Y.1. Странный танец, странная вибрация.



 

De baba men nuh like de dreadlocks man

De dreadlocks man nuh like de baba man, no

De police men nuh like de dreadlocks man

De dreadlocks man nuh like de police man, no

So war inna babylon, tribal war inna Babylon

Let me tell, it sipple out deh

A wha' you seh, it sipple out deh, oh yeah

Max Romeo / Lee Scratch Perry. War Inna Babylon

 

Ю-Лов. Итак, я включил рекордер, поставил новый диск, батарейка еще полная.

Доктор Дрэд. М-м... Э-э...

Ю-Лов. Ну, собственно, надо что-то сказать, чтобы потом было что послушать.

Доктор Дрэд. Да, да...

Ю-Лов. Давай, скажи ты что-нибудь, потому что я-то уже сказал. Интересно, кстати, запишется хоть что-нибудь, если учесть, на каком расстоянии от меня ты уселся...

Доктор Дрэд. Знаешь, начать надо с вопроса: почему нас, именно нас это настолько занимает? На первый взгляд, очень странная связь: белые люди, которых интересует черная музыка и черное мессианское движение с далекой Ямайки. Мы ведь там не бывали и вживую всего этого никогда не видели... В чем же тут дело?

Ю-Лов. Боюсь, в двух словах дать исчерпывающий ответ невозможно. Хотя какие-нибудь ученые-африканисты, профессионально озабоченные этим вопросом и гораздо лучше информированные, чем мы с тобой, наверняка будут претендовать на то, что способны сформулировать подобный ответ – через систему сравнительной культурологии и соответствующих понятий. Но будет ли такой академический ответ абсолютно «однозначным»? Ясно, например, что с точки зрения Русской православной церкви то же растафарианство выглядит определенного типа сектой с достаточно смешными символами веры вроде того, что последний император Эфиопии Хайле Селассие I – это живой Бог, Джа Растафарай. Который, как верят до сих пор некоторые раста-фундаменталисты, вовсе не умер в 1975 году, а продолжает жить неким мистическим образом. Или даже вполне материалистическим: просто его укрывают в тайном плену злостные неоколониалисты...

Доктор Дрэд. Да нет, все очень просто, ведь Джа Растафарай, подобно Кришне, много раз приходил на землю. Если верить Расу Сэму Брауну, опубликовавшему в 1966 году свой «Трактат о растафарианском движении», у него на сегодняшний день 72 телесных воплощения.

Ю-Лов. Надо определить те аспекты, в которых этот вопрос оказывается интересным для нас. Например, религиозный аспект. Можно попытаться вычленить доктрину растафарианства во всех ее видах, попытаться соотнести ее с известными нам религиями, воздействующими на сегодняшний мир. Христианство, ислам, иудаизм, различные африканские и афро-карибские культы, всевозможные новейшие секты, такое явление как «нью эйдж» – многое из этого имеет свое отражение в растафарианстве.

Доктор Дрэд. С другой стороны, есть социально-политический аспект. Ведь сегодня, ничего не зная или очень мало зная об истории Ямайки, бывает очень трудно понять, о чем же на самом деле пел, к примеру, Макс Ромео в уже далеких 70-х годах прошлого века. А ведь движение растафари было поначалу очень милитаристским, они были настроены весьма воинственно, эти первые растаманы. Шла активная пропагандистская кампания за неподчинение правительству, они жили в горах автономными коммунами, не чурались и пристрелить там при случае каких-нибудь приблудных правительственных солдат. Здесь надо учесть, что в тамошней армии большинство служащих были черными местными жителями, участвовавшими во всех операциях по подавлению бунтов рабов. Миф о добром растамане, который занят лишь внутренним самосовершенствованием на берегу моря, курит траву и улыбается Солнцу – это позднейшая выдумка... В принципе, это очень материалистическая религия, если позволено мне будет так сказать. Есть какие-то правила, некие ритуалы, но наибольшее значение имеют добродетели, связанные с твоим поведением в социуме, а не то, какого ты достиг мистического уровня. Изначально это очень социальное движение, ставящее во главу угла благо черных братьев, ну а целью является построение некоего гармонического общества. Такой революционный посыл, революционная нота во всем этом присутствовала с самого начала.

Ю-Лов. А еще интересно взглянуть на это с философской точки зрения, проанализировать отдельные важные понятия реггей-культуры. Допустим, что такое Вавилон? Кто такой на самом деле Джа? Где находится истинный Сион? Какая репатриация имеется в виду? О каком откровении идет речь?

Доктор Дрэд. Ты затронул тему Вавилона. И мне вспомнилась чья-то мысль о том, что Вавилон – это универсальная идея, выходящая за рамки растафарианства. Противостояние «Вавилон – наттидрэды» – это некий онтологический конфликт, базовый образ, близкий многим людям, которые интересуются движением растафари. Вавилон понимается как Система – на разных уровнях. Опять-таки, когда все это зарождалось, Вавилон в первую очередь ассоциировался с ямайским правительством, но понятно, что данное понимание легко можно расширить. Начиная с того, что подобное отношение переносится на любое другое правительство, и заканчивая государством как Системой, социумом как Системой etc. Ну а проще всего, как мне кажется, начать нашу попытку проникновения в суть этого явления с того, как все это начиналось... Я думаю, если начать с правильного исторического введения в тему, то все постепенно само собой выстроится в нужном порядке. Развернется, как карта. Раскроется, как цветок. Как ты думаешь?

Ю-Лов. Я думаю, начать надо с музыки.

Доктор Дрэд. С музыки? Не с истории?

Ю-Лов. Нет. Начать надо с музыки, ведь вся эта тема приходит к нам через музыку. Вначале мы слушаем музыку. Нас захватывает нечто, мы не понимаем, что это, но начинаем интересоваться, и вот уже задаемся вопросами: а кто же такой этот Боб Марли? Кто этот Хайле Селассие? Кто такой Маркус Гарвей?

Доктор Дрэд. И чего они все хотели?

Ю-Лов. И как это все происходило на самом деле?

Доктор Дрэд. Хм... Как у нас возникает первый контакт с этой культурой? Да, действительно, благодаря музыке.

Ю-Лов. Когда я учился в школе, мне особенно нравились некоторые песни Бориса Гребенщикова. Например, была такая песенка, маленький музыкальный скетч со словами «Рутман, где твоя голова? Моя голова там, где Джа». Мне казалось, что Рутман – это фамилия типа Бутман или Шварцман, а вместо Джа слышалось загадочное слово Ча, которое мы с друзьями интерпретировали как незнакомый термин китайской философии, вроде Дао или Дэ.

Доктор Дрэд. Моя голова там, где чай...

Ю-Лов. Были и другие песни: «Я сижу на крыше и я очень рад, потребляю сенсемилья как аристократ», «И этот город – это Вавилон, и мы живем – это Вавилон». Короче, из всего «Аквариума» мне больше всего нравились стилизации под реггей. И так же было с другими советскими рок-группами, да и не только с советскими. Я выделял некоторые песни, даже составлял сборники таких песен, а позже выяснилось, что все это – реггей. Я интуитивно вычленял реггей-ритмику и все, что ей сопутствует, еще ничего об этом не зная. Ну а потом мне дали однажды послушать кассету с песнями Боба Марли.

Доктор Дрэд. Ты пережил реггей-инсайт.

Ю-Лов. Ха-ха, вот именно! А в дальнейшем было знакомство с группой «Комитет охраны тепла». На сцену вышло человек десять очень странно одетых людей во главе с крайне примечательным господином, и они принялись исполнять невероятно завораживающую музыку, и петь какие-то удивительно точные, хотя и не очень понятные слова. Как я теперь понимаю, это не был реггей, по крайней мере, не реггей в ямайском понимании. Это даже не было попыткой имитации, это был абсолютно свой стиль, который я назвал бы панк-реггей, хотя, например, известный рок-журналист Гурьев, в прошлом – главный редактор самиздатского фэнзина «Контркультура», выступал против этого термина... Может, он и прав. В любом случае, «К.О.Т.» был уникален, чувствовалось, что за всем этим маячит нечто особенное. Странный танец, странная вибрация. Интересно, что мой друг, бывший со мной на том концерте, совершенно не проникся ансамблем из Кенигсберга. И впоследствии он реггей не полюбил, даже слушать его не мог... А я потом, не прошло и года, познакомился со всеми участниками тогдашнего «Комитета». И пошло перещелкивание по тумблерам. Они были в теме и грузили меня, как юного пионэра: да ты чо, не знаешь, что значит быть растаманом? Кури ганджа, веруй в Джа... Да ты чо, не знаешь, как играют реггей? Слабая доля, барабаны one drop...

Доктор Дрэд. Ха-ха!

Ю-Лов. И понеслась мифология горной лавиной... Мне надоедал Боб Марли, я опять начинал его слушать – и так по несколько раз. Потом...

Доктор Дрэд. Надоедал ловерс-рок, и ты начинал слушать даб...

Ю-Лов. Да, я научился различать все эти внутренние стили в реггей. Но смешно то, что вот уже на протяжении многих лет...

Доктор Дрэд. Кроме этого ты ничего не слушаешь...

Ю-Лов. Слушаю, я все время что-нибудь еще слушаю...

Доктор Дрэд. Но только на этом фоне.

Ю-Лов. Да.

 

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!