Список основных условных сокращений 2 страница



Абулия [аbuliа; а- + греч. bи1е — воля, аbuliа — нерешитель­ность; син.: дисбулия] — патологическое отсутствие жела­ний и побуждений к деят-ти, безволие; утрата или наруше­ние способности к выполнению самостоятельных действий или к принятию решений. Человек хочет, но не может начать действовать самостоятельно; у него значительно снижена инициативность и энергичность. Данный симптом часто встречается при шизофрении. См. Безволие.

Авто- [греч. autos сам] — автоматический, автономный.

Автоматизация движений {греч. automatos самодей­ствующий, самопроизвольный; син.: автоматия] — процесс большего или меньшего высвобождения мышечных движе­ний человека от непосредственного участия сознания. См. Автоматизм.

Автоматизация звука — этап при коррекции непра­вильного звукопроизношения, следующий после постанов­ки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в посте­пенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. См. Автоматизация движений.

Автоматизм [греч. automatos — самодействующий, само­произвольный] — способность организма человека совер­шать действия без сознательного их регулирования.

А. кинестетический [греч. kineo приводить в движе­ние, двигать + aisthtsis — ощущение, чувство] — движения, а также импульсы к двигательным актам, возникающие по принципу психического автоматизма.

А. оральный [лат. Os, oris —рот] — 1. Усиление сосатель­ных рефлексов, свойственных раннему детскому возрасту; А. о. может быть вызван постукиванием у угла рта, по подбо­родку, по спинке носа, прикосновением к губам. 2. Поведе­ние человека, к-рое может иметь место при эпилепсии, когда больной бессознательно выполняет различные движения или задания.

А. психический [греч. psyche —душа, психика] — пере­живание чуждости всех психических процессов, убежден­ность в том, что мысли и желания, образы и представления, чувства и стремления возникают, исчезают, сменяют друг друга сами по себе, без вмешательства больного, помимо его воли; обычно А. п. сопровождается уверенностью, будто вся психическая деят-ть подчинена воздействию извне и на­правляется посторонней силой, другими людьми.

Автофилия [авто- + греч. Phileo - люблю] — самолюбование.

 

 

Аггравация [лат. а ggravatio отягощение, утяжеле­ние] — преувеличение больным симптомов болезни.

Аглоссия [а- + лат. glossa язык] — врожденное отсутст­вие языка.

Агнатия [а- + греч. gnathos челюсть] — врожденное от­сутствие верхней или нижней челюсти.

Агнозия [а- + греч. gnosis — знание] — нарушение процес­сов узнавания предметов и явлений, восприятия, возникаю­щее при поражении коры больших полушарий головного мозга.

А. — заболевание головного мозга, при к-ром человек не может правильно интерпретировать свои ощущения, не­смотря на то что органы чувств и нервы, по к-рым от них к го­ловному мозгу поступают сигналы, функционируют нормаль­но. Данное расстройство связано с нарушениями, возникаю­щими в ассоциативных зонах теменной доли головного мозга.

А. зрительная (оптическая), при к-рой у человека со­хранено нормальное зрение, однако он не способен понять смысл написанного или напечатанного текста. При А. з. че­ловек оказывается дезориентированным в окружающей сре­де. См. Слепота душевная.

А. слуховая (акустическая), при к-рой сохраняется нормальный слух, но человек не может правильно интерпре­тировать слышимые звуки (в том числе и человеческую речь). Возникают отклонения в развитии речи и, как следст­вие, затруднения в освоении чтения и письма.

А. осязательная (тактильная), при к-рой кисти рук сохраняют нормальную чувствительную способность, од­нако человек не может определить форму объекта нао-щупь.

Агорафобия [греч. а gora рыночная площадь + фобия] — навязчивый страх — боязнь открытых пространств (площа­дей, широких улиц).

 

 

Аграмматизм [греч. а ggrammatos нечленораздель­ный] — нарушение речевой деят-ти, выражающееся в непра­вильном использовании грамматической системы языка. Ошибки в грамматическом оформлении активной речи (экспрессивный А.) и в понимании значения грамматических конструкций (импрессивный А.).

А. возникает вследствие поражения определенных (рече­вых) зон коры головного мозга. Обычно является симпто­мом афазии, у детей наблюдается при алалиях. Явления А. могут быть компенсированы в результате спец. восстанови­тельного обучения.

Аграфия [а- + лат. grapho пишу] — расстройство речи, выражающееся в нарушении письма. Проявляется либо в полной утрате способности письма, либо в грубом искаже­нии слов, пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т. д.

Как правило, А. обусловлена поражением речевого отде­ла коры больших полушарий головного мозга и является симптомом речевых расстройств, связанных с нарушениями звукового анализа слов и овладения звуковым составом сло­ва. У детей А. может выступать одним из проявлений алалии или афазии. А. необходимо отличать от ошибок при письме, характерных для детей с нарушениями слуха. Компенсация А. осуществляется с опорой на зрительные и кинестетиче­ские ощущения звукопроизношения.

Агрессивность — форма асоциального поведения.

Природа детской А. — формы асоциального поведения разнообразны и могут проявляться в А., деструктивности, дерзости, мстительности, преднамеренном неповиновении, уклонении от выполнения неприятных дел, различных фор­мах воровства. Причины и механизмы всех этих нарушений различны и по-разному обнаруживаются у детей в том или ином возрасте. Расстройства поведения у каждого ребенка специфичны и в случае его А., деструктивности или воровства. Существует множество вариантов, о чем свидетельствует клинический и педагогический опыт.

Готовность субъекта к агрессивному поведению рассмат­ривается как относительно устойчивая черта личности — А. Уровни А. определяются как научением в процессе социали­зации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из к-рых выступают нормы социальной ответ­ственности и норма возмездия за акты А. Агрессивные дей­ствия могут направляться субъектом на самого себя, прини­мая форму аутоагрессии (напр., суицидное поведение и др.). Нек-рые проявления А. и аутоагрессии могут служить при­знаком развивающихся патопсихологических изменений личности, таких как возбудимая психопатия, паранойя, эпи­лепсия и др. В формировании самоконтроля над А. и сдер­живании агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации, децентрации, лежащих в основе способности субъекта к пони­манию другого человека и сопереживанию ему, способству­ющих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.

Механизмы А. сложны. В психологической науке сущест­вуют разные подходы к их объяснению: психоаналитиче­ский, бихевиористический, социокультурный, этнологиче­ский и др.

Согласно Э. Фромму, механизм человеческой А. лежит в специфически человеческих условиях существования. В от­личие от животного, у к-рого механизм А. «вмонтирован в мозг», человек не является по природе своей разрушителем. Присущие ему деструктивность, жесткость, злоба — благо­приобретенные свойства. Истоки нравственности, как и де-структивности, находятся в человеческой свободе. Свобо­да — явление ответственности, его собственный выбор, «до­брая воля». Но не свобода порождает разрушительность, а отказ, воздержание от собственной воли, отказ от самого себя, своей собственной уникальности. Безответственность, бесцельность порождают деструктивность. Раб, конформист только по видимости социально безопасен. Но на самом деле задушенная внутренняя свобода и рождает, по убеждению Фромма, синдром насилия.

Раскрывая механизмы А., Э. Фромм называет в качестве одного из них потребность защиты собственной свободы и чести. Потребность в свободе у человека является достоянием культуры и формируется в процессе воспитания. Однако вместе с тем, говорит он, эта потребность является и биологической реакцией человеческого организма. Свобода входит в сферу витальных (жизненно важных) интересов че­ловека. Она есть предпосылка для развития всех способно­стей человека, физического и психического здоровья лично­сти. «Если у него отнимают свободу, — пишет Фромм, — он становится больным, калекой, инвалидом». При этом под свободой он понимает не отсутствие каких бы то ни было ограничений. Всякое полноценное развитие, подчеркивает он, возможно лишь в рамках какой-то структуры, а каждая структура требует ограничений. Без ограничений невозмож­но полноценное развитие человека, но важно то, «кому это ограничение выгодно — какому-то одному лицу или учреж­дению, или же оно необходимо для роста и развития самой структуры личности». Опасность лишиться свободы вызыва­ет вспышки А. и насилия. Это нормальный механизм функ­ционирования организма, не оправдывающий, однако, раз­рушительной позиции человека. Выбор жизненной пози­ции — дело его этической культуры, убеждений, совести.

Клинические наблюдения за развитием детей свидетель­ствуют о том, что А. ребенка может быть вызвана эмоцио­нальными нарушениями. Это могут быть депрессия, страхи, тревожность. Но А. может выступать и средством защиты и самоутверждения, протеста против неприемлемых условий и требований (И. И. Лифинцерова).

Агрессия [лат. aggredi нападать] — индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на на­несение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.

 

В значительной части случаев А. возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр. От по­добной реактивной А. в различных ее проявлениях (экспрес­сивная А., импульсивная А., аффективная А.) следует отли­чать враждебную А., характеризующуюся целенаправлен­но-осознанным намерением нанесения вреда другому, и инструментальную А., где цель действия субъекта нейтраль­на, а А. используется как одно из средств ее достижения.

Глубокие исследования природы человеческой А., деструктивности содержатся в трудах выдающегося философа, психолога современности Э. Фромма.

Э. Фромм выделяет «доброкачественную» и «злокачест­венную» агрессивность. Доброкачественная А. имеет инстин­ктивную природу, т. е. является биологической адаптацией, способствующей поддержанию жизни, и возникает как ре­акция на угрозу. Названы следующие ее виды: псевдоагрес­сия (непреднамеренная А., игровая А., А. как самоутвержде­ние) и оборонительная А.

Важнейший вид агрессии — псевдоагрессию — Фромм приравнивает к самоутверждению как наступательной ак­тивности человека, необходимой для самореализации его личности. Эта А. направлена на достижение цели и является важнейшим качеством в структуре личности, к-рое повыша­ет способность человека к достижению целей и значительно снижает потребность в подавлении другого человека, в жес­током к нему отношении. Снижение в человеке «наступа­тельной активности», робость, закомплексованность созда­ют больше предпосылок для враждебного поведения. Глав­ным же фактором, снижающим «А. самоутверждения», выступает, по мнению Фромма, авторитарная атмосфера в семье и обществе, где потребность самоутверждения воспри­нимается как непослушание и бунтарство. Любой абсолют­ный авторитет, говорит Э. Фромм, воспринимает попытку другого к самореализации как «смертный грех, и это угрожа­ет его авторитарности».

Поэтому для авторитара послушание – самый лучший способ самореализации.

Оборонительная А. может возникать как реакция защиты, сохранения своих ценностей, ценностных ориентации, «объектов почитания», т. е. идеалов, объектов, к к-рым чело­век относится как к святыне (родители, религия, Родина и др.). Даже привычки могут выступать как символ ценности. Любое покушение на объект почитания вызывает гнев, враждебность.

Ощущение угрозы извне собственной системе ценностей может вызывать страх, к-рый «мобилизует либо реакцию на­падения, либо тенденцию к бегству». Если условия жестки и избежать позора или краха невозможно, то вероятнее всего реакция нападения. Страх и боль — очень неприятные чувст­ва, и человек пытается любой ценой избавиться от них. Один из самых действенных приемов вытеснения страха, по мыс­ли Фромма, А. чувство страха исчезает, если человек находит в себе силы перейти в нападение.

Одним из важнейших источников оборонительной А. Фромм называет угрозу нарциссизму. Это такое эмоцио­нальное состояние, «при к-ром человек реально проявляет интерес только к своей собственной персоне, своим потреб­ностям, своим мыслям, своим чувствам, своей собственно­сти» и т. д. Все остальное, что не является частью его самого, объектом его устремлений, не имеет смысла, лишено жиз­ненной реатьности и воспринимается лишь на уровне разу­ма. Значимо лишь то, «что касается его самого, а остальной мир в эмоциональном отношении не имеет ни запаха, ни цвета». Если такой человек чувствует себя ущемленным, если его недооценивают, критикуют, ловят на ошибках, уни­жают в играх или других ситуациях, то это вызывает у него чувство возмущения и гнева. Эта реакция может быть очень сильной, и он будет испытывать жажду мести. Люди с высо­кой степенью нарциссизма постоянно нуждаются в призна­нии, популярности, успехе, т. к. это условие их душевного покоя. Их человеческая сущность (ядро личности: убежде­ния, верования, совесть, любовь), замечает Э. Фромм, недо­статочно развиты. Возможен и групповой нарциссизм,

 

к-рый выполняет важные функции. Во-первых, апелляция к общим ценностям сплачивает группу изнутри и облегчает манипулирование группой в целом. Во-вторых, она создает членам группы ощущение удовлетворенности, особенно тем, кто сам по себе мало что значит и не может гордиться собственной персоной. «В группе даже самый ничтожный и прибитый человек в душе своей может оправдать свое состо­яние такой аргументацией: «Я ведь часть великолепного це­лого, самой лучшей группы на свете. И хотя в действительно-сти я всего лишь жалкий червяк, благодаря своей принад­лежности к этой группе я становлюсь великаном». Групповой нарциссизм представляет собой один из главных источников человеческой А., хотя это всего лишь реакция на ущемление жизненных интересов. Но эта форма А. проявля­ется весьма интенсивно и иногда граничит с патологией.

А. может проявляться и как реакция человека «на попыт­ку лишить его иллюзий». В психоанализе такую реакцию на­зывают защитой (сопротивлением). Человек бессознате­льно стремится «забыть», вытеснить какие-то стремления, влечения в силу многих причин: боится унижения, наказа­ния и др. в случае, если другим людям станут известны его потаенные желания. Часто он не решается признаться в этих желаниях и самому себе, боясь потерять самоуважение. Он противится тому, чтобы «вытесненный» материал стал осоз­нанным. Это самообман. Когда кто-то пытается вытащить на свет божий вытесненные влечения, то это может вызвать А.

Выделяют и конформистскую А., к-рая обусловлена не разрушительными устремлениями человека, а тем, что «ему предписано действовать именно так и он сам считает своим долгом подчиняться приказу». Главное здесь — привычка подчиняться, не задавая вопросов. Это распространенный вид А. Послушание, нежелание оказаться трусом в молодеж­ной группе могут побудить к А. К тому же неподчинение, не­желание приспосабливаться для многих, отмечает Фромм,

 

 

представляет внутреннюю опасность, от к-рои они защища­ются, совершая агрессивные действия.

К области доброкачественной А. Фромм относит инстру­ментальную А., к-рая выступает средством получения «необ­ходимого» или «желательного». «Необходимое» понимается им как безусловная биологическая потребность, напр, утоле­ние голода.

«Желательное» может быть и необходимым, но чаще оно выступает как «желаемое», и в этом случае появляется проб­лема «жадности и алчности». «Жадность, — говорит Фромм, — самая сильная из всех неинстинктивных челове­ческих страстей. Накопительство, неумеренность, необуз­данность, ненасытность — все это проявления жадности. Ал­чущий, у к-рого нет достаточных средств для удовлетворения своих желаний, становится агрессивным, нападающим».

Злокачественная А., проявляющаяся в деструктивности, жестокости, не является защитой от нападения и угрозы. Единственной ее целью является получение удовольствия. Она возникает из условий самого существования человека и является «результатом взаимодействия различных социаль­ных условий и экзистенциальных потребностей человека» (см. Экзистенциальные потребности). Специфическая реа­лизация этих потребностей в конкретных социокультурных условиях порождает злокачественные формы А. — д е с т -руктивность, садизм, мазохизм и др. (Н. И. Лифинцерова).

Ад- [лат. ad ] — предлог и приставка, обозначающая на­правленность, близость, приближение, дополнительность, присоединение; соответствует русской приставке «при-»; противопол.: аЪ-. Перед согласными г, к, п, р, с, т, ф и нек-рыми другими изменяется соответственно в аг-, ак-, ап-, ар-, ас-, ат-, аф- и др.

Адаптационный синдром [греч. syndrome стече­ние] — совокупность адаптационных реакций организма че­ловека и животных, носящих общий защитный характер и

возникающих в ответ на значительные по силе и продолжи­тельности неблагоприятные воздействия (стрессоры). Функ­циональное состояние, развивающееся поддеиствием стрес­соров, называется стрессом. Понятие А. с. было предложено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. В развитии А. с. выделяют три стадии: стадия тревоги продолжается от не­скольких часов до двух суток и включает фазы шока и проти-вошока, на последней из к-рых происходит мобилизация за­щитных реакций организма; стадия сопротивляемости ха­рактеризуется повышением устойчивости организма к различным воздействиям; далее наступает либо стабилиза­ция состояния и выздоровление, либо стадия истощения, к-рая может окончиться гибелью организма.

Адаптация [лат. а daptatio приспособление] — процесс приспособления строения и функций организма, регуляции или другой биологической системы к изменившимся усло­виям существования.

А. болевая — А. рецепторов и спец. центральных обра­зований к действию повреждающих раздражителей, приво­дящая к осложнению или устранению болевых ощущений.

А. вкусовая — А. вкусового анализатора, приводящая к осложнению вкусовых ощущений.

А. зрительная — А, зрительного анализатора к уровню яркости световых (цветовых) раздражителей, приводящая к изменениям световой (цветовой) чувствительности.

А. к высоте — А. человека к условиям существования и активной деят-ти при пониженном парциальном давлении кислорода во вдыхаемом воздухе (обычно — в негерметизи­рованных кабинах летательных аппаратов и при восхожде­ниях на горы).

А. к токсическому веществу — А. организма к по­ступлению токсического вещества из окружающей среды, выражающаяся в том, что первоначальная реакция на это ве­щество полностью и навсегда исчезает, т. е. не может быть об-наружена с помощью современных методов исследования, в том числе различных функциональных нагрузок.

А. нервных центров — А., проявляющаяся снижением возбудимости нервных центров при длительном воздейст­вии к.-л. раздражителей.

А. профессиональная — см. А. трудовая.

А. психическая — А. психической деят-ти человека к условиям и требованиям окружающей среды.

А. рецепторов — А., проявляющаяся снижением чувст­вительности рецепторов к постоянно действующим раздра­жителям.

А. световая — зрительная А. к повышению яркости све­та, прояатяюшаяся снижением световой чувствительности

глаза.

А. сенсорная [лат. sensus чувство, ощущение; син.: А. чувствительная] — приспособительное изменение чувст­вительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя, может проявляться также в разнообразных субъективных эффектах. А. с. может достигаться за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности (напр., зрительная темновая и световая адаптация). Она ха-рактеризутся диапазоном изменения чувствительности, ско­ростью этого процесса, избирательностью (селективностью) изменений по отношению к адаптирующему воздействию. Так, процессы зрительной адаптации частично избиратель­ны по отношению к пространственной частоте и направле­нию движения раздражителя в поле зрения; процессы вкусо­вой адаптации избирательны по отношению к любому из ви­дов солей, но неизбирательны по отношению к различным видам кислот и т.д. Физиологические изменения, лежащие в основе А. с., затрагивают как периферические, так и центра­льные звенья анализатора. Большое значение для исследова­ний механизмов А. с. и процессов восприятия вообще имеет сочетание нейрофизиологических и психофизиологических методов.

 

А. слуховая — А. слухового анализатора к действию ин­тенсивного звука, проявляющаяся снижением слуховой чув­ствительности во время или после действия звука.

А. тактильная — А. тактильных рецепторов к действию раздражителя, проявляющаяся снижением их чувствитель­ности.

А. темновая — зрительная А. к темноте, проявляющая­ся повышением световой чувствительности глаза.

А. температурная — А. терморецепторов к действию постоянной температуры, проявляющаяся снижением их чувствительности.

А. трудовая [син.: А. профессиональная] — А. человека к определенной форме трудовой деят-ти (характеру труда и условиям производственной среды), приводящая, как пра­вило, к повышению профессиональной трудоспособности.

А. физическая — А. организма к изменяющимся физи­ческим нагрузкам.

А. цветовая — зрительная А. к цветовым раздражите­лям, проявляющаяся снижением цветовой чувствительно­сти глаза и нарушением различения цветовых тонов.

А. чувствительная — см. А. сенсорная.

А. эволюционная — А. популяции к систематическим нерезким однонаправленным изменениям условий окружа­ющей среды, происходящая в ряду поколений путем отбора более приспособленных генотипов.

А. энзиматическая — повышение активности опреде­ленного фермента в клетке под влиянием специфического внеклеточного вещества, обычно являющегося субстратом индуцируемого фермента.

А. социальная — активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценно­стей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. А. с. — это константный процесс психодинамического приспособ­ления индивида к условиям социальной среды, обществам,

 

микрообществам в социуме; это также и результат самого процесса социоадаптации. Когерентность этих факторов за­висит от целей, социоориентаций индивида, способов-при­емов достижения самих целей, реализации программ в соци­альной сфере. Основные типы адаптационного процесса: А-тип — он характеризуется преобладанием активно-ини­циативного воздействия на социальную среду других инди­видов; и В-тип — он дефиницируется как тип пассивный, с конформистской ориентацией; поведение обоих типов зави­сит от мотивационной сферы и арсенала потребностей самих индивидов. Субстанциональным аспектом А. с. является са­моиндексация социоиндивидом своей определенной социороли; по признаку социороли детерминируется социализа-цииличности. Заметим, что эффективность, прагмареализация А. с. во многом зависит от того, насколько четко выверенно-эквивалентно сам индивид воспринимает себя и свои социальные связи; неверное, деформированное пред­ставление о самом себе, окружающих его людях приводит порой к деструкции А. с., неврозам, состояниям стресса-полустресса, к употреблению наркотиков, алкоголя, токсичес­ких препаратов.

В процессе становления личности А. с. происходит глав­ным образом под влиянием целенаправленных воспитатель­ных воздействий, но может осуществляться и стихийно (за счет подражания и т. п.). А. с. детей с ограниченными воз­можностями существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых нарушением. Этим определяется особая значимость и специфика коррекционно-воспитательной ра­боты с этими детьми.

Адаптивность — способность к адаптации.

Адаптометр[адаптация + греч, metreo измерять] — прибор для исследования темновой адаптации путем изме­рения порога световой чувствительности зрительного анали­затора, обеспечивающий возможность регулирования в ши­роких пределах яркости предъявляемых объектов.

 

Адаптометрия[адаптация + греч. metreo изме­рять] — метод исследования темновой адаптации, основан­ный на последовательных измерениях порога светоощущения.

Аддикция — состояние зависимости, развивающееся в ре­зультате привыкания к тому или иному лекарственному пре­парату. Данный термин заключает в себе состояние физиче­ской зависимости, вызванной приемом таких веществ, как морфин, героин или алкоголь; однако он также используется и в случае состояния психологической зависимости, вызван­ной приемом таких лекарственных препаратов, как барбиту­раты.

В расширенном значении — пристрастие к нек-рым фор­мам поведения, напр, к азартным играм, прослушиванию ритмической музыки, перееданию, компьютерным играм и др.

Адентия [adentia; а- + лат. Dens, dentis — зуб; син.: анодонтия] — отсутствие нескольких или всех зубов; различают приобретенную (в результате травмы или заболевания), врожденную и наследственную А.

Адинамия [греч. adinamia — бессилие] — уменьшение или полное прекращение двигательной активности организма или отдельного органа.

Азбука Брайля — алфавит, созданный незрячим фран­цузским тифлопедагогом Луи Брайлем (1809—1852) в 1837 г. В этом алфавите каждая буква представлена в виде опреде­ленного набора выпуклых точек. Во время чтения слепые на­щупывают их кончиками пальцев. Это основной метод чтения, используемый слепыми и слабовидящими людьми се­годня. См. Система Брайля, Рельефный шрифт.

Азбука глухонемых [син.: азбука на пальцах] — обозна­чение букв алфавита с помощью определенных положений пальцев и кистей рук.

 

 

Ажитация — аффективная реакция человека, в основном при экстремальных обстоятельствах, в ответ на угрозу для его собственной жизни, различные аварийные ситуации. Она может проявляться в форме тревоги, боязни, фобий, психофлуктуаций, а также в потере целенаправленности в актоповеденческих реакциях; динамика движений челове­ка становится несколько беспокойно-суетливой, и он спо­собен в целом выполнять-репродуцировать примитивные редуцированные, автоматизированные действия; у индиви­да также может появляться ощущение пустоты, релаксации ментальных схем, может нарушаться способность дискурсивно рассуждать, анализировать тот или иной предмет, по­павший в поле его перцептивных актов, ставший предме­том ауторефлексии. Это может сопровождаться также веге­тативными деформациями: а) учащенным или же прерывистым неровным дыханием; б) учащенным сердце­биением; в) дрожанием рук, симптомами потливости; г) по­явлением бледности. А. может характеризоваться как пред-патологизированное состояние организма, нечто амбива­лентное между психопатологией и психонормой самого индивида; в обостренно-жизненных перипетиях, обстоя­тельствах, напр., у представителей профессий, связанных с риском, А. нередко герменевтизируется как подавленность-растерянность-психолабильность (В. В. Юрчук).

Айлурофилия [ailurophilia: греч. ailuros кошка + philia влечение, любовь; син.: Галеофилия, Гатофилия] — патологи­ческая привязанность к кошкам.

Айлурофобия [аilurophobia; греч. ailuros кошка + фо­бия', син.: Галеофобия, Гатофобия] — навязчивый страх ко­шек.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!