Steel Pulse. Bad Man



 

Доктор Дрэд. Нет, у меня все было проще. Во-первых, не могу похвастаться такой продолжительной историей слушания реггей. Конечно, я знал Гребенщикова, но меня как раз все эти песни с Рутманом совершенно не притягивали. Во-вторых, я начал с даба. Когда ты говоришь о Бобе Марли, ты говоришь о мейнстриме. У меня знакомство с реггей началось с довольно маргинальных фигур. Cначала был Ли Перри, причем древний Ли Перри, конца 60-х годов, период его увлечения рок-стеди. Я даже не воспринимал это как реггей, Ли Перри был для меня таким выламывающимся изо всех стилей, постоянно экспериментирующим современным музыкантом, своеобычным на все 100 процентов. Потом уже я стал слушать других реггей-музыкантов.

Ю-Лов. Можно сказать, что Боб Марли – это в каком-то смысле креатура Ли Перри.

Доктор Дрэд. В общем-то, да. Некоторые песни Боба Марли Ли Перри приписывал себе...

Ю-Лов. Есть какая-то история про два альбома, которые Ли Перри не то украл, не то не оплатил...

Доктор Дрэд. Или наоборот, потому что у Ли Перри есть вещи, которые он точно написал сам, и нет других кандидатов на авторство. Легко можно представить, что те песни, про которые Боб Марли говорил, что написал их, на самом деле были написаны Ли Перри. Да... Что я хотел сказать? Вот эти вибрации, про которые ты говорил, что как будто включается тумблер... Думаю, это идеальная форма для втолковывания своих телег, практически любых текстов. О текстах мы еще будем говорить, тексты в реггей-музыке играют очень большую роль. Но сейчас я хочу подчеркнуть, что текст идет на втором месте, а на первом – музыка, вибрация, т.е. сначала форма, потом содержание.

Ю-Лов. По-моему, я что-то другое имел в виду, когда говорил про тумблер, но это не важно.

(Смеются некоторое время.)

Доктор Дрэд. Да. Хорошо. И вот мы, люди, которые не на пять с плюсом знают язык и в тексты врубаются с третьего раза после внимательного прослушивания, тем не менее начинаем заниматься этой галиматьей, и она так привязывается, что ты ходишь потом и поешь, и не можешь избавиться от этих слов. Ты повторяешь их, как мантры. А представляешь, как тяжко приходится тем, для кого патуа – родной язык? Они не могут избавиться от этих слов НИКОГДА!

Ю-Лов. Мощнейший уровень суггестивного воздействия. Мне вспоминается история одного моего друга из Зимбабве, по имени Терри. Он рассказывал, какую роль играет реггей-музыка для африканцев. Это стало интернациональной народной музыкой для всего населения Африки. Консолидирующей народной музыкой, которая пересекает границы даже там, где человек этого не может сделать. В детстве родители на пять дней в неделю отправляли его в школу-интернат. Жили они в сельской местности, и поэтому учился Терри вот в такой школе, а на выходные его забирали домой. В интернате каждое утро детей будили песней, если не ошибаюсь, каким-то номером из программы группы Steel Pulse. И они вставали и радостно принимались за свои дела, потому что им очень нравилась эта музыка. И тут я вспоминаю свой пионерский лагерь, и как нас там будили песней «Богатырская наша сила, сила воли и сила духа», это, кажется, группа Стаса Намина. И осознаю всю глубину различия наших музыкальных культур... Терри с ностальгией вспоминал о том, как он вставал под эту песню. И я понял, что значит реггей для него.

Доктор Дрэд. Это по-настоящему народная музыка, неофольклор. Ведь белые, войдя в Африку, сломали тамошний уклад и древние традиции. Мы не обсуждаем сейчас, хорошо это было или плохо, но это было так. Проблема поиска собственной идентичности актуальна для африканских народов. Когда Африка открылась миру, с приходом португальцев, арабов и так далее, произошел слом. Началась работорговля и тому подобное. Европеоиды подсекли традиционную культуру. Вывезенные из Африки потеряли свою культуру, оставшиеся на материке не смогли ее сохранить. Поэтому и для тех, и для других оказалась такой важной тема back to the roots, предлагаемая в реггей. Появление этой концепции, связанной в том числе и с человеком по имени Маркус Гарвей, и той идеи, что это новая африканская музыка, пришлись очень к месту.

Ю-Лов. Важное значение имела и традиция ямайской устной поэзии, есть потрясающие примеры текстов, как в отдельных сборниках, так и в антологиях. Поэты с Ямайки, такие, как Клод Маккей, определяли во многом еще движение негритюда в 20-е годы прошлого века. Да, реггей дал всем африканцам нечто наднациональное, способное восполнить эту недостающую культурную идентичность. И почувствовать даже некоторое свое превосходство над навязываемой парадигмой европо- и америкоцентричной белой культуры с ее ориентацией на общество потребления, с ее ценностями успеха-неуспеха и так далее. Реггей, как и «дракула-блакула» – это такая своеобразная терапия мощнейшей травмы, нанесенной всей этой мерзкой многовековой работорговлей и прочим. Ясно, почему это для всех африканцев столь важно, независимо от страны проживания. И понятно, почему другой мой приятель, Рас Нама из Сенегала, написал в письме: мол, все, чем я живу, это just making music and poetry with Jah I-Spiration. А ведь мы знаем, что есть сильное реггей-движение в Южной Африке, где возникло особое направление, смесь реггей и рэпа, под названием...

Доктор Дрэд. Kwaito.

Ю-Лов. Точно! Хип-хоп с реггейным басом, южно-африканский вариант дансхолла. И нечто подобное распространено по всем африканским странам. А еще есть реггей-музыка аборигенов Австралии, реггей в Латинской Америке, реггей в Сербии, Хорватии и Боснии, реггей в Германии, Голландии, Швеции и Финляндии, конечно, в Британии и во Франции, короче, реггей везде и всюду, и это тоже причина, по которой мы затеяли все эти разговоры.

Доктор Дрэд. И когда где-нибудь в России выходит человек славянской внешности с длинным, до пояса, дрэдом, и начинает говорить про Гарвея, про возвращение в Африку...

Ю-Лов. Это уже галлюциноз! А с другой стороны, может быть, это свидетельствует о потере европейской идентичности?

Доктор Дрэд. И тогда это такая форма зависти? Навязчивое желание европейцев отвернуться от наследия собственной цивилизации и поискать корней в других местах – это как раз то, что роднит реггей-культуру со многими проявлениями нью-эйджа. Такие процессы начались очень давно, с увлечения европейцев и американцев восточными религиями, буддизмом и индуизмом. Это как переписывание истории заново, вот, мол, посмотрите, а у нас корни-то совсем другие!

Ю-Лов. Подобно тому, как сами растаманы переписали Библию... Как называется их вариант?

Доктор Дрэд. В канон Эфиопской православной церкви входят, помимо всем нам известных книг Ветхого и Нового Заветов, некоторые любопытные апокрифические писания. Среди них – Kebre Negast, Книга Славы Царей, возводящая генеалогию эфиопских монархов к союзу Соломона и царицы Савской, у которой родился от него сын Менелик. А растаманы Библию не переписали, они просто искренне решили, что речь в ней на самом деле идёт о них и всех их чёрных братьях, а не о тех жалких самозванцах, что называют себя евреями в настоящее время.

Ю-Лов. И все же раста-богословы понаписали немало удивительных сочинений, весьма произвольно и радикально интерпретирующих и комментирующих классические священные тексты. Мы уже вспоминали Раса Сэма Брауна, были и другие таланты. Но в подобном стремлении спеть старую песню да на новый лад нет ничего удивительного. Взять любое новое религиозное движение, от мормонов или свидетелей Иеговы до каких-нибудь российских сект вроде Церкви последнего завета Виссариона или марианского Богородичного центра. Слово «секта» – это не совсем строгий термин, но ты понимаешь, о чем я говорю. У всех этих движений обязательное присутствует желание либо написать свой священный текст, отменяющий и перетолковывающий Библию, либо, подобно иеговистам, опубликовать новый, якобы исправленный и точный перевод Библии, где производятся необходимые, с точки зрения лидеров движения, подтасовки.

Доктор Дрэд. Так же, в принципе, поступили и в исламе, заявив, что все библейские патриархи были, на самом деле, истинными мусульманами. А у растаманов поется: King Solomon was a blackman from Africa. Jesus was a blackman from Africa. И так далее...

Ю-Лов. Конечно, мы не собираемся тут критиковать растафарианство с клерикальной точки зрения, но, тем не менее, было бы интересно привести, процитировать различную критику в адрес растафарианства, например, православную. Я, кстати, считаю, что реггей-культура – это более общее понятие, и растафарианство – лишь часть реггей-культуры. Ведь реггей может быть и не растафарианским, но растафарианство не было бы столь известно в мире, если бы не популярность реггей-музыки и всех ее видов и подвидов.

Доктор Дрэд. Да. Хотя растафарианство возникло раньше, оно впоследствии село на реггей, как на паровоз. Тем более стоит учесть, что когда мы говорим – реггей, на самом деле нельзя точно отделить от этого ска, рок-стеди... Переходы эти весьма условны. Тоже самое с дансхоллом, начавшемся в 80-х и преисполненным уже совсем других текстов, нежели классический рутс-рок. Но ведь и это в широком смысле воспринимается как реггей! Есть и другие примеры.

 

 

Y.3. Чувак, а ты знаешь, что такое расизм?

 

(I) seh racism gettin` hotter an` hotter

An` dem killin` black youth in Atlanta

Because de Ku Klux Klan is anti-black band

But it a revolution: we a-go kill… everyone… ina di Klan


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!