Основные концепции происхождения белорусского народа



Проблема этнического происхождения белорусского народа – одна из самых сложных и противоречивых в белорусской истории. Сегодня существует довольно большое число концепций этногенеза белорусов. Каждая из них имеет свои преимущества и свои недостатки, однако все они заслуживают внимания и уважения.

Одними из самых первых (еще в XIX в.) были выдвинуты «великорусская» и «польская» концепции, отрицающие сам факт существования белорусского этноса, утверждая, что у населения белорусских земель нет собственного языка. Приверженцы «великорусской» концепции (А.И. Соболевский, И.И. Сразневский и др.) считают белорусов частью русского народа, белорусский язык – диалектом русского языка. «Польская» концепция утверждает, что белорусы – часть польской нации, изъясняющаяся на диалекте польского языка. Обе эти концепции были созданы для оправдания претензий Польши и России на белорусские земли. Исследования языка белорусов выявили ошибочность этих концепций. Еще в начале XX века Е. Карский в своем труде «Белорусы» на основании богатого фактического материала убедительно доказал, что белорусский язык является самостоятельным славянским языком.

В начале XX в. в среде белорусской национальной интеллигенции сложились концепции, согласно которым белорусский этнос сформировался на основе восточнославянских племенных общностей. Белорусский историк В. Ластовский создал «кривичскую» концепцию, предположив, что те особенности белорусов, которыми они отличаются от украинцев и русских, унаследованы от кривичей. Однако она не получила широкого распространения, поскольку оставляла открытым вопрос о происхождении населения юга Беларуси. Тот же подход был использован при формулировке другой концепции – «кривиче-дреговиче-радимичской», которая была выдвинута известными белорусскими учеными Е. Карским, М. Гринблатом, В. Пичетой. Эта концепция уже охватывала все население белорусских земель.

После Второй мировой войны в советской науке доминирующую роль стала играть «древнерусская» концепция, согласно которой белорусская, украинская и русская народности образовались в результате распада в XII– XIII вв. единой древнерусской народности (К.Ф. Калайдович, Я. Корнейчик).

Эта концепция и сейчас очень популярна, однако многие исследователи (Г.В. Штыхов, М.А. Ткачев и др.) оспаривают сам факт существования древнерусской народности в X–XI вв. В частности, недостаточно аргументированы причины, по которым единая народность распалась на три части.

Широкое признание в научном мире получила «балтская» концепция (теория «балтского субстрата»), предложенная в 70-х гг. XX в. В. Седовым. Согласно этой концепции, белорусский этнос сформировался в результате ассимиляции пришлыми славянами местных балтов, при этом балты в этногенезе белорусов сыграли роль субстрата (подосновы). Об этом свидетельствуют многочисленные гидронимы – Оресса, Клева, Угача, Реста и др.

Г. Ласковым была выдвинута «финская» концепция этногенеза белорусов. Согласно ей, предками нашего народа можно считать финноугорское население, жившее здесь еще до прихода балтов. Концепция сформирована на основании наличия значительного количества древних финно-угорских гидронимов на территории Беларуси (Двина, Свирь). Сегодня большинство ученых считают, что финно-угры выступили субстратом не белорусов, а балтов.

В современной исторической науке большое число приверженцев получила авторская концепция М.Ф. Пилипенко, согласно которой балтославянский синтез привел к формированию кривичей, дреговичей и радимичей. В конце X – начале XI вв. вместе с другими восточнославянскими сообществами кривичи, дреговичи и радимичи консолидировались в новую общеславянскую этническую общность с единым языком, общей материальной и духовной культурой. Одновременно сформировалась этническая территория, которая получила название «Русь». Со времен своего формирования эта этническая территория не была однообразной. Она делилась на регионы, которые не совпадали с прежними этническими территориями первоначальных восточнославянских этнических общностей. Территория современной Беларуси по локальным особенностям языка и культуры входила в две диалектно-этнографические зоны – полесскую и подвинско-днепровскую. Кроме общего названия «Русь», за южной частью территории Беларуси закрепилось название «Полесье», за центральной и северной – «Белая Русь». В южной поприпятской зоне на основе трансформации дреговичей, древлян и южной части радимичей шел процесс образования новой этнической общности – полешуков, в северном (подвинско-днепровском) регионе в результате трансформации кривичей, вятичей и северных радимичей – древних белорусов. М.Ф. Пилипенко считает, что именно они и стали непосредственными предками белорусов.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!