Принятие христианства и распространение письменности



До конца Х в. у восточных славян была распространена языческая религия – многобожие. Они обожествляли окружающую природу, поклонялись животному и растительному миру. Постепенно складывались представления о божествах, которые олицетворяли собой стихийные силы природы. В многочисленном языческом пантеоне можно было найти богов солнца (Дажбог, Ярило, Коляда и др.), бога грома и молнии (Перун), бога скота и богатства (Велес), бога погребального огня (Знич), бога ветров

(Стрибог) и многих других. Единого славянского и даже восточнославянского язычества не было. У каждого племенного союза существовал свой своеобразный пантеон, свои наиболее популярные культы, значение которых у соседей могло быть совершенно иным. Киевский князь Владимир около 980 г. попытался унифицировать восточнославянские языческие культы, введя официальный пантеон («семибожие»), однако попытка эта успеха не имела.

Процесс распространения христианства, превращения его в составную часть миропонимания народа начался задолго до официального признания христианства на Руси, занял несколько столетий и происходил в борьбе с язычеством. Христианская вера давно уже проникла на территорию Среднего Поднепровья, влияние ее постепенно росло, особенно после крещения княгини Ольги. Годом крещения Киевской Руси, в состав которой входили в то время белорусские земли, считается 988 г. В этом году великий князь киевский Владимир Святославович принял православную веру и крестил жителей Киева, придав православию статус государственной религии.

В современной науке по-разному трактуются причины принятия христианства Древней Русью. Дата и обстоятельства крещения киевского князя и его дружины явились результатом конкретной политической обстановки: тесных связей с Византией, широкого распространения христианства в Западной Европе, необходимости консолидации земель Киевской Руси и т.д. Но главное, что определило принятие христианства, – это историческая обусловленность. Общество в целом уже переросло первобытные религиозные представления. Становление новой системы общественных отношений – феодализма – требовало новой религии, которая объясняла бы и поддерживала эту систему.

В сознании людей христианские представления долгое время уживались с языческими. Народное язычество не только не исчезло с принятием христианской веры, но, изменяясь само, в некоторой степени изменяло и христианство. Обе религиозные системы отражали разные стороны бытия. Язычество определяло место человека в мире природы, христианство – место человека среди людей. Сферы воздействия этих систем не совпадали, но пересекались. Возможно, поэтому так долго существовало на наших землях двоеверие.

Принятие христианства стало для белорусских земель началом новой культурно-исторической эпохи. С христианской верой связано начало письменности и просвещения. Монастыри и церкви стали первыми культурными центрами, в которых были основаны школы, организована переписка книг, что являлось единственным способом распространения книжности при отсутствии книгопечатания. Кроме того, церкви стали первыми книгохранилищами и библиотеками. Делу христианского просвещения посвятили свои жизни многочисленные исторические личности: Ефросинья Полоцкая – игуменья Спасского монастыря в Полоцке, первая женщина на Руси, канонизированная в святые; Кирилл Туровский – проповедник, мастер церковного красноречия, которого современники сравнивали с Иоанном Златоустом; Климент Смолятич – выдающийся писатель, философ и церковный деятель; великолепный оратор и художник-иконописец Авраам Смоленский, автор многочисленных духовных «слов» и поучений. С принятием новой веры на землях восточных славян развивается не только религиозная, но и светская литература: появляется летописание («Повесть временных лет» и др.), создаются первые художественные произведения, например «Слово о полку Игореве».

Многочисленные археологические находки свидетельствуют о распространении грамотности среди довольно широких кругов населения. Грамотными были не только князья и служители церкви, но и многие купцы, ремесленники, другие представители зарождающегося мещанского сословия.

С принятием христианства мощный толчок в своем развитии получила и архитектура, прежде всего каменное зодчество. Уже в XII в. на белорусских землях сложились самобытные архитектурные школы – полоцкая и гродненская. Причем местные мастера не только знали византийские и романские классические формы, но и творчески переосмысливали их, совмещали с оригинальными местными наработками. Самобытностью отличалось и изобразительное искусство, особенно монументальная живопись (фрески), иконопись, книжная миниатюра.

Уникальные достижения белорусской культуры X–XIII вв. связаны не только с распространением христианства, но и с глубокими народными традициями, в том числе языческими, с достижениями общеевропейской культуры.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!