Материальная и духовная культура первобытного общества



Несколько миллионов лет назад началась история человечества: человек выделился из животного мира. Процесс этот связан с началом изготовления орудий труда. Долгое время основным материалом для орудий труда оставался камень, поэтому самый длительный период человеческой истории именуется каменным веком. Археологическая периодизация делит первобытную эпоху на несколько больших периодов, которые получили названия в соответствии с материалом, из которого изготавливались орудия труда.

Археологическая периодизация первобытной эпохи на территории Беларуси.

Каменный век 100–3 тысяч лет до н.э. палеолит 100–9 тысяч лет до н.э. средний 100–35 тысяч лет до н.э.

поздний 35–10 тысяч лет до н.э. мезолит 9–5 тысяч лет до н.э. неолит 5–3 тысячи лет до н.э.

Бронзовый век второе – начало тысячелетия до н.э.

Железный век VII–VI вв. до н.э. – VI в. н.э.

Расселение человека по планете затянулось на миллионы лет. На территории современной Беларуси первые люди появились, вероятно, в эпоху среднего палеолита (мустье). Об этом свидетельствуют археологические находки, обнаруженные возле деревень Подлужье (Чечерский район Гомельской области), Клеевичи (Костюковичский район Могилевской области), Абидовичи (Быховский район Могилевской области) и Светиловичи (Ветковский район Гомельской области). Эти находки, являющиеся орудиями труда мустьерского облика, позволяют предположить, что на территории юга современной Беларуси жили неандертальцы.

С уверенностью можно говорить о том, что в эпоху позднего палеолита территория современной Беларуси уже была освоена человеком. Около деревень Бердыж (Чечерский район Гомельской области) и Юровичи (Калинковичский район Гомельской области) археологами обнаружены стоянки, на которых найдены кремниевый инвентарь, кости животных, очаги и фрагменты жилищ первобытных людей. Анализ этих находок говорит о принадлежности этих людей к кроманьонцам.

Условия жизни первобытных людей были крайне тяжелыми, средняя продолжительность жизни составляла 20 лет. Огромное влияние на них оказывал климат: ледник занимал большую часть современной Европы и окончательно отошел лишь около 12 тыс. лет тому назад.

Древнейшие жители Беларуси занимались загонной охотой на крупных животных (мамонта, шерстистого носорога, пещерного медведя). Важным занятием было собирательство, довольно рано человек научился ловить рыбу. Орудия труда первых людей были самыми простыми: рубила, резцы, скребки, остроконечники. Изготавливались они в основном из кремня, кости, рога и дерева. Возле г.п. Красносельский Волковысского района Гродненской области археологами обнаружен и исследован уникальный комплекс: шахты по добыче кремня и мастерские, где из него изготавливали орудия труда (конец неолита – бронзовый век).

Совершенствование техники и технологии обработки камня и изготовления всевозможных приспособлений шло очень медленно. Постепенно человек накапливал опыт, совершал многочисленные открытия: научился добывать огонь, изобрел комбинированные орудия труда (топор, лук и стрелы), начал изготавливать глиняную посуду и т.д.

Накопленные знания позволили ему перейти от хозяйства присваивающего к хозяйству производящему (этот процесс получил в истории название «неолитическая революция»). С конца эпохи неолита на территории Беларуси начинают распространяться земледелие и животноводство. Первые поля обрабатывались мотыгами (мотыжное земледелие), выращивались ячмень и другие злаки. Первыми прирученными животными были собака, свинья, лошадь и др. Новые виды хозяйствования не вытеснили, но дополнили охоту, рыболовство и собирательство. Комплексная система хозяйствования ослабила зависимость человека от природы, способствовала быстрому росту численности населения.

Активное распространение производящего хозяйства на территории Беларуси происходило в эпоху бронзы. Бронзовый век для белорусских земель по сути оставался каменным: месторождений меди и олова здесь не было, основным материалом для изготовления орудий труда по-прежнему являлся камень.

С хозяйственной деятельностью человека тесно связана эволюция социальных отношений. Самым древним человеческим объединением была праобщина – человеческое стадо, совместно проживающее, совместно добывающее пищу и регулирующее распределение результатов труда. Для эпохи верхнего (позднего) палеолита характерно существование раннеродовой общины, основные черты которой – родство по материнской линии, коллективное хозяйствование, распределение и потребление. В семье-

обществе особое место занимала женщина, так как она была продолжательницей рода, хранительницей очага и т.п., да и собирательство, стабильно обеспечивающее людей пищей (в отличие от не всегда удачной охоты), являлось в основном женским занятием. Это был период матриархата.

В бронзовом веке с появлением и становлением производящих видов хозяйства доминирующее положение в семье и обществе занимает мужчина. Община трансформируется в патриархальную, родство ведется по отцовской линии, распространяется парный брак.

В середине первого тысячелетия население современной Беларуси вступает в новую эпоху – эпоху железа. В железном веке происходят существенные изменения в хозяйственной деятельности, этническом составе населения, общественных отношениях и мировоззрении людей.

Технология выплавки железа и изготовления из него орудий труда довольно быстро распространилась среди местного населения. По своим качествам железные изделия намного превосходили каменные и бронзовые. Благодаря применению железа интенсивно стало развиваться земледелие. Подсечно-огневой способ обработки земли (он пришел на смену мотыжному) постепенно заменяется более эффективным пашенным. Возросла роль мужского труда, что выдвинуло мужчину на ведущее место в обществе. Повышение производительности труда (за счет применения железных орудий) создало условия для получения добавочного продукта (излишков) и накапливания богатства. Свидетельство этому – появление и широкое распространение в железном веке укрепленных поселений – городищ. Большое их количество свидетельствует о реальной опасности военных столкновений между племенами, целью которых было овладение имуществом и захват пленных.

Если материальная сторона жизни древних людей отражается в конкретных археологических находках, то духовную по материальным памятникам реконструировать очень сложно. Анализ этнографических и фольклорных источников, широкие сравнительно-исторические параллели позволяют выдвигать лишь предположения об особенностях мировоззрения первых жителей Беларуси.

Уже в эпоху верхнего палеолита формируются зачатки религиозных верований. Первым шагом в осмыслении человеком неживой природы был фетишизм – вера в необычную силу предметов. Со временем человек стал наделять окружающую природу присущими ему качествами, населять ее множеством духов – стала формироваться такая система религиозных верований, как анимизм. В числе древних верований был тотемизм – вера в общее происхождение, необычные родственные связи между людьми, животными, растениями и т.д. Люди верили и в собственные силы: с помощью определенных действий они пытались влиять на какие-либо явления природы, других людей или предметы. Так развивалась магия. Первобытный человек, очевидно, верил в загробную жизнь как продолжение земной. Об этом свидетельствуют погребения: умершего хоронили в яме, чтобы уберечь от зверей, снабжали необходимыми орудиями труда и охоты, украшениями, пищей. С течением времени возник культ предков, следы которого сохранились до наших дней.

Вероятно, очень рано возник культ огня: огонь уберегал человека от неблагоприятного климата, от хищных животных, огонь использовался при погребениях, в обрядах кремации умерших.

В периоды мезолита и неолита религиозные верования значительно не менялись, поскольку основными занятиями продолжали оставаться охота и собирательство. С изменением фауны стали почитаться другие животные: на стоянках этой поры обнаруживают фигурки лосей, змей, уток. Развивался культ предков, которые наделялись функцией защиты рода, усложнился погребальный обряд.

Освоение новых занятий, переход к земледелию и скотоводству привели к переосмыслению верований и представлений об окружающем мире. На первое место выходит почитание солнца – источника света и тепла. Культ солнца отражен, прежде всего, в орнаментах на глиняной посуде, предметах быта, украшениях (основные солярные символы – крест, круг и др.). Орнамент выполнял и эстетическую, и магическую функции.

Костяные или деревянные фигурки и статуэтки, которые археологи считают культовыми, выполнены с большим мастерством и талантом и в полной мере являются памятниками первобытного искусства. Самые ранние из них относятся к эпохе верхнего палеолита. Наиболее известны женские статуэтки – так называемые «палеолитические Венеры». В дальнейшем круг находок, которые можно назвать памятниками искусства, значительно расширяется.

Уже в первобытную эпоху начинают складываться первые мифы, которые отражают представления людей о мире, природе, человеческом бытии.

2. Начало расселения славян на территории восточной Европы Этническую принадлежность первых жителей территории современной Беларуси определить невозможно. Археологические находки позволяют делать выводы о материальной культуре, производственной деятельности этих людей, но не об их языке и особенностях культуры. Археологами и лингвистами высказывается предположение, что в третьем тысячелетии до н.э. на значительной территории Евразии, в том числе в Подвинье и Поднепровье, расселились финно-угорские племена. Финно-угры оставили в Восточной Европе множество топонимов со звукосочетанием «–ва» и «–га» в конце слова, с корнем «нар-» (Нева, Мордва, Нарва и др.). Следы финноугров сохранились в гидронимике Беларуси, т.е. в названиях некоторых рек и озер: Нарочь, Нарев, Наровля и др.

С конца третьего тысячелетия до н.э. этнический состав населения, проживавшего на территории теперешней Беларуси, стал меняться: здесь расселились индоевропейцы, ассимилировав прежнее население. Термин «индоевропейцы» объединяет большую группу племен и народов, формирование которых происходило на пространстве от современной Индии до запада Европы. Прародиной индоевропейцев предположительно являлась Малая Азия, откуда на рубеже четвертого–третьего тысячелетий до н.э. началось их расселение, получившее в истории название первого «великого переселения народов». В ходе расселения и ассимиляции местных племен формировались языковые и культурные особенности различных ветвей индоевропейцев. На севере Европы локализовались германцы, в центре – кельты, на востоке от Днепра – индоиранские племена, от Балтийского моря до Карпат – славяне и балты. На территории Беларуси расселились племена балтов.

Балты находились на более высокой ступени развития, чем их предшественники. Вероятно, именно с их приходом связано появление и распространение земледелия и скотоводства. Значительное количество гидронимов, существующих сегодня на белорусских землях, имеют балтское происхождение (Асвея, Дривяты, Гайна, Цна и др.).

Следующая волна миграции племен на территорию современной Беларуси датируется серединой первого тысячелетия н.э. и связана со вторым «великим переселением народов». В первых столетиях нашей эры под натиском готов, которые пришли со Скандинавии и высадились около устья Вислы, славяне начали свою миграцию на восток и достигли Днепра. В результате этого «великого переселения народов» славяне разделились на три большие группы: южную, западную и восточную. Племена, занявшие Балканский полуостров, стали предками современных болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев. Западнославянские племена вместе с населением, проживавшим на берегах Вислы, – польского, чешского и словацкого народов. А племена, пришедшие на берега Днепра, стали

предками современных русских, украинцев и белорусов.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!