Проблема периодизации истории



При изучении прошлого всегда возникает необходимость разделить его на периоды, которые будут отражать специфику каждого этапа исторического пути, пройденного народом. Критерии периодизации могут быть различными, но это должны быть факты и события, которые вызвали глубокие перемены во всех сферах жизни: политической, социальной, экономической и культурной. Поиски таких универсальных критериев ведутся уже не одно десятилетие, и сегодня в исторической науке существует несколько подходов к проблеме периодизации истории.

Археологическая периодизация делит древнейшую историю на хронологические пласты на основании материала, который отражает период возникновения и производства орудий труда: каменный век (100–40 тыс. лет до н.э. – 3 тыс. лет до н.э.), бронзовый век (конец третьего – начало первого тысячелетия до н.э.) и железный век (VII–VI вв. до н.э. – VIII в. н.э.).

Этническая периодизация выделяет четыре большие этнические эпохи в истории Беларуси, связанные с процессом формирования белорусского народа, его культурных, языковых, антропологических особенностей: доиндоевропейский (каменный век), балтский (третье – второе тысячелетие до н.э. – III в. н.э.), славянский (IV– XIV вв.) периоды и период формирования и развития белорусской народности, а затем нации (начался с конца XIV в.).

Многие историки придерживаются периодизации, основанной на принципе государственности, в соответствии с которой история Беларуси представляется следующим образом: Полоцкий период (IX–XIII вв.), период Великого княжества Литовского(XIII–XVI вв.), белорусские земли в составе Речи Посполитой (1569 г. – конец XVIII в.), белорусские земли в составе Российской Империи (конец XVIII – начало XX в.), советский период (1917 – 1991 гг.), период существования независимой Республики Беларусь (1991 г. – по настоящее время).

Одним из самых известных и относительно универсальных подходов к периодизации является формационный. В его основе – учение о социальноэкономических формациях. Согласно этому учению, история человечества знает пять способов производства, которые последовательно сменяли друг друга: первобытнообщинный, рабовладельческий, капиталистический и коммунистический, и в нашей истории можно выделить следующие периоды: первобытнообщинный строй (100–40 тыс. лет до н.э. – VIII в. н.э.), феодальное общество (IX в. – 1861 г.), период капитализма (1861–1917 гг.), период социализма (1917–1991(?) гг.). При этом сложно назвать этот подход универсальным, поскольку стадии рабовладения у восточных славян не было, провозглашенный социализм таковым не являлся, а о возможности коммунизма и сегодня ведутся споры.

Наиболее популярным сегодня является цивилизационный подход к изучению истории, который позволяет рассматривать национальную историю в контексте всемирно-исторического процесса. В соответствии с этим принципом, в истории человеческого общества на территории Беларуси выделяются следующие периоды: древнейший (100–40 тыс. лет до н.э. – V в.

н.э.), средневековье, или эпоха аграрной цивилизации (VI–XV вв.), новое время, или эпоха индустриальной цивилизации (XVI в. – 1918 г.) и новейшее время, или постиндустриализм (с 1918 г. – по настоящее время).

Аграрная цивилизация – это общество, находящееся на доиндустриальной стадии развития, когда основной отраслью производства является сельское хозяйство, поглощающее подавляющее число работников, земля – главный объект собственности, а землевладельцы – ведущая социально-экономическая и политическая сила общества.

Индустриальная цивилизация – общество, находящееся на промышленной стадии развития, когда основной отраслью производства становится крупная индустрия, организованная преимущественно в форме корпораций, промышленный и финансовый капитал – главный объект собственности, а собственники капитала – ведущая социальноэкономическая и политическая сила общества.

Постиндустриальная цивилизация – это современное общество самых развитых социально-экономических систем, в котором главной отраслью производства становится сфера услуг, ведущую роль приобретает наука и образование, в качестве главного объекта собственности выступает информация, а ведущая сила общества – ученые и профессиональные специалисты.

Вероятно, сочетание цивилизационного и формационного подходов может обеспечить оптимальные возможности для выявления закономерностей и специфики социально-экономического, политического и культурного развития Беларуси на каждом этапе ее истории.

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!