мира и его подсистем и их познания

§ Идеология – система взглядов, в которых выражаются и защищаются интересы социальных субъектов (этноса, класса, социальной профессиональной группы, государства, общества).

§ Эмпирический уровень духовной культуры является социально-психологическим и образуется из обыденного и практического сознания, т.е. на основе представлений, социальных чувств, эмоций, нравов, обычаев и традиций.

Духовность вырабатывается многими факторами, среди них социокультурные условия играют ведущую роль.

Социокультурные условия – единство гуманитарной и естественнонаучной культуры.

§ Гуманитарная культура – система ценностей, связанная с развитием общества и личности.

§ Естественнонаучная культура затрагивает в основном собственное природное бытие личности. Например, определяет долголетие, здоровый образ жизни человека, комфортность его жизнедеятельности, перспективы технологического и социокультурного развития человечества, решение глобальных проблем современности.

 


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 32; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!