От философского антропоцентризма к «организованному» гуманизму



Гуманность – то человеческое качество, которое спасет человечество. Вопреки чрезмерной вере в волю, силу, физическую энергию, технику, с одной стороны, и вере в Бога и загробную жизнь, с другой. Русский анархист Кропоткин даже утверждал, что взаимопомощь, а вовсе не конкуренция и борьба, являются важнейшим фактором эволюции. Причем, это качество – взаимопомощь – находил даже у растений! (А. Кропоткин, «Взаимопомощь, как фактор эволюции», Санкт Петербург, 1907 год).

Человеколюбие не случайно стало предметом изучения философов. Со времен китайских мудрецов конца старой эры: Лао-Цзы (579 – 499 гг. до н.э.), Конфуций (551-479 гг. до н.э.), Ян Чжоу (440-360 гг. до н.э.) - оно считалось одной из высших человеческих благодетелей. …Сократ сказал о небесах, «отеческих богах» и земной материи: «Я знаю, что ничего не знаю» - и повернулся лицом к человеку, изучая его мудрость, мужество, разумность.

Но мрачное церковное средневековье, спрятав в сырых подвалах своих замков на тысячелетия дух и нравственные ценности раннего христианства, обрекло человечество на духовное рабство и подчинение невежеству. Все вращалось даже не вокруг Бога и церкви, но - церковной бюрократии. Проникнуть в общину христиан серым монахам было еще сложнее, чем «богачу и верблюду», и тогда они трансформировали ее в иерархическую корпорацию, попасть в которую могли лишь «богачи и верблюды». Суть христианства уничтожалась схоластикой, а истинно верующие – мечом и кострами.

И только достижения человека, созданные собственным разумом и руками заставили его поверить в себя и изменить общественное сознание. Человек открывает в себе уникальный статус – быть творцом и творением, поставленным в центре мира. Об этом «открытии» сообщили миру итальянские и другие европейские философы-гуманисты: Мирандолла (1463-1494), Феччини (1433-1499), Дезидерий Эразм из Роттердама (1469-1536), Альберти (1404–1472), Кузанский (1401-1464). Человек в ренессанском мышлении обретает сущностные черты абсолютно универсального и свободного существа, образующего действительный центр Вселенной.

Ренессансное мышление с богом (или без него) проникло в философию глубоко и окончательно. Бэкон, Гассенди, Гоббс, Кант, Гегель и другие придали этому возрожденческому гимну человеку новое еще более реалистическое звучание. А К. Маркс, хотя и проделал значительную эволюцию в сторону конкретно-научного социологизма, поражает общностью с исходными методологических установками гуманизма: «Животное строит только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мерку; в силу этого человек строит также и по законам красоты» (Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 42. с. 94.) Но если мыслители Ренессанса еще ограничены сферой сознания, то «ренессансное» мышление поколения К. Маркса озабочено выявлением бытийных обстоятельств такого восхождения.

Однако, впервые термин "гуманизм" в значении определённого взгляда на жизнь, личной философии, а не как понятие, связанное лишь с гуманизмом эпохи Возрождения, либо с отдельными культурными течениями, появился у датского философа Габриэля Сибберна в книге "О гуманизме" ("Om humanisme", 1858). В 1891 г. Джон Макиннон Робертсон (John Mackinnon Robertson, 1856-1933) в книге "Современные гуманисты" ("Modern humanists") использовал слово "гуманист" для характеристики мыслителей, отстаивавших право светского взгляда на жизнь. Среди последних он упоминал Т.Карлейля, Р.У.Эмерсона, Дж.С.Милля и Г.Спенсера.

Известная роль в распространении светского значения понятия "гуманизм" принадлежала британскому философу Фердинанду Каннингу Скотту Шиллеру (Ferdinand Canning Scott Schiller, 1864-1937). В начале XX в. он использовал это слово в заголовках своих книг – "Гуманизм, философские эссе" ("Humanism, philosophical essays", 1903) и "Исследования о гуманизме" ("Studies in humanism", 1907). Идея Шиллера употребить термин "гуманизм" в новом значении была поддержана философом Джоном Дьюи (1859-1952).

Смысл «нового» безбожного гуманизма подхватили американские унитаристская и универсалистские церкви. Они брали у христианства лишь нравственно-этические нормы, отвергая учение о таинствах, грехопадении и потусторонней жизни.

«Демократическая» религия принимает форму «посюсторонности». Она утверждает, что главная цель человека состоит в том, чтобы содействовать человеческому благополучию здесь и теперь.

В середине 20-х гг. XX в. в Западной Европе и в Соединённых Штатах начинает появляться всё больше "обычных" людей, именующих себя гуманистами. Это были агностики, свободомыслящие, рационалисты и атеисты, этические общества (Ethical Societies), полагавшие, что слово "гуманист" более подходит для обозначения сущности их взглядов. Их главная цель состояла в стремлении отделить нравственные идеалы от религиозных доктрин, метафизических систем и этических теорий с тем, чтобы придать им независимую силу в личной жизни и общественных отношениях. «Этическое движение организовывало программы морального образования в государственных школах, оказывало помощь развитию женского движения, привлекало внимание к существующим расовым, колониальным и международным проблемам». (В.В. Черный. «Современный гуманизм», сайт “humanism.ru”, с. 5). Первое в мире Общество этической культуры (Society for Ethical Culture) было образовано Феликсом Адлером (Felix Adler) в Нью-Йорке в мае 1876 г. После того, как социальная работа этого общества получила признание в родном городе, по его образцу стали организовываться аналогичные организации как в других городах США, так и в Европе. В 1896 г. английские этические общества основали союз, который с 1928 г. стал называться Этическим союзом (The Ethical Union). Международный этический союз был образован в 1896 г. в Цюрихе (Швейцария). В 1929 г. в США организуются первые независимые гуманистические общества – первое гуманистическое общество Нью-Йорка (основатель – доктор Чарльз Фрэнсис Поттер (Charles Francis Potter) и Голливудское гуманистическое общество (основано преподобным Теодором Куртисом Абелем). В числе членов первого общества, заседавшего по воскресеньям в Стэнвей-холле на 57-й улице Манхэттена, были философы Джон Дьюи и Рой Вуд Селларс (1880-1973). Основатель Нью-йоркского гуманистического общества Ч.Ф.Поттер (1885-1962) подчёркивал необходимость развития организационных форм гуманистического движения. Он писал, что гуманизм – это не только вера в возможность постепенного и устойчивого самосовершенствования человеческого рода без помощи со стороны сверхъестественных сил, но также и разумное осуществление этой веры путём сотрудничества гуманистических групп и сообществ (Who's Who in Hell: A Handbook and International Directory for Humanists, Freethinkers, Naturalists, Rationalists and Non-Theists / Complied by Warren Allen Smith. – New York, Barricade Books, 2000. – с. 878).

В 1930 г. в Чикаго, который в то время был центром американского гуманизма, Гарольд Бушман (Harold Bushman) и Эдвин Х. Уилсон (Edwin H. Wilson) основали журнал под названием "Новый гуманист" ("The New Humanist"). Этот журнал, выходивший в свет раз в два месяца, способствовал распространению сведений о гуманизме и подготовил почву для создания Гуманистического манифеста 1933 г. (Humanist Manifesto I).

Родиной гуманистического движения в Европе является Голландия. В 1945 г. была основана организация Гуманитас (Humanitas), в дальнейшем - Голландская гуманистическая лига (ГГЛ) - целью которой является проведение социальной работы среди людей, не принадлежащих к церкви. В это время активную деятельность развивает Яап П. ван Праг (Jaap P. van Praag, 1911-1981), профессор философии в Утрехте. Норвежский философ-гуманист Ф.Хьёрс называет ван Прага одним из четырёх всемирно признанных теоретиков гуманизма. (Hiorth F. Introduction to Humanism. – Pune, Indian Secular Society, 1996.) Тремя другими, по его мнению, являются англичанин Гарольд Дж. Блэкхем (Harold J. Blackham, род. в 1903), американцы Пол Куртц (Paul Kurtz, род. в 1925) и Корлисс Ламонт (Corliss Lamont, 1902-1995).

На сегодняшний день Нидерланды – наиболее секуляризированное в западном мире общество: половину голландцев составляют атеисты и скептики, а 25% совершеннолетних считают себя гуманистами. Особенностью голландского гуманистического движения является его сложный организационный характер. Центральный орган ГГЛ обеспечивает и направляет деятельность своих многочисленных отделений, обладающих определённой степенью автономии. Профессиональные руководители отделений занимаются обучением вновь вступивших членов, поэтому последние отнюдь не оказываются в изоляции. ГГЛ включает в себя такие службы, как отделения женщин, молодёжи, мира, похорон, этического воспитания, профессиональной консультации, научных исследований, СМИ и др. Голландские гуманисты ведут активную работу в домах престарелых. Подготовку профессиональных советников в рамках ГГЛ осуществляет единственный в мире Гуманистический университет в Утрехте.

В Германии термин "гуманизм" был официально принят в Нижней Саксонии, Бремене и Гамбурге только в конце 80-х гг. XIX в., однако фактически движение нерелигиозных общин приобрело широту и известность уже в 1920-е гг. Опираясь на традиции Союза внецерковных общин Германии (основан в 1859 г.), Немецкого союза свободомыслящих (основан в 1881 г.) и Немецкого монистического союза (основан в 1906 г.), члены немецких нерелигиозных объединений создавали "светские школы", в которых не преподавался закон Божий. В 1926 г. около трети депутатов Рейхстага считали себя нерелигиозными, а в 1932 г. по всей Германии таких людей насчитывалось около 2 млн.

О том, что развитие гуманизма в первой половине XX в. было объективным процессом не только для отдельных стран, но и для целых континентов, свидетельствует факт зарождения гуманистического движения в Индии. В конце 10-х гг. непалец Джай Притхви Бахадур Сингх (Jai Prithvi Bahadur Singh, 1877-1940) написал трёхтомную книгу "Философия гуманизма" ("Philosophy of Humanism"), в которой пропагандировал идею всемирного братства и мирного сосуществования. В 1927 г. он организовал Гуманистический клуб в Бангалуре (Южная Индия), где публиковал книги по гуманизму и стал инициатором выпуска "Гуманистического журнала" ("Humanist Magazine").

В декабре 1946 г. на четвёртой конференции Радикальной демократической партии в Бомбее другой индийский гуманист Манавендра Натх Рой (Manavendra Nath Roy, 1887-1954) сформулировал 22 тезиса радикального гуманизма. Этот документ положил начало Радикальному гуманистическому движению (Radical Humanist Movement), которое 2 ноября 1969 г. было преобразовано в Индийскую радикальную гуманистическую ассоциацию (Indian Radical Humanist Association; IRHA). Сегодня эта организация насчитывает около 1,5 тыс. членов.

В 1952 г. в Амстердаме семь национальных этических и гуманистических организаций (Голландская гуманистическая лига, Бельгийская гуманистическая лига, Австрийское этическое общество, Британский этический союз, Американский этический союз, Американская гуманистическая ассоциация и Индийское радикальное гуманистическое движение) основали Международный гуманистический и этический союз (МГЭС; английское название – International Humanist and Ethical Union, IHEU). Сегодня МГЭС представляет пять миллионов членов из 90 организаций в 30 странах. Он содействует развитию нетеистической морали и обладает консультативным статусом при ООН, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ. Каждые два года МГЭС проводит международные конгрессы. Президентом МГЭС был избран известный норвежский гуманист Леви Фрагелл (Levi Fragell).

В 1980 г. была создана международная организация – Совет по демократическому и светскому гуманизму (Council for Democratic and Secular Humanism, Codesh). С 1996 г. она стала называться Советом по светскому гуманизму (Council for Secular Humanism, CFH). Совет по светскому гуманизму издаёт журналы "Свободное исследование" ("Free Inquiry") и "Фило. Журнал общества философов-гуманистов" ("Philo. Journal of the Society of Humanist Philosophers").

В 1983 г. Совет по демократическому и светскому гуманизму организовал Международную академию гуманизма (International Academy of Humanism).

Ещё одной известной международной гуманистической организацией является созданный в 1976 г. Комитет по научному расследованию заявлений о паранормальных феноменах (Committee for the Scientific Investigation of Claims of the Paranormal, CSICOP). В 1995 г. в Амхёрсте (штат Нью-Йорк, США) в непосредственной близости от комплекса зданий Государственного университета штата Нью-Йорк в Буффало был построен и открыт специальный исследовательский центр (Center for Inquiry, CFI) Совета по светскому гуманизму и Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных феноменах. В этом центре на площади более 1,8 тыс. м² разместились две упомянутые выше организации, а также редакции журналов "Свободное исследование", "Фило" и "Скептический исследователь". Центр исследований располагает не имеющей аналогов в мире специализированной библиотекой по проблемам гуманизма и свободомыслия объёмом около 50 тыс. томов.

Возникновение организованного гуманистического движения в нашей стране связано с деятельностью Российского (до 2001 г. - Русского) гуманистического общества (РГО). Оно получило юридическое оформление 16 мая 1995 г. как межрегиональное общественное объединение секулярных (нерелигиозных) гуманистов. Общество стало "первой в истории России негосударственной организацией, поставившей своей целью поддержку и развитие идеи светского гуманизма, гуманистического стиля мышления и психологии, гуманного образа жизни"(«Здравый смысл». Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов. М., 1996).

Основателем РГО и его бессменным руководителем является д. филос.н., профессор кафедры истории русской философии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова В.А.Кувакин.

В Кирове 13 мая 2004 года образовано региональное отделение РГО. А в феврале – марте 2005 г. впервые в нашем городе в Вятском гуманитарном университете прочитаны академические лекции по истории современного гуманизма.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!