Публичное выступление



Выступать надо тогда, есть возможность сказать что-то важное, полезное.

Менеджер любого уровня довольно часто сталкивается с необходимость держать речь перед аудиторией. Наблюдения пока­зывают, что успешные публичные выступления руководителей способствуют росту их авторитета, что неизбежно благотворно сказывается на решении задач по управлению.

Без развитых навыков речи менеджер не способен эффективно управлять людьми. «Я знавал, - пишет в своей книге американский менеджер Ли Яккока, - хороших руководителей производства, обладавших глубокими идеями, но ясно изложить их другим людям затруднявшихся. Это же стыдно, когда человек больших способностей не в состоянии внятно рассказать о своих замыслах, выступая перед советом директоров или соответствующим комитетом».[9]

Публичное вступление – одна из форм делового общения, способ воздействия на группу людей. При этом устное выступление многофункционально и позволяет решать множество задач.

По своему психолого-педагогическому оформлению любое устное выступление является разновидностью лекции, учебной беседы, научного рассказа. Поэтому все, что сказано об этих формах педагогической деятельности, имеет сюда самое прямое отношение. Прежде всего — это свобода изложения.

Прошли те времена, когда устное выступление представляло собой, как и 300 лет тому назад, чтение с листа. Такое «выступле­ние» современный слушатель не приемлет, более того, он возму­щается, если оратор пытается услаждать аудиторию заранее подготовленным текстом, от которого он не в состоянии ото­рваться. Между тем довольно большое число руководителей у нас испытывают большое затруднение в свободном оперирова­нии словами. Многие из них недовольны таким положением дел.

Обобщая практику опытных ораторов и мастеров устного выступления можно предложить ряд советов как избавиться от привычки чтения с трибуны заранее написанных сообщений. Эти советы весьма тривиальны, но полезны: а) к устному выступлению нужно тщательно готовиться. Если кому-то кажется, что опытный лектор может успешно выступать без подготовки, то он ошибает­ся: неподготовленная речь бывает или бесцветной, или пустопо­рожней; б) перед выступлением нужно всегда «проигрывать» свою речь. На трибуну желательно выходить со своими личными заготовками. Вот некоторые из них:[10]

1. Отдельные пункты выступления вписываются на стандартный лист, разграфленный на части по количеству вопросов. От­дельные наиболее важные пункты подчеркиваются красным карандашом.

2. Каждый вопрос выступления по пунктам вписывается на стандартную каталожную карточку. Цифры и выводы выделяют­ся другим цветом.

3. Содержание выступления укладывается в цепочку отдельных (ключевых) слов на одной каталожной карточке. Так, обычно, поступают ораторы, имеющие достаточную практику.

4. По всем пунктам выступления готовятся тезисы. Главные мес­та в тезисах выделяются в рамку цветным карандашом.

5. По каждому пункту выступления готовится наглядное пособие (схема, слайд, диафильм). Такая подготовка позволяет орато­ру выступать вообще без каких-либо записей в руках. Однако при этом следует соблюдать меру: на каждый вопрос выстав­лять только одну наглядность, иначе будет перенасыщение.

Перед выступлением или накануне следует провести ревизию подготовленности, ответить (про себя) на следующие вопросы:

1. Продумал ли я свою речь с начала и до конца? С чего начну выступление?

2. Логично ли мое выступление?

3. Не много ли проблем я решил осветить в своем выступлении?

4. Легко ли будет слушать меня?

5. Выделил ли я главное?

6. Достаточно ли у меня фактов?

7. Какие примеры я приведу?

8. Как уложить свое выступление в рамки общих задач пред­приятия?

Устное выступление коренным образом отличается от разговора наедине с человеком. Это связано с ростом психологического напряжения, ответственности. Часто люди испытывают перед выступлением нервное возбуждение, подъем энергии, иногда страх, неуверенность и т.п. А после выступления наступает, как правило, психологический спад напряжения, чувство «выжатого лимона», усталость.

Общение менеджера с аудиторией требует серьезной подготовки. Ораторами не рождаются, но этому можно научиться. Мастерство выступления – необходимое качество любого руководителя.

Большое влияние на успех выступления оказывает правиль­ная речь. Она создает форму выступлению и идет в сообщении впереди смысла. Хорошо сбитая форма — это уже больше пол­овины успеха. Поэтому, необходимо предпочесть простые слова, не обедняя при этом свой язык: «Я иду…» звучит лучше, чем «я отправляюсь…», но если любое действие выражается глаголом «делать», это звучит убого.

Используйте больше глаголов и меньше прилагательных. Их надо употреблять тогда, когда необходимо подчеркнуть какие-либо свойства. В качестве «украшения» они утяжеляют речь.

Не следует подражать чужому стилю.

Ни в коем случае не начинайте выступление с «сотворения мира». Будьте осторожны при отклонениях от главной темы и при изложении деталей, если это может нанести ущерб основной мысли вашего выступления. Длинные высказывания малоубедительны. Стремитесь к краткости.

Однако далеко не все полюбившиеся публике ора­торы свободно владеют формой сообщения. У некоторых имеют место изъяны в произношении, подборе эпитетов, применении фигур речи. Такие ораторы берут содержанием, логикой и при­емами оживления. Здесь можно посоветовать следующее:

а) делайте сообщение в форме рассказа: представьте себе, что Вы ведете беседу с группой людей по интересующей их проблеме;

б) верьте сами в то, что говорите. Аудитория сразу разберет­ся, где фальшь, где правда;

в) произносите речь в размеренном темпе (около 100 слов в минуту);

г) говорите достаточно громко, но не переходите на крик;

д) не забывайте про паузы, которые должны четко отделять предложения и в еще большей степени – абзацы. Как можно чаще используйте паузы для обдумывания;

е) варьируйте силой голоса и тоном, избегайте монотоннос­ти;

ж) смотрите в аудиторию. На свои заметки только посматривайте;

з) следите за своей позой, не горбитесь и не напускайте на себя важности;

и) не стойте неподвижно, помогайте себе жестами, особенно если необходимо «подчеркнуть» какое-нибудь положение (факт). Не двигайте руками ниже пояса, не держите руки в карманах пиджака или брюк; поворачивайтесь в стороны, попеременно обращаясь к разным слушателям;

к) мимика должна быть живой – застывшее лицо оратора не внушает доверия и отставляет впечатление напряженности;

л) следите за произношением. Избегайте «мычания» и «кхыканья»;

м) избегайте ловли ртом воздуха – это выглядит комично. Важная основа ораторского искусства – тренировка дыхания;

н) пользуйтесь только такими наглядными средствами, кото­рые видны всем. Перед выступлением убедитесь в их го­товности;

о) старайтесь вести изложение с позиций сообщения чего-то нового, избегайте поучений. Аудитория должна почув­ствовать дружеское расположение к ней оратора;

п) не забывайте про внешний вид, который подразумевает аккуратность, отказ от броских вещей (блестящих пуговиц, ярких украшений, торчащих из нагрудных карманов авторучек) и, наконец, манеру держаться.

Большое значение для успеха имеет знание аудитории и ее осведомленности по сообщаемым вопросам. Однако в любом случае, если оратор вышел на трибуну, он обязан рассматривать себя в качестве знатока излагаемой проблемы. Если он будет постоянно думать о том, что в зале сидит кто-то более подготов­ленный по излагаемой теме, то удачного выступления не полу­чится.

Нередко ключом к успеху является начало выступления.

Для начала некоторые ораторы готовят какой-нибудь пример, цитату, выдержку из документа, показ слайда и т. д. Это делает­ся для того, чтобы привлечь внимание слушателей к сообщению. Если их внимание привлечено чем-то другим выступление может оказаться неудачным.

Внимание аудитории завоевывается:

· новизной постановки вопроса;

· актуальностью рассматриваемой проблемы;

· точностью изложения материала;

· пробуждением интереса к предлагаемым решениям;

· использованием конкретных практических примеров, острых ситуаций, юмора и т.п.

Важно также настроить свою речь. Для этого некоторые зачитывают несколько подготовленных началь­ных фраз, постепенно сокращаемых до словосочетаний, а да­лее — до отдельных слов. Следует с особой тщательностью про­думать и прорепетировать первые минуты выступления. Если речь начата уверенно и первые пять минут прошли удачно, то можно полагать, что и все выступление будет удачным.

Логика любого устного выступления требует продуманного заключения в конце изложения. Вместе со вступлением оно со­ставляет «обрамление» речи, и тем самым психологически по­буждает аудиторию еще раз обратиться к тому, что говорилось. Без заключения речь воспринимается как оборванное ничему не обязывающее сообщение. «... Всякая речь, — утверждал древнег­реческий мыслитель Платон, — должна быть составлена словно живое существо, — у него должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому».[11]

В заключение, подчеркивал известный русский юрист А.Ф.Кони, оратор должен стремиться усилить впечатление, произведенное речью и побудить аудиторию к конкретным дей­ствиям. В «Советах лекторам» Кони писал: «Конец речи должен закруглить ее, т. е. связать с началом». «... Конец — разрешение всей речи; конец должен быть таким, чтобы слушатели почув­ствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что даль­ше говорить нечего».[12] Когда выступающий заявляет, что закан­чивает свою речь потому, что уже давно истекло время его вы­ступления, то этим он сам ослабляет впечатление слушателей к тому, что только что говорил.

Все сказанное неизменно свидетельствует о том, что одно из наиболее действенных средств управления, устное выступление, является очень сложным видом общения лицом к лицу. Овладе­ние техникой устного выступления — одна из главных забот современного менеджера.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!