Социальный гуманизм живет в России



В России идея гуманизма была выстрадана тяжелой историей и расцвела в интеллигентской, особенно, писательской и поэтической среде в XIX и начале XX веков. Это был русский ренессанс. Идейный гуманизм как любовь и вера в человека не переросла у нас в индивидуализм и эгоизм как на Западе - он сделал попытку стать социальным, общим. Поскольку у нас общинный менталитет. Потому что в одиночку трудно выжить в России. Однако отсутствие демократических гражданских институтов и политической свободы неизбежно привело в России к радикализму, политическому террору и, как всегда, к бунту, к революции, плодами которой воспользовался новый барин. Но страна остается беременной социальным гуманизмом, потому что люди продолжают страдать, а барин бесноваться и плевать на народ. Социальный гуманизм в России неизбежен. Флаг его по-прежнему несет интеллигенция. Даже разъедаемая коррозией нищеты, потребительства, индивидуализма. Унижаемая и уничтожаемая властью, которая видит в интеллигенции социальную среду, где продолжает храниться идея всеобщей любви, как национальная, драгоценная идея.

Трудно учителю или врачу разогнуть спину, поднять голову, оторвать глаза от картофельных грядок и унизительных подношений, посмотреть в глаза власти, собраться в кружок, создать организацию. Но другой путь – нравственная и физическая гибель. Власть в который раз не оставляет нам выбора. Тем более, что российская идея всеобщей любви стала мировой необходимостью, совпала с историческими путями мирового сообщества, которое погибает в джунглях всеобщей вражды и смертельной конкуренции. Тем не менее, сама собой идея не реализуется – слишком много у нее противников. В их первых рядах – российская и мировая олигархическая элита. И политическая борьба с ней неизбежна.

АЛЬТЕРНАТИВА ПЛАНЕТАРНОГО ГУМАНИЗМА

Александр Котов,

заместитель председателя Вятского областного отделения

Российского гуманистического общества

1. «Сон разума»

Процесс глобализации конца XX - начала XXI веков предопределяет формирование единого организма человеческого сообщества, возделывающего единое «экономическое поле». Такое функциональное единство - подобно отдельному живому существу, где ущербность даже малого составляющего (органа) обуславливает ущербность и возможную гибель целого. Взаимозависимость стала фатальной. Другими словами, человечество является больным и, возможно, смертельно больным до тех пор, пока хотя бы один народ, одна социальная группа и даже отдельно взятый человек планеты не стали социально здоровыми. И пусть какая-то отдельная его часть, так называемая элита либо «золотой миллиард», считают себя благополучными - это иллюзия! Зараза распространяется по всему телу и поражает не только печень или селезенку, но и мозги, нервную систему, психику. Нам не обрести процветание и покой до тех пор, пока остается хотя бы один бедствующий субъект нашего сообщества. Пророчество великого Достоевского обретает реальные черты и становится материально ощутимой силой: слезинка единственного ребенка имеет значимость, сопоставимую с благоденствием всего человечества.

Между тем, инерция капиталистического технотронного общества, основанного на силе и эгоистической прибыли такова, что она игнорирует современные вызовы человеческой цивилизации. Его пороки становятся разрушительными для всех. Тем более, что технологическое превосходство определяет его силовое лидерство на Земле. Планетарные проблемы, порожденные объективным процессом глобализации, в этих условиях остаются нерешенными, поскольку их решение близоруким империалистам видится нерентабельным. Человечество для неограниченного собственника является такой же абстракцией, как картина Сальвадора Дали «Предчувствие гражданской войны». Она прекрасна и ужасна. Но ее ужас не имеет «рук» и «ног», счета в банке и атомного оружия. Стало быть – «страшилка картонная». Самозабвенные глупцы!

Люди спрашивают себя сознательно или «на бегу»: «Что станет с человеком и планетой Земля? Мировая война? Крушение планеты? Гибель человечества? Мутация человека? Лишение его разума?» Нагнетаемые страхи, словно электронные вирусы, проникли и заразили глобальную информационную сеть – планету людей, добрались до самых удаленных ее пользователей. Эти страхи настолько велики, что коллапс кажется неизбежным. Призрак фатализма бродит по Земле. Страх парализует человеческую волю. Делает человека послушным и зависимым. И так ли уж глупы сильные мира сего? Не стал ли страх людей в их руках оружием, с помощью которого они теперь только и могут управлять миром? И не есть ли «международный терроризм» той новой технологией, с помощью которой возможна тотальное манипулирование массами, тем тайным оружием, о котором бредит любой диктатор?

Но вирус страха следует уничтожить. Коллапс возможен, но не является неизбежным. Системный кризис преодолим. Биологическая природа человека с момента его возникновения сориентирована на выживание. Новые вызовы Человеку преодолимы также как всемирный потоп, чума или фашизм. Человек научился существовать в пограничных ситуациях. Он маргинален в этом смысле. И в самые страшные дни его спасали не деньги, не партнер по бизнесу, не союзник по войне, и даже не разум, а любовь, вера и надежда. Люди не могут обойтись без любви - их психосоматическая организация требует ее. Потому что там, где заканчивается разум, там, где он бессилен преодолеть стремление к самоуничтожению, начинаются любовь и надежда. Ведь даже махровые экзистенциалисты и модернисты новейшего времени, такие как Деррида, Лакан, Лиотар, Бодрийар, Делёз., отталкивающиеся от пессимистической философии позднего Хайдеггера ("О гуманизме"), сколь бы «самоубийственными» для человека и человечества не казались их творения, оставляют в душе место для таких «сантиментов», как любовь и надежда.

Но нельзя просто созерцать за происходящим, надеясь на любовь. Надежда хоть и «умирает последней», но все-таки, умирает. Экзистенциальное созерцание есть приспособление к обстоятельствам, но выживание требует новой адаптации – действенной. Вызовам идейного, культурного и материального распада современного общества в состоянии ответить только идея, которая не противна всем людям и может объединить всех людей. Такой идеей становится гуманизм. Гуманизм – это не просто идея – это высшая нравственная ценность цивилизации, выстраданная всей человеческой историей. Это – философия, мировоззрение, культура, этика. Гуманизм, обретший формы человеческого рассвета в эпоху Возрождения, становится сегодня еще и целью человеческого сообщества. Чтобы скорее ее достичь нужны гуманистические идеология и политика.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 32; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!