Особенности развития духовной культуры населения белорусских земель в Великом княжестве Литовском



Белорусская культура возникла и развивалась на основе древних восточнославянских традиций. В период существования Великого княжества Литовского на ее формирование оказывали существенное влияние культуры соседних народов – русского, польского и литовского. В то же время на нашу территорию активно проникали западноевропейские культурные традиции, в том числе традиции гуманизма эпохи Возрождения. В результате белорусская культура приобрела оригинальные черты, национальную самобытность, достигла высокого подъема.

В конце XV – начале XVI вв. на белорусских землях сложились все условия для развития культуры Возрождения. Города стали не только центрами ремесла и торговли, оживилась и их общественно-политическая жизнь, более тесными и разнообразными стали связи со странами Западной Европы. Росли культурные потребности прогрессивной образованной шляхты, менялось ее мировоззрение, взгляды на общество и государство. Возрастало количество грамотных людей, представители зажиточных сословий получали образование в лучших европейских университетах. Среди мещан и шляхты распространялись идеи Реформации и гуманизма, появилось меценатство. Интенсивно развивалось книгопечатание, возрастал интерес к культурным традициям и ценностям античности. Все это способствовало преодолению средневекового мировоззрения, формированию гуманизма, развитию светской культуры.

Эпоха Возрождения в Западной Европе была вызвана ломкой старых феодальных отношений и зарождением новых, капиталистических. В европейском обществе все большую роль начинало играть новое сословие – буржуазия, зарождалась новая идеология, буржуазная. В ВКЛ буржуазные проявления в экономике (а значит, и в обществе, и в идеологии) практически отсутствовали. Светская культура развивалась в меньшей степени, чем на западе. Специфической чертой Возрождения на землях Беларуси стало также столкновение западноевропейской и восточноевропейской культурных традиций. Широкое взаимодействие и взаимное влияние белорусской, русской, польской и литовской культур обусловили многоязычность литературы. Уникальной для Европы XVI в. чертой стали веротерпимость, толерантность населения ВКЛ: спасаясь от религиозных войн, бушевавших в европейских странах, на белорусских землях находили пристанище представители разных народов и разных вер.

Основным идейным течением в культуре этого времени стал гуманизм, яркими представителями которого в Беларуси были Ф. Скорина и Н. Гусовский. Белорусский первопечатник Ф. Скорина, как и гуманисты Италии, видел в знаниях средство борьбы с рутиной, путь повышения национального самосознания. В предисловиях и послесловиях к изданиям книг Библии он высказал ценные мысли об усовершенствовании общества, воспитании человека, установлении достойной жизни на земле. Традиции Ф. Скорины были развиты поэтом-гуманистом Н. Гусовским. В поэме «Песнь о зубре» с большим художественным мастерством автор раскрыл красоту родной природы и величие своего народа, осудил войны, призвал к укреплению государства.

Значительным явлением в духовной культуре стало книгопечатание. Со второй половины XVI в. типографии появляются во многих городах и местечках. Под опекой канцлера ВКЛ, виленского воеводы Николая Радзивилла Черного в Несвиже в 1562 г. вышла первая на белорусских землях кириллическая книга. В период Контрреформации важную роль в развитии книгопечатания сыграли православные братства, Для распространения среди народа грамотности они открывали приходские школы, организовывали типографии, издавали книги.

В сфере образования многого достигли иезуиты. Они создали широкую сеть общедоступных школ, а в 1570 г. основали в Вильне иезуитскую коллегию, которая вскоре была преобразована в академию. Коллегии были открыты в Полоцке, Пинске и других белорусских городах.

Эпоха Возрождения привела к распространению на территории Беларуси Реформации – широкого общественного движения против официальной католической церкви. Основные направления этого движения (лютеранство, кальвинизм, антитринитаризм и анабаптизм) способствовали появлению общественной публицистики. Талантливыми ее представителями были Симон Будный, Василий Тяпинский, Феодосий Косой, традиции которых в эпоху Контрреформации продолжили Л. Карпович, С. Зизаний, П. Скарга.

В XIV–XVI вв. на белорусских землях продолжается летописание. Наиболее известными произведениями этого жанра стали «Летописец великих князей Литовских», «Хроника Великого княжества Литовского и Жамойтского», «Хроника Быховца». Во второй половине XVI в. на смену традиционному летописанию пришла историко-мемуарная литература («Баркулабовская хроника» и др.). Появились пародийно-сатирические произведения, развивалась силлабическая поэзия, у истоков которой стояли Я. Вислицкий, А. Римша.

В архитектуре этого периода органически сочетались национальные и западноевропейские традиции, которые принесли сюда романский, готический стили, стиль барокко. Творчески переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали самобытные архитектурные памятники. Образцом белорусской готики стали церкви оборонительного типа в

Сынковичах, Мало-Можейкове, Супрасли, Заславле. Во второй половине XVI в. были поострены культовые здания в традициях Ренессанса (протестантский собор в Сморгони). С конца XVI в. появляется барокко. В этом стиле итальянским архитектором Дж.М. Бернардони в Несвиже был построен иезуитский костел. Постоянная внешняя опасность потребовала строительства многочисленных крепостей и замков (Новогрудок, Лида, Крево, Гродно, Мир и др.).

В изобразительном искусстве важную роль играли иконопись, фрески, декоративная скульптура. С XV в. появляются произведения светской живописи в жанре портрета. Распространенным явлением стали книжная миниатюра и гравюры.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!