Истина заключается в том, что не существует никакого фундамента и никакой надстройки.



Очевидно, что если бы правовая система, и правовые нормы были отражением материальной жизни общества, то не происходило бы развития, так как именно идеи, и в первую очередь правовые, отрицают и преобразуют существующее материальное производство. Ведь именно орудия производства и материальные блага являются первым продуктом и первым проявлением духа изобретающего человека, который впоследствии сохранял, укреплял и присваивал(заслуженно или нет) с помощью норм полученные результаты.

Можно ли утверждать, что экономический процесс есть основа определяющая историческую судьбу общества? Очевидно, что нет. Так как земледелие и скотоводство с участием рабского труда, с использованием тех же орудий труда существовало в Греции, Риме, Египте, Иудее, но из соотношения производства и потребления нельзя вывести и понять многообразие древних культур с их формой государства, правовой системой, религиозными нормами и учреждениями.

Если бы экономика определяла правовую культуру и форму государства, то всю историю достаточно было бы свести к истории производства и орудиям производства, и оставалось бы лишь описывать орудия производства, определяющие их жизнь: сначала они пахали сохой и плугом, а потом трактором, сначала они были рабами, потом крепостными, потом ремесленниками, потом пролетариатом...

Сказать, что фараоны и жрецы существовали рабским трудом, что их храмы и пирамиды обусловлены «орудиями производства» — значит сказать нечто верное, но лишенное всякого смысла, как не отвечающее на вопрос. Соответственно и право, и государство каждого народа вырастает не из кирки или лопаты, трактора или комбайна, а из его религии, его психологии, понимания красоты, его нравов и обычаев и т.п. Только все эти и другие элементы составляют единое целое нации.

Удивительно, что до сих пор идут дискуссии на эту тему и обсуждаются вполне очевидные вещи: «на самом же деле истина состоит в том, что не существует никакого фундамента и никакой надстройки, а существует взаимодействие и взаимозависимость различных функций труда и творчества, интегрально входящих в единую всеобъемлющую систему культуры. Одинаково верно сказать: наука, политика и духовная жизнь обусловлены уровнем техники и организации хозяйства; и обратно: техника и организация хозяйства обусловлены уровнем науки, действующим правом, направлением политики[35].

На рубеже 80-90-х годов XIX в. Рудольф Штамлер не воспринимая «материалистическую нищету марксизма» подверг резкой критике методологию правопонимания исторической школы права, доказывая необходимость возвращения юристов к классическим традициям объяснение сущности права. Особенно это касалось сферы взаимовлияния экономики и права. Право, по его мнению, является не только независимым от материального производства, как раз наоборот оно является определяющим для экономики, поскольку именно право является «формой социальной жизни» и квинтэссенцией исторически сложившихся правил и норм общения в конкретном обществе, а экономика производна и является лишь «его материей».

Исключение взаимозависимости таких трех институтов как политическая воля государства, право и экономика, может завести экономику в тупик, право не сможет обслуживать реально существующие экономические отношения, а государство с развалившейся экономикой столкнется с проблемой защиты своего суверенитета.


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!