Развитие феодальных отношений в Западной Европе



Период с конца V до середины IX вв. в историографии принято называть раннефеодальным (реже – дофеодальным). Именно в это время в Европе формируется новый тип общественных отношений – феодальные отношения. Феодализм здесь стал интенсивно развиваться в результате синтеза германских родоплеменных и позднеримских рабовладельческих отношений. Под влиянием позаимствованных у римлян правовых и хозяйственных порядков складывается новая форма собственности на землю: появляются аллоды пахотные земли, приносившие крестьянину основной доход и при этом свободно отчуждаемые. Кроме того, продолжают существовать земельные угодья (пастбища, леса, луга, пустоши, места рыбной ловли), находящиеся в общем пользовании всех членов одной или нескольких общин.

Свободные люди часто передавали свои земельные участки в собственность крупным феодалам или монастырям, добиваясь их покровительства и стабильных условий существования. В некоторых случаях отказ от собственности на земельный участок был результатом насилия или обмана. При этом крестьяне продолжали обрабатывать свои наделы, а право собственности на землю переходило в руки монастырей и светских землевладельцев.

С течением времени крупные землевладельцы начинают передавать собственность на землю своим приближенным на различных условиях: на условии обязательной военной службы, с правом передачи по наследству либо без такого права.

В период раннего средневековья начинается процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Феодалы способствовали этому процессу, нуждаясь в услугах ремесленников для строительства замков и крепостных сооружений, производства металла, изготовления оружия и доспехов.

К XI в. в Европе сложилась и получила поддержку со стороны религии новая социальная структура общества, существенно отличавшаяся и от родовых устоев древних германцев, и от римских порядков. Возникло деление общества на три сословия, не потерявшее своего значения до конца XVIII в. Церковь учила, что каждому человеку Господь отвел место в одном из трех сословий: молящихся (духовенство), воюющих (светские сеньоры, или рыцари) и работающих (горожане и крестьяне). Права и обязанности каждого сословия передавались по наследству. Согласно этой модели, горожане и крестьяне, несмотря на то что они входили в низшее сословие, признавались необходимыми членами общества и обладали определенными юридически закрепленными правами. Представители господствующих классов объединялись в принципиально новую структуру – вассальноленную систему, руководствующуюся правилом «вассал моего вассала – не мой вассал». Вассалы, получая от сеньора земельные владения, составляли свиту своего господина, замкнутую группу, защищавшую свои интересы, регулируемые особыми кодексами средневекового права. В Западной Европе не существовало системы крепостного права, подобной той, что была в России, поскольку крестьяне не исключались из правовых отношений, даже отношения лично зависимых крестьян с землевладельцами регулировались сначала поместным обычаем, а потом, когда была произведена его запись,

поместным правом.

2. Общественный строй восточных славян в VIII–IX вв.

Расселение славян в Восточной Европе по времени практически совпало с разложением родоплеменных и становлением феодальных отношений. Согласно письменным источникам, у кривичей-полочан, радимичей и дреговичей уже к VIII в. существовали свои «княжения» – территориально-политические союзы, сложившиеся на основе племенных объединений. Княжения складывались из волостей-княжеств. В каждой волости имелись свое вече, свои князья и дружины. Законодательная власть принадлежала вече. Вече выбирало князя или отказывало ему в доверии, если он нарушал поставленные условия, объявляло войну или заключало мир с соседями, принимало решения, регулировавшие хозяйственные и гражданско-правовые отношения в волости. Волостными князьями становились, как правило, представители местной родоплеменной знати, но иногда приглашались и пришлые, в том числе варяги. В руках князей находилась исполнительная власть, вместе с дружиною они защищали территорию волости от внешних врагов, охраняли торговые пути и купеческие караваны, которые проходили через их земли, ходили военными походами на соседние земли, чинили суд и расправу над своими соплеменниками.

Основную ячейку общественного строя восточных славян составляла сельская (или соседская) община – коллектив, объединенный общей хозяйственной жизнью, территориальными связями. У восточных славян община называлась вервью или миром. Община представляла собой замкнутую систему, члены которой были связаны взаимной ответственностью («круговой порукой»). Община регулировала все стороны жизни крестьянина, все виды его деятельности: трудовую, обрядовую, культурную. Основной ее принцип – коллективизм и уравнительность. Община являлась коллективным собственником земли и угодий. Ее внутренняя жизнь была организована на принципах прямой демократии (выборность, коллективное принятие решений).


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!