ТЕМА 4. Становление раннефеодальных государств восточных славян на территории Беларуси



Киевская Русь.

Полоцкое и Туровское княжества, их взаимоотношения с Киевом и Новгородом.

Феодальная раздробленность.

Борьба с агрессией крестоносцев и набегами ордынцев.

 

Киевская Русь

В процессе многовекового социально-экономического, политического, культурного развития восточных славян отдельные племена объединялись в союзы и территориальные образования («княжения»). Ведущую роль среди этих образований играли племенные объединения полян и словен новгородских. По территории Восточной Европы проходил один из самых оживленных торговых путей - водный (морской и речной) путь из Балтийского моря в Византию. Племенной союз полян с центром в Киеве занимал земли в среднем течении Днепра и контролировал значительную часть этого торгового пути. Северная часть пути «из варяг в греки» проходила по землям племенного союза новгородских словен, племенным центром которых был город Новгород. К IX веку эти племенные объединения стали наиболее мощными благодаря развитому земледелию и скотоводству, ремеслу и торговле, международным связям с Византией и Скандинавией, а в конце этого столетия объединились и создали единое государство – Киевскую Русь.

Долгое время в исторической науке господствовала норманнская теория, связывавшая происхождение древнерусского государства с призванием в восточнославянские земли варягов (викингов, норманнов). Основатели этой теории немецкие ученые Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер, служившие в XVIII в. в России, доказывали, что Киевскую Русь основали варяги, скандинавы, известные в Европе как викинги. Подчеркивая важность германо-скандинавских влияний на славян, они проводили мысль о том, что славяне были не способны создать государство самостоятельно.

Норманнская теория была подвергнута критике еще в XVIII в. М.В. Ломоносовым и оспаривается до сих пор, однако до XX в. включительно она имела множество сторонников и считалась общепризнанной. Сегодня в исторической науке существуют различные взгляды на эту теорию. Факт призвания варягов на Русь никогда не оспаривался. Но как связано с этим формирование древнерусского государства? Восточные славяне в IX в. находились на стадии разложения родоплеменных отношений и формирования феодальных, на стадии зарождения государственности. Военные дружины варягов постоянно появлялись на землях восточных славян с торговыми целями, в поисках военной добычи или по призыву местных князей. Вероятно, новгородские словене призвали «из-за моря» трех братьев – Рюрика, Синеуса и Трувора – с их дружинами для защиты своих земель от возможных нападений со стороны соседей или пришлых воинов. Но с течением времени варяжские князья, кроме защиты, стали выполнять и другие функции – административную, судебную и прочие, возглавив новгородскую землю. С тех пор основателем первой русской княжеской династии считается варяг Рюрик.

Преемник Рюрика новгородский князь Олег (879–912) в 882 г. предпринял военный поход на южные земли и подчинил себе Киев, сделав его столицей крупного государства, которое получило название Киевская Русь. С целью укрепления своей власти и объединения русских земель под началом Киева Олег совершил походы на древлян, северян, радимичей, покорив и подчинив киевскому князю наиболее значительные торговые города на пути «из варяг в греки». Киев стал политическим и экономическим центром большого государства. Военные удачи и укрепление связей с Византией значительно подняли авторитет князя.

После смерти Олега княжеский престол унаследовал сын Рюрика Игорь (912–945). Вероятно, Игорь не обладал серьезными военными и дипломатическими талантами. Его походы на Византию были неудачными, договоры – не столь выгодными и значимыми. Игорь был убит древлянами, которые отказались платить двойную дань, наложенную на них киевским князем.

В 957 г. на киевский престол взошел один из самых ярких военных и политических деятелей Киевской Руси – сын Игоря и Ольги Святослав (957– 972). Сокрушение Святославом Хазарского каганата и покорение дунайских болгар сделало Киевскую Русь крупнейшим государством Восточной Европы и главной военно-политической силой в Северном Причерноморье и СевероЗападном Прикаспии.

Смерть Святослава тяжело отразилась на положении Руси: началась междоусобная борьба его сыновей – Ярослава, Олега и Владимира. В результате братоубийственной войны погибли Ярополк и Олег, а киевский престол достался Владимиру.

Владимир Святославич – один из самых неоднозначных, самых знаменитых, прославленных в былинах правителей Киевской Руси. Борьба за власть между братьями Святославичами привела к ослаблению центральной власти. Князю Владимиру Святославичу пришлось покорять вятичей, радимичей и ятвягов, воевать с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. При Владимире все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры, были уничтожены остатки былой автономии крупных племенных союзов. Таким образом, в конце X в. завершилось формирование территориальной структуры древнерусского государства. Владения киевской Руси простирались от Карпат на западе до Оки и верховьев Волги на востоке, от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге.

Однако у многочисленных племен, объединенных под властью киевского князя, сохранялись местные языческие культы, которые поощряли сепаратистские настроения. Первой религиозной реформой в 980 г. Владимир пытался приспособить языческую веру к происходящим в стране процессам. На берегу Днепра был создан языческий пантеон семи богов. Главным богом был выбран Перун. Однако эту реформу не приняли широкие слои населения и закреплению монотеизма не произошло.

Принято считать, что принятие христианства в качестве государственной религии Киевской Руси состоялось в 988 г. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Крещение людей, которое проводилось посредством не только убеждения, но и насилия, стало лишь началом утверждения новой религии. Языческие обычаи и верования сохранялись еще длительное время и до сих пор уживаются с христианством.

Несмотря на объединение государства, постоянные войны за Киевский престол между князьями-родственниками не прекращались. Попытка остановить междоусобицы, предпринятая в 1097 г. на княжеском съезде в Любече, привела к фактическому раздроблению Киевской Руси. В первой половине XII в., после непродолжительного усиления центральной власти при князе Владимире Мономахе, Киев постепенно теряет свое главенство. В 30-е гг. XII в. на восточнославянских землях начался период феодальной раздробленности.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!