История классификации человеческих рас.
История науки^ не представила свидетельств, позволяющих утверждать, что античные исследователи классифицировали человечество по видам. Отдельные описания видовых различий у античных авторов, как то:—«А прямые волосы содержат много влажности,—писал Аристотель,—Поэтому живущие у Понта скифы и фракийцы имеют прямые, ибо и сами они и окружающий их воздух влажны; эфиопы же и жители теплых стран—курчавы, ибо мозги их сухи, как и окружающий их воздух» (Аристотель. О возникновении животных, М,Л7 1940, стр. 200)—не меняют положения. Аристотель описывал и случаи наследования видовых признаков при смешении видов:—«иногда дети похожи на предков родителей... сходство ведь передается через многие поколения, как, например, случилось в Элиде с одной женщиной, жившей с эфиопом: не дочь ее, а сын ее дочери родился эфиопом» (Аристотель. О возникновении животных. М.Л. 1940, стр. 67). Однако классификации человечества по расам античная эпоха не оставила.
В эпоху господства христианской церкви европейцы мало были знакомы с представителями других видов и почти не соприкасались с ними: народы желтых людей непосредственно соприкасались лишь со славянскими народами, народы черных людей—лишь с маврами (семитами), а жидов воспринимали не как иных людей, а как иную религиозную принадлежность. Отсутствие межвидовых конфликтов определяло и отсутствие интереса к этой проблеме. Смутные познания о видовых различиях нашли свое отражение в библейской легенде о Ное и его сыновьях Симе, Хаме и Иафете, которые, якобы, дали начало различным видам людей:—семитам, хамитам и яфети-там. Причем, все они равны перед богом, а, следовательно, и между собой. На этом основании христианская церковь и прежде, и теперь открывает свои двери для представителей любого вида, если таковые принимают христианство. Библейская легенда о Ное—жидовская легенда. Древние жиды знали семитов (ассирийцев, арабов и др.), негров и европейцев, но они не знали представителей желтых людей. Поэтому все не жиды, не арабы и не негры получили общее обозначение—яфетиты.
|
|
Великие географические открытия, путешествия, ознакомление
европейцев с представителями других видов людей, покорение открытых земель и стран—все эти события привели к накоплению большого фактического материала о различных видах людей'к нача- луХУШ века. Возникла необходимость изучить и систематизировать этот собранный огромный фактический материал.'
Попытки проанализировать и осмыслить новые явления в жизни европейцев предпринимались и до XVIII века. Французский ученый, крупнейший представитель «географического направления» в социологии, Жан Боден (1530—1596), хотя и не пытался предпринимать попытки классифицировать человеческие расы, однако оказал влияние своими работами на формирование мировоззрения Юма, Монтескье. Первую же попытку классифицировать человеческие расы предпринял французский путешественник Бернье (1684). Подобную же попытку повторяет Лейбниц (1700).
|
|
И, наконец, уже в XVIII веке следующую после Лейбница, но гораздо более основательную попытку дать классификацию рас человека предпринял швед Карл Линней (1707—1778) в своей «Системе природы» (1735). Линней первый ввел, как известно, бинарную номенклатуру (обозначение каждого вида двумя латинскими названиями—родовым и видовым) и отвел в своей системе человеку (Homo sapiens) определенное место—именно в отряде приматов. В это же время Ж. Бюффон (1707-178$) выдвинул положение о том, что животные считаются принадлежащими к одному и тому же роду, если они при совокуплении порождают способных к продолжению рода детенышей.
Голландский анатом Петер Кампер (1722—1789) предложил для определения характерных особенностей профиля головы так называемый лицевой угол и впервые начал изучать механизм изменения выражения лица, появление кожных складок и морщин под влиянием сокращения мышц лица.
|
|
Исследуется зависимость телесного строения от климатических условий. Возникают так называемые «теории сред». Франция в истории социологии дала наиболее крупных представителей «географического направления»: это уже упоминавшийся Жан Боден, а также Шарль Луи Монтескье (1689—1755) и Антуан Барнав (1761 — 1793).
Интересуются расовыми проблемами и русские ученые. Большой интерес к антропологическим вопросам проявляет в своих трудах М.В.Ломоносов (1711 —1765). Специальный трактат «О человеке» написал в 1792 году А.Н.Радищев (1749—1802). В этом сочинении он высказал мысль о зависимости расовых признаков от климатических условий.
В 1759 году Каспар Фридрих Вольф (1733—1794) в своей книге «Thepriae generations» смело выступил против теории преформиз-
' ) Находясь в плену жидо-христианских представлений, исследователи XVI — XIX веков различные виды людского рода воспринимали как раз личные расы одного вида—человечества, представители которого равны перед богом. Состоящий из трех видов (черные люди, желтые люди и белые люди) род «человек разумный» отряда приматов воспринимался как вид «человек разумный», состоящий из рас: черной, желтой и белой.
|
|
ма. К.Вольф оказал несомненное влияние на Блюменбаха.
Иоганн Фридрих Блюменбах (1752—1840), немецкий анатом и антрополог, в своей работе «Книга о природных различиях человеческого рода» (1775) дал еще одну классификацию рас человека. Расы он рассматривал как разновидности единого вида человека, которые, якобы, образовались под влиянием климатических воздействий. Опубликованные Блюменбахом описания черепов различных рас сыграли большую роль в развитии краниологии. Блюменбах не придерживался теории преформизма, разделяя взгляды К.Вольфа о зародышевом развитии, т.е. был сторонником эпигенеза. Однако Блюменбах придал своей теории развития виталистический характер, ибо ввел понятие особой «силы», якобы, влияющей на формообразование организма. Именно Блюменбах способствовал тем самым развитию виталистических извращений в биологии XIX века.
Классификация Блюменбаха предполагала пять главных человеческих рас: 1. Кавказцы. 2. Монголы. 3. Эфиопы. 4. Американцы. 5. Малайцы.
К подразделению человечества у Линнея на четыре разновидности: европеец с белокурыми волосами, голубыми глазами и белым цветом кожи, азиатец с темными волосами, карими глазами и желтоватым цветом кожи, африканец с черными, курчавыми волосами, черным цветом кожи и американец с красноватым цветом кожи, черными волосами и безбородый, к этому подразделению Блюменбах добавил пятую группу—малайскую, впоследствии (1795 г.) Блюменбах опять вернулся к четырем разновидностям Линнея, присоединив народы малайской группы к монгольской, лишь размещая представителей каждой группы по районам земного шара несколько иначе, чем Линней.
Проблемами расообразования занимался и немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804).
К этому же времени относится и введение термина «ариец» для обозначения белой расы.'
') Появление термина «арийцы» и внедрение его в научную литературу связано с созданием в конце XVIII века новой науки—сравнительного языкознания. Сравнительное языкознание было порождено ознакомлением европейских ученых с санскритом и зендом. Начало этой науки, как свидетельствует английский исследователь «арийской проблемы» Исаак Тейлор, положил в 1786 году Вильям Джонс, заявивший, что сходство между санскритским, греческим, латинским, немецким и кельтическим языками может быть объяснено лишь предположением, что эти различные языки имеют общее происхождение.
Другой ученый того времени, Академик и профессор Берлинского университета, немецкий языковед-санскритолог Франц Бопп (1791 —1867), также считающийся одним из основоположников сравнительного языкознания, указывал во многих своих сочинениях (в начале XIX века) на то обстоятельство, что зенд и славянские языки, также как и албанский, и армянский, должны быть включены в семейство языков, названное им «индо-герман-скими языками».
Исаак Тейлор (1829—1901) утверждает, что «наименование языков арийским» придумано «профессором Максом Мюллером». (И.Тейлор, Происхождение арийцев и доисторический человек, М, 1897, стр. 2).
Кювье (1769—1832) подразделял все человечество уже всего лишь на три группы: белую или кавказскую, монгольскую и эфиопскую. Белую расу Кювье делил на три ветви—индо-пелазгийскую, арамейскую (семитическую) и скифо-татарскую, а монгольскую на Калмыков, манджуров, китайцев, японцев, корейцев и обитателей Марианских и Каролинских островов. Негрскую расу Кювье никак не разделял, а малайцев, папуасов, лопарей, эскимосов и американцев он вообще не включил в свою классификацию. Кювье допускал происхождение человечества от одной пары.
Полигенисты в антропологии—Вирей, Демулен, Бори де С.Вен-сен, М орт он, Нокс, Глиддон—устанавливали деление человечества на!5—16 и более видов, и лишь Гамильтон Смит и Латам придерживались тройственного разделения человечества, а Карус—четырех делений с оригинальными обозначениями: «ночные люди» (негры), «дневные люди» (кавказцы), «восточно-сумеречные люди» (монго-ло-индусо-малайцы) и «западно-сумеречные люди» (американские индейцы).
Во всех этих классификациях в качестве постоянного расового признака принимались цвет кожи и волос.
Мортон сделал попытку принять, кроме того, и форму черепа, как некоторый постоянный расовый признак. Такую же попытку предпринял основатель научной этнологии Причард.
Шведский ученый А.Рециус, изучая норвежские и шведские черепа, пришел к поразительному открытию: такие два близких народа оказались длинноголовыми и корогкоголовыми, разница между которыми подтверждалась в черепах предков за много столетий. Ре-циус ввел индекс для измерения черепов (меньшее из полученных чисел, выражающих ширину и длину черепа, умножается на сто и делится на большее) и ввел название для различных форм черепов: брахицефальный (короткоголовый) и долихоцефальный (длинноголовый), происходящие от греческих слов—«цефалия»—голова, «брахис»—короткий и «долихос»—длинный. Рециус разделил все исследуемое человечество в антропологическом отношении на короткоголовых и длинноголовых.
Исидор Жоффруа Сент-Илер (1805—1861) в качестве постоянного расового признака для классификации человечества принял величину лицевого угла, установленного Петрусом Кампером, установив таким образом четыре основных типа: ортогнатический (прямозубый), к которому он причислял кавказцев, эвригнатический (скуластый), к которому он причислял монголов; прогнатический (косозубый), к которому он причислял эфиопов, или негров, и эври-прогнатический (скуласто-косозубый), к которому он причислял готтентотов.
Эрнст Геккель в основу классификации человечества положил цвет кожи и вааос, форму головного и лицевого черепа, форму сечения волос и сравнительное языкознание. Геккель делил человечество на «шерстистоволосых» (в свою очередь подразделяющихся на «пучковолосых», папуасов и готтентотов, и «руноволосых», кафров
и негров) и «гладковолосых» (в свою очередь подразделяющихся на «прямоволосых», малайцев, австралийцев, монголов, американцев, и «курчавых», дравидов, нубийцев и средиземноморских народов).
Томас Гексли подразделял человечество на «шерстистоволосых» и «мягковолосых».
Брока (1824—1880) делил человечество на три группы—прямоволосых, волнисто- или кудрявоволосых и шерстистоволосых (в свою очередь подразделяя эти группы на подгруппы, сообразно с формой черепа и цветом кожи).
Топинар, ученик Брока, создал оригинальную основу для классификации человечества, исходя из формы носа, усматривая в форме носа постоянный и характерный признак. Он подразделял человечество на три группы: «белые узконосые расы» (англо-скандинавы, западные финны, средиземноморские народы, семито-египтяне, кельто-славяне, лигуры), «желтые средненосые расы» (эскимосы, полинезийцы, индейцы, желтые народы Азии, восточные финны) и «черные плосконосые расы» (австралийцы, тасманийцы, негры и негритосы).
Катрфаж (1810—1892) также делил человечество на три ствола: «негрский» (с «ветвями» индо-меланезийской, австралийской, африканской и австро-африканской), «желтый» (с «ветвями» сибирской, тибетской, индо-китайской и американской, или эскимосско-бразильской) и «белый» (с «ветвями» аллофильной (айносы, индонезийцы и полинезийцы), семитической, финской и арийской). Катрфаж считал японцев, малайцев и американских индейцев «смешанными расами», называя первых «океанийцами», а вторых—«американцами».
Таким образом, подавляющее большинство классификаций рассматривает человечество, состоящим из трех основных рас, называемых по цвету кожи «белой», «желтой» и «черной». Некоторое разногласие происходит лишь по поводу американских индейцев. Английские антропологи, в частности, Кин, возвращаясь к классификации Линнея, считают американских' индейцев особой самостоятельной расой. Немецкие антропологи причисляют американских индейцев к монгольской расе.
Завершением периода классификаций человечества, основанных на чисто физических, или соматических, признаках, периода, начало которому положил Линней, служит классификация французского антрополога Деникера (1852—1918).' В основе классификации Де-никера лежат форма волос, цвет кожи, рост, форма головы, форма носа. Установив 13 основных рас, Деникер подразделил их на 29 под-рас: бушмены, негритосы, негры, меланезийцы, эфиопы, австралийцы, дравиды, ассироиды, индо-афганцы, арабы или семиты, берберы, прибрежные европейцы, иберо-островитянёГ западные европейцы, адриатики, северные европейцы, восточные европейцы, айносы, по-
' ) Иосиф Егорович Деникер—антпополог оаботавший во Франции, по происхождению— из России.
линезийцы, индонезийцы, южные американцы, северные американцы, средне-американцы, патагонцы, эскимосы, лопари, угры, тюрко-татары, монголы.
От Линнея и до Деникера* все классификаторы в антропологии опирались на окраску глаз, волос,и кожи, на форму черепа и волос, таким образом, на чисто физические, или, как их в подобных случаях называют, соматические признаки, не учитывая психологических свойств и духовных качеств человека, точнее, психологических различий между людьми. Чрезмерно увлекаясь изучением соматических признаков и доводя свои исследования, что вполне естественно при таком увлечении, до высшего наивозможного в этой области совершенства (система Деникера), антропологи (особенно французские) упустили другие аспекты проблемы действительно научной классификации человечества из поля своего зрения и исследования. Французская антропологическая школа (даже такие ее представители, как Брока) продолжала придерживаться полигенистических взглядов.
Однако именно во Франции впервые была предпринята попытка рассмотрения различных человеческих рас не только с физической, но и с психологической стороны, а, точнее, с точки зрения различий духовных возможностей. Французские антропологи выделили среди европейского населения два типа—белокурых и черноволосых, с длинной и короткой головой. Особенно много труда на определение этих типов положил Вашер де Лапуж (1854—). Лапуж пользовался терминологией Линнея (два основные типа в населении Европы, по Линнею это: европейский человек и альпийский человек), отмечая существование «европейского человека» в Северной Европе и некоторых штатах Северной Америки (средний рост 1 метр 70 сантиметров, головной показатель на живом 72—76, на черепе 70—74) и «альпийского человека», то есть остального населения Европы (средний рост 1 метр 60 сантиметров, головной показатель у живого 85—86, на черепе 84—в5), Лапуж отмечал еще третий тип, «средиземный», придавая ему, однако, мало значения, как элементу европейского населения. Характеристики психологических качеств людей, соответственно их расовой принадлежности, которые создавал Лапуж, вызывали у его современников острые возражения.
Наблюдения и тщательные изучения антропологического состава населения различных стран на основе классификации, принимаю щих во внимание соматические признаки, приводили порой исследователей к установлению очень любопытных фактов. Например, Нормандия (область Франции) является одной из самых белокурых областей Европы, с несомненно тевтонским типом; население северозападной трети Франции и половины Бельгии заключает в себе больше тевтонского элемента, чем Южная Германия; давнее и глубокое проникновение жидов в среду польского народа почти полностью
Исключение составляет Эрнст Геккель, принимавший в основу своей классификации, кроме физических признаков, сравнительное языкознание стерло антропологические границы между поляком XIX века и жидом, если не считать польских крестьян.
В связи с этими наблюдениями некоторые антропологи (Лапуж, Рипли и т.д.) пришли к выводу, что все прежние расовые классификации устарели и никому не нужны. Основная задача антропологии, по мнению этих антропологов, заключается в установлении основных типов, составляющих как бы основные элементы населений, независимо от принадлежности их к тем или иным классификационным группам (например, установление типа «северный человек», встречающегося среди немцев, англичан, французов, русских и т.д.). В связи с этим предлагалось отбросить, как устаревшее, название «кавказская раса», введенное еще Блюменбахом. Появились новые термины: длинноголовый блондин, медитерранская (средиземноморская) раса, альпийская раса и т.п.
Английский антрополог Рипли (1867—), автор обширного сочинения «О расах Европы», писал в своем труде: «утверждение, будто нет единой европейской или белой человеческой расы, может показаться ересью, а между тем оно является истиной... Вместо одного европейского типа, мы имеем несомненные доказательства существования, по крайней мере, трех отдельных рас, из которых каждая обладает своей собственной историей и каждая внесла свою долю в общий продукт их, в население, какое мы видим в настоящее-время. Установив это, мы имеем возможность отделаться сразу от ходячих мнений об арийцах и до-арийцах и в особенности от таких названий, как «кавказская» или' «индо-германская» раса. Предполагая, что предки некоторых народов Европы могли жить в районе Каспийского моря или Гималаев, мы все-таки оставляем без внимания две трети европейских рас. Откладывая до другого времени обсуждение событий в истории этих рас, мы должны прежде всего установить существование трех расовых типов в Европе».1
Первую расу Рипли назвал тевтонской, вторую—альпийской, третью—средиземной, или иберийской.
Типическими особенностями тевтонской расы Рипли считает длин-ноголовость, прямой нос, высокий рост, светлую окраску кожи и волос, голубой цвет глаз. Таковы, якобы, по описанию древних, были и готы, и норманы, и саксы. Альпийская раса (название было позаимствовано Рипли у Лапужа) характеризуется короткоголовое -тью, средним ростом, каштановым цветом волос и серым цветом глаз.
Типическими особенностями средиземной расы являются, по Рипли, длинноголовость, темный цвет глаз и волос и большая стройность в сложении, чем у приземистых представителей альпийской расы.
Славян Рипли относил к альпийской расе, проникшей с юго-запада Европы в районы, населенные финнами, и смешавшейся с ними.
') Ripley William, The Races of Europe, New York, 1899, p.p. 103—104.
Кровь финнов, по мнению Рипли, течет в жилах великоросов и белорусов. Антропологическое смешание русских с татаро-монголами Рипли отрицает.
Немцев Рипли относил к тевтонской расе, допуская при этом давнее смешание значительной их части со славянами.
Деникер усматривал в Европе несколько большее число рас, а именно—шесть, однако схема Деникера имела тот недостаток, что она давала лишь картину населения Европы в настоящий период, но она не давала объяснения взаимных отношений различных частей, а также возможного их происхождения. В схеме Деникера не было единства.
Антропологические классификации XIX века не выработали таким образом объективного-критерия различения рас человека. Решением этого вопроса занимается научная антропологическая мысль XX века. Однако несомненной заслугой антропологии XIX века является доказательство того положения, что нельзя нации группировать в расовые группы (например, нельзя утверждать, что шведская, немецкая, датская и т.д. нации—северная раса, а испанская, итальянская и т.д. нации—средиземноморская раса). Переселения народов, завоевания народов, метисация—происходившие задолго до формирования буржуазных наций—лишают всякой научности подобные утверждения и основанные на этих утверждениях классификации.
Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!