Феодальное землевладение и хозяйство.



К X в. восточные славяне вступили в период распада родоплеменных отношений и зарождения феодальных. В экономике и общественных отношениях Древней Руси в это время сосуществовали различные уклады: патриархальный, рабовладельческий и феодальный.

Феодальные отношения формируются в результате распада общины, постепенного перехода от общинного землевладения к частному. Такой вид феодального землевладения, как вотчина – крупное наследственное земельное владение – появляется на восточнославянских землях, вероятно, в IX–X вв. Первые сведения о княжеских селах относятся к X в., боярские, церковные, монастырские села появляются в конце XI – начале XII в. Частные земельные владения были незначительны по своим размерам и носили первоначально скотоводческий и промысловый характер. Земля не была главным источником обогащения древнерусской знати. Благополучие социальной верхушки держалось на сборе дани с подвластных племен, налогов, торговых и судебных пошлин. Сбор дани проводился во время полюдья объезда князем дружиной подвластных племен. Несовершенство такой системы сбора дани привело к расправе древлян над князем Игорем, пожелавшим вторично собрать с них дань. Княгиня Ольга изменила этот порядок: установила фиксированный размер дани (уроки) и места ее сбора (погосты). С XI в. данная система уступает место так называемым кормлениям, когда князья раздают своим вассалам города и села в корм. Вероятно, жаловалось право сбора налогов. Земля, которую князь жаловал своим вассалам за службу, за выполнение общественно полезных функций, называлась поместьем и давалась во временное пользование.

С формированием феодализма социальная структура

восточнославянского общества становится довольно сложной. Все население разделяется на две основные группы: свободное и несвободное. Свободное население составляли князья, бояре, дружинники, большинство ремесленников и крестьян. Для обозначения рядового свободного населения, т.е. крестьян-общинников, применялся термин «люди». Наряду со свободными общинниками существовали различные категории зависимого населения. На самой низшей ступени социальной лестницы стояли челядь и холопы. Челядин, по сути, раб, он абсолютно бесправен, причина его рабства – плен. Холоп, в отличие от челяди, обладает относительной хозяйственной дееспособностью, возможно потому, что причина его попадания в рабскую зависимость – долг. Терминами «изгои», «пущенники», «задушные» обозначали полусвободных людей – бывших рабов, либо выкупившихся, либо отпущенных на волю по разным причинам и, как правило, не терявших связи со своим господином, остававшиеся под его властью и защитой. К зависимым категориям населения относились смерды (крестьяне, ведущие свое хозяйство, платящие налоги и штрафы, но ограниченные во многих правах), закупы (обедневшие общинники, бравшие у князя или его дружинников заем (купу), за что обязывались работать в его хозяйстве), рядовичи (крестьяне, попавшие в зависимость в результате выполнения обязательств по договорам, заключенным с феодалом) и др. Перечисленные разряды зависимого населения работали в вотчинах, а так как вотчин в это время было еще очень мало, то подавляющая масса древнерусского населения оставалась свободной.

Основным видом занятий восточных славян было земледелие. Подсечно-огневое земледелие постепенно вытеснялось пашенным, осваивались двухполье и трехполье. Основными сельскохозяйственными культурами в то время на нашей территории были рожь, пшеница, просо, ячмень, лен. Нашим предкам были известны бобы, горох, чечевица, репа. Важное место в крестьянском хозяйстве занимало скотоводство. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Распространены были лесные и речные промыслы. Охотились на лося, зубра, волка, кабана, бобра, зайца, медведя, на различных птиц. Не утратило значения бортничество: пчелиный мед и воск, так же как и меха были существенной частью экспорта в торговле с другими странами.

В деревнях были свои ремесленники, которые обеспечивали потребности сельского населения в некоторых изделиях. Занятие ремеслом для деревенских мастеров имело подсобное значение. Как правило, крестьяне сами шили обувь, изготавливали предметы быта, посуду, строили жилье.

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!