О высказывании Всевышнего Аллаха



«…Не придавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете!» (аль-Бакара 2:22).

 

В отношении этого аята Ибн Аббас сказал: «Придавание Аллаху равных является ширком, который более скрыт, чем муравей, ползущий по черному камню в кромешном мраке ночи. Таким ширком будет, если ты скажешь кому-либо: "Клянусь Аллахом, твоей жизнью и своей жизнью!" или "Если бы не эта собачка, или если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры". Иногда один человек говорит другому: "Если пожелает Аллах и ты…" Или могут сказать: "Если бы не Аллах и такой-то, то ты бы не смог сделать этого". Во всех этих выражениях присутствует ширк». Этот хадис передал Ибн Абу Хатим.

Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Поклявшийся не Аллахом впал в неверие или[137] ширк». Этот хадис передал ат-Тирмизи и назвал его хорошим, а аль-Хаким сказал, что он является достоверным.

Ибн Мас’уд сказал: «Я бы предпочел ложно поклясться Аллахом, чем правдиво поклясться не Аллахом[138]».

Хузейфа рассказывал, что пророк сказал: «Не говорите: "Если будет угодно Аллаху и такому-то". Вам следует говорить: "Если будет угодно Аллаху, а затем такому-то"». Достоверный хадис, приведенный Абу Даудом.

Ибрахим ан-Наха’и считал недопустимым говорить: «Прибегаю к защите Аллаха и твоей защите», - а разрешал говорить: «Прибегаю к защите Аллаха, а затем прошу защиты у тебя»[139]. Он сказал: «Допустимо также говорить: "Если бы не Аллах, а затем такой-то…", но не говорите: "Если бы не Аллах и такой-то…"».

Рассматриваемые вопросы:

1. Сподвижники пророка толковали этот аят, ниспосланный по поводу великого ширка, в том смысле, что он включает и запрещение малого ширка.

2. Клятва не Аллахом является ширком.

3. Истинная клятва не Аллахом более греховна, чем ложная клятва Аллахом.

 

Здравое слово о главе сорок второй

В главе тридцать первой – «О высказывании Всевышнего Аллаха «Есть среди людей и такие, которые придают Аллаху равных…» – под придаванием Аллаху равных подразумевается великий ширк, когда наряду с Аллахом у людей есть другой предмет поклонения: любви, страха, надежды и других его видов.

В данной же главе речь идет о малом ширке, который проявляется в различных словесных выражениях, например в клятвах не именем Аллаха, приравнивании к Аллаху Его созданий во фразах типа: «Если бы не Аллах и кто-то…», или: «Клянусь Аллахом и тобой…» К этому же относится связывание событий и их происхождения не с Аллахом, например: «Если бы не сторож, то к нам залезли бы воры», или: «Если бы не такое-то лекарство, то я бы погиб», или: «Если бы не сноровка такого-то в чем-то, то это не удалось бы». Все подобные высказывания противоречат принципу таухида.

Необходимо относить все дела и происхождение любых событий, а также степень влияния причин на их происхождение к волеизъявлению Аллаха и, в первую очередь, к Самому Аллаху. При этом следует помнить о месте данной причины в происхождении события и о степени ее влияния на его развитие. Человеку следует говорить: «Если бы не Аллах, а затем то-то…», чтобы была ясной зависимость всех причин от предустановления Аллаха и Его предопределения.

Раб Аллаха сможет достичь таухида только в том случае, если не будет приобщать к Аллаху равных ни сердцем, ни словом, ни делом.

 

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!