Приставка за нас, а значит за Кузбасс!



 

Следует обратить внимание на сниженную лексику, которая используется в данных слоганах (правильный мужик – правильный Кузбасс; нормальный мужик – нормальный депутат), отсылающую также к созданному в тексте обращения мужскому образу.

Существуют тексты, ориентированные в первую очередь на пенсионеров, молодежь и другие аудитории, характеризующиеся (как и представленные выше два текста) таким образом, адресата, в котором подчеркивается преимущественно одна его социальная роль (профессиональная, гендерная, возрастная и т.д). Такой эффект текста связан, по нашим наблюдениям, прежде всего, либо специфической позицией менеджера или политика и стремлением его «отстроиться от конкурентов», используя эту специфику (например, кандидат на выборный пост – единственная женщина в списке претендентов), либо спецификой адресата.

Существует мнение, которое поддерживается некоторыми проводящими опросы населения социологами, например, во время предвыборных кампаний про необходимость создать некую идеальную модель политика/менеджера. Модель идеального управленца исходит из предположения, что большинство людей, которыми предстоит управлять, имеют достаточно устойчивое представление о совокупности качеств, которыми должен обладать эффективный менеджер. И что вполне допустимо говорить о каком-то усредненном наборе этих качеств, чтобы нравится всем целевым аудиториям и быть успешным в общении с ними. Такой подход состоит в следующем. Сначала проводятся опросы с целью выявления идеала этого управленца. Потом реальный человек должен будет приближаться к этому идеалу, в частности, в плане коммуникации. Коммуникация по модели некого усредненного идеального менеджера не представляется нам эффективной, хотя бы из расхожей поговорки, что невозможно нравиться всем. Мы придерживаемся мнения про необходимость выбора ключевой аудитории для воздействующих функций коммуникации, причем в каждый отрезок времени и в зависимости от задач эта аудитория может меняться. Подтверждением такой позиции служит, например, неуспешность многих региональных издательских проектов, которые основывались на стремлении издавать газету «для всех», размещая на страницах одного номера как советы огородникам, отчеты о научной деятельности местных университетов, федеральные новости и материалы, освещающие сугубо местные проблемы. У изданий, избравших подобную информационную стратегию, например, областных, трансформировавшихся из «главных областных газет» советского периода, на протяжении последнего десятилетия не только падал тираж, но и не увеличивалась база рекламодателей (несмотря на общероссийский рост рекламного рынка).

В любом случае, текст успешной управленческой коммуникации должен соответствовать картине мира или модели мира тойаудитории, для которой он предназначен. Картина мира различных общностей рассматривается современными обществоведами в контексте изучения произошедших в обществе ценностных изменений (Бызов: 2000, Зализняк и др: 2002. Мансурова:2002 и др.). Вообще, близкие по смыслу термины «картина мира» и «модель мира», употребляемые в искусствоведении и культурологии, определяются как «сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире внутри данной традиции, взятых в их системном и операционном аспектах» (Топоров:1991). Применяя эту дефиницию к текстам сферы управления, элементы картины мира следует искать в системе действующих лиц в них и культурных концептов (ключевых слов).

О «картине мира», создаваемой журналистикой, говорится как о «совокупности эмпирических воззрений на окружающую действительность» (см., например, Мансурова: 2002, Кара-Мурза:2004). В отличие от общенаучной, журналистская картина мира более конкретна, поскольку создается через образы и реальные истории, а не через схемы и формулы. Изменение языковой картины мира у русскоязычного населения постсоветского пространства в последнее десятилетие связывают с функционированием текстов массовой коммуникации, и, прежде всего, рекламных текстов (Бебчук:2006). Например, тексты рекламы актуализировали концепты «семья», «образование» в массовой сознании, вместе с тем концепт «труд» стал гораздо менее распространен.

В текстах модель мира той аудитории, для которой предназначен текст, наиболее показательно репрезентируют следующие элементы:

1.Основные ценности;

2.Отношение к собственности;

3. Отношение к существующей власти (оппозиционер/ поддерживающий власть / аполитичный);

4. Отношение к построению собственной жизни (надежда только на свои силы /необходимость опоры на государство/ надежда на счастливый случай);

5. Активность гражданской позиции.

 

Различия в ценностях сознания в зависимости от типа аудитории рассматривалось в рамках философии, лингвистики и политологии (Баранов А.Н: 2000, Ильин:1997, Логачева: 2006, Убийко: 2000 и др.).

Интересны наблюдения А.Н. Баранова, который, исследуя ценности современного общественного сознания «наследников периода «развитого социализма»» (Баранов: 2000) приходит к выводу, что вообще для современной ситуации характерно противопоставление двух ценностных полюсов, на одном из которых находятся категории справедливости и равенства, а на другом –концепт свободы. Для каждой их этих категорий существует свой аргументационный потенциал, которым, безусловно, пользуются политики, менеджеры и СМИ различной политической ориентации. Зачастую в дискуссиях современной публичного дискурса завуалированно ведется спор о том, к чему, собственно, человек должен стремиться, что предпочесть – равенство или свободу? В современном политическом языке равенство и справедливость (в отличие от периода «развитого социализма»)часто выступают в форме социальной справедливости. А.Н. Баранов рассматривает семантические миры данных лексем, указывает на частотность их употребления в языке политиков и СМИ, на превалирование ценности справедливость: «гипертрофированный ценностный статус справедливости способствует живучести целого ряда мифов общественного сознания, то и дело воскрешаемых в политических дискуссиях (наличие внутренних врагов, вера в справедливость субъекта распределения – вождя, лидера, начальника)» (Баранов, 2000:157-158).

Иллюстрацией этих наблюдений служит дискурс агитационных текстов партии «Патриоты России» с ее слоганами «За каждого из нас! За справедливость!», «Мы восстановим справедливость вместе». Так, в текстах газет и листовок, выпущенной партией во время региональной предвыборной кампании в Новгородскую областную Думу (август – сентябрь 2006) чаще всего употребляется слово справедливость, и ни разу – свобода:

«Патриоты России» - это последний шанс восстановить справедливость и единственная надежда на достойное настоящее и великое будущее!

Достичь справедливости предполагается путем стремления равенству и распределению на всех в одинаковых количествах доходов от природных ресурсов страны. Причем налоги на богатых увеличатся (до 50 %), и благодаря этому в простой семье денег будет больше. Справедливое распределение касается не только отдельных граждан, но и регионов, и именно благодаря перераспределению средств в стране партией гарантируется процветание Новгородской области. Не раз упомянут адресат этих текстов, собственно электорат партии – простой человек. Тексты указывают, что «Патриоты России» борются за электорат «Родины» и Партии пенсионеров, в которых, как не исполнивших его надежд разочаровался простой человек.

Предпринимались попытки классифицировать всю аудиторию страны по некоторым из названных выше элементов. Известный исследователь И. Дзялошинский в материале «Независимой газеты» охарактеризовал следующие большие группы аудиторий, разделив их на основе реакции на политические и экономические изменения в стране:

«Первая группа (по нашим подсчетам таких людей по России около 20 процентов) – это люди, ориентированные не на выживание в новых экономических условиях, а именно на жизнь, на преодоление обстоятельств. Вторая группа – это люди «надежды и удачи»: они прекрасно понимают, что у них ничего не получается и вряд ли получится в будущем. Но они надеются, что что-то все-таки произойдет. Президента ли хорошего выберут, в лотерею ли выиграют или какое другое чудо случится. Таких, по нашим подсчетам, от 14 до 25 процентов. Третья категория – «отчаявшиеся» люди. Эти требуют подтверждения своих негативных ожиданий. Таких отчаявшихся у нас в стране около 30 процентов. Есть еще и четвертая группа, которых называют «виртуальными». Их цель – созерцание, а жизнь с ее кипением и рефлексиями пусть проходит стороной. Таких людей у нас в стране около 30 процентов. Когда каналы выстраивают свои сетки, они интуитивно стремятся раздать всем сестрам по серьгам» («Независимая газета», 1999.27 ноября, с.12).

Российские социологи в последние десятилетие активно ищут основания для выделение социальных групп в современном нам российском обществе. Так, в типологическом подходе социологов пермской школы под руководством М.А. Слюсарянского на основе эмпирических данных в исследованиях 1990-х годов общество разделено на следующие социокультурные типы: современный (рыночный),традиционный и маргинальный. Основанием выделения социальных групп служила в этом случае модернизация общества.

Очевидно, что соотношение численности людей, принадлежащих к предложенным типам аудиторий, меняется достаточно быстро. Вообще, общество и картина мира – это гибкие и изменчивые объекты, которые никогда не могут быть полностью фиксированными.

Важнейший принцип эффективной коммуникации – умение улавливать эти изменения в своей аудитории, вообще, умение «быть другим». Талантом успешного коммуникатора отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, кого охотно слушают другие. Стать таким собеседником для многих сотен, а может быть, и для тысяч людей – задача для человека, стремящегося достичь вершин управления.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!