К Н И Г А Д Е С Я Т А Я 6 страница



абсолютной высоты различается пять тетрахордов: нижний (гипате — собственно высокий, так как низкие струны помещались вверху), средний (месе), связный (синнеменон, т. е. имеющий общий устой с соседним тетрахордом), раздельный (диезевгменон — не имеющий общего устоя) и верхний (нете). Уже античные авторы по-разному толковали место, занимаемое связным и раздельным тетрахордами на общей шкале высот. Не вдаваясь в критику этой проблемы, мы в нашей таблице следуем той традиции, которая располагает их параллельно друг другу, ибо это лучше соответствует расположению голосников, а главное, таким образом сохраняется общий диапазон в две октавы, на котором основано все построение Витрувия. Этот диапазон восполняется

 
 

нижней добавочной нотой, находящейся на тон ниже первого устоя нижнего тетрахорда. Все же вопрос об абсолютной высоте всего двухоктавного звукоряда остается открытым, и поэтому нотные обозначения на нашей таблице носят чисто условный характер. Названия же отдельных звуков обозначают лишь их порядковое место в пределах каждого из пяти тетрахордов; поэтому они не указывают ни на интервалы, которые варьируют в зависимости от строя (V, 4, 6), ни тем более на ноты. Вся схема носит строго гомофонический характер. В качестве возможных созвучий упоминаются только кварта, квинта и октава, т. е. только устойчивые звуки шкалы.

 

5. Приводимые Витрувием греческие термины можно перевести так: просламбаноменос — добавочный, гипате гипатон — самый низкий из низких, гипатемесон — средний из низких, месе — средний, нете синемменон — высший из связных, парамесе — ближайший к среднему, нете диезевгменон — высший из раздельных, нете гиперболайон — наивысший, паргипате шпат он — ближайший к самому низкому, лиханос месон — отстоящий средний, трите синемменон — третий из связных, паранете синемменон — ближайший к высшему из связных, трите диезевгменон — третий из раздельных, паранете диезевгменон — ближайший к высшим из раздельных, трите гиперболайон — третий наивысший, паранете гиперболайон — ближайший к наивысшему. Прописными буквами обозначены устойчивые звуки, простыми — переходящие (см. стр. 272).

 

 

 

Г Л А В А V

 

1. Рис. 73а. Описание конструкции ниш для голосников и их расположения в здании театра очень неясно.

2—5. Рис. 73б. Расположение голосников в маленьком театре. Для краткости и ясности приводим не греческие названия, а условные нотные обозначения.

Рис. 73в. Расположение голосников в большом театре: прописными буквами обозначены устойчивые звуки, простыми — переходящие.

7—8. Вопреки категорическим утверждениям Витрувия, ни в одном из сохранившихся античных театров никаких следов голосников до сих пор не обнаружено. Однакоустановлено, что в средние века голосники широко применялись как в западно-европейских, так и в византийско-русских церковных постройках. В середине прошлого столетия голосники одной из церквей в Арле, относящейся к XIII в., были описаны Дидроном (D i d г о n-a l n e`, Acoustique des monuments. Annales archeologiques. Т. XXII, 186 sept.—oct., pp. 294—297).

 

 

Г Л А В А VI

 

1—2. Рис 73г, рис. 74.

3. Против царских дверей… расположение гостевых дверей. – Об этих терминах см. ниже, параграф 8.

Рис. 75.

Уступы мест для зрителей… — Здесь Витрувий дает размеры в греческом футе = 0,309 м = 4 пяди = 16 дюймам. Итак, для высоты: миним. — 1 1/4 фута (0,385), макс. — 1 3/8 фута (0,726); для ширины: миним. — 2 фута (0,618), макс. — 2 1/2 фута (0,772).

Отсюда вытекают размеры окружных ходов (см. выше V, 3, 4) и пределы уклона амфитеатра: от 11/18 до 1/2 (рис. 76).

 

 
 

6. Рис. 77: S — уровень сцены; а — антаблементы; с — парапеты; h — высота колони.

8. Рис. 78.

Построение сцены. — Средние двери задней стены сцены назывались «царскими» и представляли собою главный вход во «дворец»; боковые — входы в «помещения для гостей» (hospitalia) (ср. выше V, 6, 3). Средняя, главная дверь служила главным образом для выходов первого актера (протагониста), боковые — для выходов второго и третьего актера (девтерагониста и тритагониста).

Помещения для декораций. — Эти помещения Витрувий называет «периактами» (περταχτοι) — термином, которым обозначались трехгранные призмы, на каждой па сторон которых были нарисованы виды какой-нибудь местности и которые могли поворачиваться вокруг своих осей и таким образом служить боковыми декорациями, сменявшимися в зависимости от сюжета пьесы.

Входы на сцену. — Благодаря распределению этих входов между актерами, игравшими роли «пришельцев», «иностранцев» и вообще приходящих из чужой стороны (правый вход), или появлявшихся из города (с ф о р у м а, по Витрувию), зрители могли легче разбираться в действующих лицах и ходе представления.

Г Л А В А VII

 

1. Рис. 70, рис. 80.

2. Фимелики — члены хора, иначе называвшиеся хоревтами. Термин «фимелики» происходит от слова «фимела», первоначально обозначавшего алтарь Диониса, вокруг которого до возникновения настоящей драмы исполнялись пляски и дифирамбические хоры.

Не меньше десяти и не больше двенадцати футов. — Шуази предлагает цифры пять и семь.

 

 

Г Л А В А IX

 

1. Портик Помпея — при театре Помпея, который частично сохранился (построен в 55 году до н. э.).

Портик Евмена нигде не упоминается, кроме данного текста; поэтому некоторые предлагали чтение: «портик Евменид», так как в Афинах рядом с театром находился храм Евменид.

Одеон (или одейон) — крытое театральное здание для музыкальных исполнений (например так называемый «малый театр» в Помпеях). Тот одейон, о котором говорит

Витрувий, был, согласно Плутарху (Перикл, 13), построен Периклом, а не Фемистоклом, и имел вид персидского шатра (II а в с а н и й, Описание Эллады, I, 20). О пожаре упоминают и Павсаний и Аппиан (Bell. Mithr., 38). Сообщение Витрувия о новой постройке Ариобарзана (Ариобарзан III Филоромай — царь Каппадокии, 52—42 гг. до н. э.) подтверждается надписями.

 

 

2. На одну пятую. — Безусловно, как это предлагает Шуази, надо читать «на одну пятнадцатую», т. е. разница между наружным дорийским и внутренним ионийским или коринфским ордерами равняется высоте дорийского архитрава, равного одному диаметру при высоте колонны в 15 диаметров (ср. Пропилеи на Афинском акрополе).

Рис. 81. Вариант с внутренними коринфскими колоннами.

3. Рис. 82.

Ширина — два и одна шестая модуля. — Как и выше, Шуази предлагает читать «два с половиною модуля» (см. примечание к IV, 3, 4).

4. Если же колонны делаются ионийские... — см. примечание к III, 3, 10 и фиг. С и С` на рис. 22.

Добавление в стилобатах посредством непарных уступов — ср. выше III, 4, 5 и Приложение к книге IV.

7. Ср. ниже VII, 4, 5.

9. По трибам — т. е. по округам, на которые по территориально-имущественному признаку делились римские граждане.

 

 

 
 

 

Г Л А В А X

 

Колоссальные ансамбли терм, которые начали появляться в Риме лишь в императорскую эпоху, были неизвестны во времена Витрувия. Поэтому он описывает более скромные сооружения, схема которых, однако, легла в основу позднейших терм. Описание Витрувия может быть отчасти дополнено на основании позднейшего его компилятора Фавентина, который сообщает целый ряд подробностей, не упоминаемых Витрувием (см. примечания к рисункам).

Рис. 83. Общий план бань. С — горячая баня (caldarium), Τ — теплая баня (tepidarium); и в той и в другой — бассейн (labrum) и ванна (alveus). Как видно из рисунка, рекомендуемую Витрувием пропорцию 1 x 3 (V, 10, 4) Шуази относит только к этим помещениям. S — потельня (sudatio), V — парильня, или лаконика (laconicum); a — резервуары и котельная, обслуживающие мужскую и женскую половину; F—холодные летние бани, ориентированные на север, о которых Витрувий не говорит,

Рис. 84. Общий вид половины бань.

Рис. 85. Разрез потельни или лаконики (V и S на рис. 83) с верхней отдушиной (V, 10, 5).

Рис. 86 — план подпольной топки.

Рис. 87 — разрез котельной, бассейна и ванны в теплой и горячей бане. А — помещение для котлов, а, а' — вентиляции, С — горячий котел, S — предохранитель,

v — выход для пара, Τ — теплый котел, t — теплый кран, с — горячий кран, m — бассейн, n — ванна. Как видно из рисунка, Шуази относит описанный Витрувием наклон (V, 10, 12) к дну бассейна и ванны. Фавентин сообщает, что дно котлов было бронзовое, остальное — из свинца.

Рис. 88 — см. V, 9, 2. Устройство подпольной топки. Шуази, основываясь на Фавентине, полагает высоту столбов не в 2, а в 2 1/2 фута (для более крупных бань Фавентин дает высоту в 3 фута). Опять-таки, по Фавентину, столбы изображены круглыми из кирпичей с диаметром в 8 дюймов = 2/3 фута (римский фут = 12 дюймам = = 0,296 м).

Рис. 89. Подвесные сводчатые черепичные потолки на железном каркасе (см. V, 9,3):

1 — каркас из поперечных полос,

2, 3 — каркас из продольных дуговых полос.

 

 

Г Л А В А XI

 

1. Стадий = 185,4 м.

Экседра — собственно сиденье, обычно полукруглого очертания, в виде ниш.

Эфебей — помещение для юношей [эфебов).

Корикей — место для тренировки в кулачном бою.

Конистерий — место, где растираются песком.

Элзотесий — место, где обтираются маслом.

Пропнигей — топка.

Рис. 90. А — корикей, В — конистерий, С — холодная умывальня, D — элэо- тесий, Ε — в тексте «холодная» баня (frigidarium), Шуази предлагает читать «теплая баня» (tepidarium), Τ — горячая баня, не упоминаемая Витрувием, Ρ — топка (про- пигней), R — потельня, S — лаконика, Ζ — двойной портик, обращенный на юг.

3. Для бега па стадию (stadiatae) — Шуази переводит: «длиной в стадий», Ребер и Лоренцен — «со стадионами», т. е. с беговыми дорожками.

Из которых один (V на предыдущем рисунке), обращенный на север…-— ЯЕная описка: следует читать: «на запад», поскольку двойной портик Ζ обращен на юг.

А другие простыми (X на предыдущем рисунке) — т. е. греческие ксисты (см. V,

11, 4)

Рис. 91 — разрез греческого ксиста.

4. Сигнин — бетон (см. примечания к II, 4, 3 и к VIII, 6, 14).

 

 

 

Г Л А В А XII

 

2. Поццолана — см. выше 11,6.

3. Рис. 92. Слева — навалка камня, справа — переход к кладке.

3—4. Если же из-за волнения... — рис. 93.

5—0. Рис. 94.

Водоподъемными улитками — см. ниже X, 4—5.

 

 

 

 

К Н И Г А Ш Е С Т А Я

 

В С Т У П Л Е Н И Е

 

1. Аристипп — философ IV в. до н. э., ученик Сократа, основатель школы киренаиков. Диоген Лаертский в своей биографии Аристиппа об этом эпизоде ничего не говорит, самое же изречение приписывает Антисфену, другому ученику Сократа, основателю школы киников.

2. Теофраст (372—287 гг. до н. э.) — ученик и последователь Аристотеля. Из его трудов сохранились два сочинения по ботанике и «Характеры».

 
 

3. Кратет — комик староаттической школы (середина V в. до н. э.); комедии его до нас не дошли.

Хионид — то же, сохранились ничтожные фрагменты.

Алексид — комик среднеаттической школы (IV—III в. до н. э.); известен по фрагментам.

 

 

Г Л А В А I

 

5. Самбука — арфа. Рис. 94а.

7. Гипаты — см. V, 4.

 

 

Г Л А В А II

 

Об оптических иллюзиях и их компенсациях в курватурах и пропорциях см. выше: III, 3, 11; III, 3, 13; III, 4, 5; III, 5, 13; IV, 4, 2—3, а также Приложение после книги IV.

2. В непосредственной близости... на высоком месте — ср. III, 5, 13. В закрытом месте... на открытом — см. III, 3, 11 и IV, 4, 2—3.

Г Л А В А III

 

1—2. Краткие формулировки Витрувия очень неясны и толковались по-разному. Кавэдиум, собственно, то же, что атриум, но меньших размеров, и заменял атриум в маленьких домах; в больших имелся кавэдкум, а за ним уже атриум с крыльями и таблинумом, описываемый ниже.

Рис. 95.

1. Тускский. 2. Четырехколонный. 3. Коринфский, в котором Шуази предполагает два ряда колонн. 4. Разливной (displuviatum). 5. Крытый, который у Витрувия называется testudinatum, т. е. шатровый; однако из контекста видно, что это слово приходится переводить здесь в самом широком его смысле.

3. Рис. 96. L — длина. L' — ширина.

Первый случай — L 3/L' = 5/3. Второй случай — L2 / L ' = 3/2.

Третий случай —L 1/L' = √2.

4—6. Рис. 97. Основные элементы построения атриума: L — длина главного нефа,

L' — его ширина, L" — ширина крыльев, Τ — ширина таблинума, F — ширина проходов (fauces).

 

 

Рис. 98: 1 — большой атриум, 2 — малый атриум.

Малый атриум не может быть пропорционально уменьшенной копией большого. Для того, чтобы крылья и таблинум могли отвечать своему назначению при уменьшении размеров, отношения L"/ L и T/ L' должны увеличиваться по мере уменьшения масштаба.

Приводим целиком рассуждения Шуази (Aug. C h o i s y, Vitruve. Т. I, Analyse, pp. 234—236), посвященные масштабным закономерностям в построении атриума и таблинума.

 

 

О п ы т о б ъ я с н е н и я ц и ф р, о п р е д е л я ю щ и х п р о п о р ц и и

а т р и у м а

 

Цифры, подлежащие объяснению, следующие:

А. Отношение между шириной крыльев — L" и длиной атриума — L:

 

 

Б. Отношение между шириной таблинума — Τ и пролетом — L' большого нефа:

Дроби представляют при первом же взгляде ясную последовательность:

Ряд А: 2/6, 2/7, 2/8, 2/9, 2/10.

Ряд Б: 4/6, 3/6, 2/[6].

Эта последовательность, явно намеренная, заставляет принять цифру, взятую в скобки, а именно в пункте Б: 2/ V[I] вместо 2/V. Общий характер этих данных напоминает те таблицы, из которых мы вывели (ср. Приложение в конце книги IV) закон сужения колонн. В обоих случаях графическое изображение этих данных приводит к кривым, выражаемым уравнениями второй степени, которые при помощи простого преобразования превращаются в уравнения первой степени.

 

а. Ш и р и н а L" б о к о в ы х н е ф о в. Назовем, как выше, L—длину атриума и

L" — ширину крыльев, или боковых портиков. Диаграмма, соответствующая таблице А, представляется (рис. 99) в виде отрезков прямой, параллельных оси абсцисс.

Ф о р м у л а, н е п о с р е д с т в е н н о п о л у ч а е м а я п у т е м и н т е р п о л я- ц и и. Если мы допустим, как это мы сделали в исследовании оптических законов ордеров, что ордината каждого отрезка есть средняя ордината, соответствующая средней абсциссе, то мы получим ряд точек, выражающий отношение:

L"/ L = 1/9 + 70/9 [1/ L"]

Это — уравнение гиперболы, асимптота которой, параллельная оси абцисс должна иметь ординату 1/9.

П р и в е д е н и е к у р а в н е н и ю п е р в о й с т е п е н и. Если бы вместо отношений L" к L Витрувий привел величину L', то уравнение это приняло бы тотчас форму первой степени: L" = 1/9 L + 7,77 фута. Глубина L" крыльев получается путем прибавления 7,77 фута, т. е., округляя, 7 3/4 фута к 1/9 длины атриума.

Решая уравнение (1), мы получаем следующий ряд:

 

Значения L Отношение L"/L
    0,333 0,285 0,250 0,226 0,202  

б. Ш и р и н а Τ т а б л и н у м а. Возьмем, наконец, цифры таблицы Б. Их графическое выражение опять-таки дает ряд отрезков прямой, параллельных оси абсцисс.

Рис. 100.

Опять-таки, допуская, что ординаты этих отрезков соответствуют средним абсциссам, мы получаем следующее выражение правила, устанавливаемого Витрувием т. е. уравнение прямой.

4. Вышина их... трем четвертям длины. — Шуази читает «ширины» (ср. выше рисунок большого и малого атриума).

Притолочные балки — т. е. над дверями крыльев, ведущими в следующий за атриумом перистиль.

5. Делится на пять частей. — Шуази читает «на шесть частей» (см. выше его экскурс).

 

 

 

6. Ширина дверей — вероятно, имеются в виду двери в крылья:

На ширину отверстия в крыше — рис. 101.

8—9. Рис. 102: 1—3 — коринфские залы,

4—5 — египетские

 

Г Л А В А IV

 

Ср. примечания к 1, 6, 12.

 

 

Г Л А В А V—VII

 

Подробный разбор схемы частного дома, греческого и римского, будет дан во втором томе настоящего издания в свете археологических данных, с которыми опущенные нами чертежи Шуази мало считаются.

 

 

Г Л А В А VIII

 

2—3. Рис. 103: 1 — прогиб перемычки и разрушение кладки опор в точках а,

2 — перемычка на подведенных косяках,

3 — разгрузка при помощи арки.

5—7. Рис. 104.

7. Чтобы... зубец выходил из стены на расстояние, равное вышине... стен фундамента — Шуази читает «равное толщине», полагая, что указанный в тексте размер преувеличен. (См. предыдущий рисунок, ср. примечание к I, 5, 7 и рис. 3.)

 

 

К Н И Г А С Е Д Ь М А Я

 

В С Т У П Л Е Н И Е

 

4. Библиотека в Пергаме. — Основана при Евмене II (ум. в 159 г. до н. э.), а Александрийская библиотека — при Птолемее I Сотере (ум. в 283 г. до н. э.) или при

Птолемее II Филадельфе (ум. в 247 г. до н. э.). Таким образом, Витрувий ошибается, утверждая приоритет Пергама. В числе библиотекарей Александрийской библиотеки упоминается «некто Аристофан». Это Аристофан Византийский (род. ок. 260 г. до н. э.), бывший учеником Зенодота и Каллимаха и сделанный начальником Александрийской библиотеки уже в преклонном возрасте. Во всем сообщаемом Витрувием анекдоте хронология очень неточная.

8. Зоил из Амфиполя (начало IV в. до н. э.) — софист и ритор, известный своими критическими сочинениями о Гомере. В позднейшие времена его прозвали «бичом Гомера», и имя его сделалось нарицательным для обозначения придирчивого критика. Витрувий допускает явный анахронизм, делая из Зоила современника Птолемея.

9. Птолемей Филадельф — см. выше примечание к VII, вступление 4.

11. Агафарх (V в. до н. э.). — Сведения других авторов сходятся со сведениями Витрувия, приписывая Лгафарху изобретение перспективной сценической живописи.

Демокрит и Анаксагор. — К сожалению, от их сочинений о перспективе ничего не сохранилось.

12. Феодор из Самоса (VI в. до н. э.) — архитектор, скульптор, резчик по металлу и камню. Строил вместе с Ройком храм Геры на Самосе и вместе с Херсифроном (см. примечание к III, 2, 7) — храм Артемиды в Эфесе.

Херсифрон и Метаген — см. примечание к III, 2. 7

Пифей — см. примечание к I, 1. 12.

Иктин (V в. до н. э.) — строитель Парфенона, мистериального храма в Элевсине и храма Аполлона в Фигалии.

Филон из Элевсина (втор, полов. IV в. до н. э.). —Афинский арсенал сгорел в 86 г. до н. э. Сохранилась надпись с программой этой постройки (Ath. Mitt. 8, 1883, 147; Hermes 19, 1884, 149). Кроме арсенала, Филон участвовал в постройке мистериального храма в Элевсине (см. ниже VII, вступление 17).

Гермоген — см. выше примечание к III, 2, 6.

Мавзолей — см. выше примечание к II, 8, 10—И.

13. См. примечание к II, 8, 10—11.

14. Леонид — может быть, Леонид из Антедона, живописец IV в. до н. э., ученик Евфранора (см. ниже).

Силанион — афинский скульптор IV в., известный как портретист. К его оригиналу восходит бюст Платона.

Меламп — может быть, Мелантий, живописец IV в. до н. э., писавший о живописи.

Еефранор — крупнейший живописец и скульптор IV в. до н. э. Несмотря на многочисленные свидетельства авторов, ему до сих пор ничего с уверенностью приписать не удалось.

Диад — упоминается у Афинея («О машинах»), как автор книги о механике Подробнее Витрувий говорит о нем X, 13.

Архит — см. примечание к I, 1, 17.

Ктесибий — см. примечание к I, 1, 7.

Филон из Византии — механик, работал в Александрии с конца III в. до н. э. Часто упоминается в «Автоматах» Герона. Сохранились отрывки его сочинений с описанием военных машин.

Демокл и Харит — может быть, Деймох и Харес, сопровождавшие Александра и писавшие о военных машинах (ср. X, 13, 3).

Полиид — жил, согласно Афинею («О машинах»), при Александре (ср. X, 13, 3).

Агесистрат — упоминается у Афинея («О машинах»), как главный его источник.

Марк Теренций Варрон Реатинский (116—27 гг. до н. э.) — разносторонний и плодовитый римский писатель. Упоминаемое здесь сочинение «О свободных искусствах» не сохранилось. Из других сочинений Варрона (VI, 6) мог оказать влияние на Витрувия трактат «О сельском хозяйстве».

Публий Септимий — неизвестен, упоминается также у Варрона.

15. Коссутий — римлянин, начал в 174 г. до н. э., по заказу Антиоха IV Эпи- фана, постройку колоссального частично сохранившегося храма Юпитера в коринфском ордере.

16. Херсифрон и Метаген — см. примечание к III, 2, 7.

Гиеродул — раб, прикрепленный к храму.

Пзоний — не смешивать с одноименным скульптором, автором известной статуи Победы, найденной в Олимпии.

Храм Аполлона в Милете — частично сохранился.

Иктин — см. примечание к VII, вступление 12. 17.

Филон — см. там же.

Муций — ср. выше III, 2. 5.

 

 

Г Л А В А I

 

Рис. 105 1) s — statumen — подстилка, г — rudus — бетон, n—nucleus — слой из толченого кирпича с раствором, t, d, p — три слоя штукатурки стен (см. ниже VII, 3, 5—10).

2) Пол на настиле: s — подстилка, r — бетон, n — прослойка, m — перегородка (см. VII, 1, 1).

3) То же под открытым небом — с двухфутовыми черепицами между щебнем (r) и прослойкой (n) (см. VII, 1, 7) и с двумя слоями досок (см. VII, 1, 5).

1. Бетонирование (ruderatio) щебнем с раствором. Шуази всюду переводит beton dame.

Зимний дуб — ср. II, 9, 9.

Затем по отдельным балкам... — Шуази переводит: «Затем к каждой балке приколачиваются гвоздями концы двух (положенных накрест) досок...

Церр — ср. II, 9, 9.

3. Три четверти фута — т. е. 0,22 м.

Шести дюймов — т. е. 3/8 фута = 0,11 м.

6. Не меныие фута — 0,296 м.

 

 

Г Л А В А II

 

2. При обтесывании дерева (quemadmodum materia dolatur) — Шуази и Ребер переводят: «при замешивании раствора», что, в сущности, является тавтологией.

 

 

 

 

Г Л А В А III

 

1—2. Рис. 106.

3. Из-за того, что гипс... — Шуази и Ребер переводят: «Иначе вся работа быстро вастывая, не будет равномерно высыхать». 5—6. См. рис. 105, фиг. 1:

t — trulisiatio, намет,

d — directiones, три слоя затирки из раствора с песком, ρ — politiones, три слоя раствора с крупнозернистым толченым мрамором.

11. Рис. 107.

 

Г Л А В А IV

 

1—2. Ср. выше II, 8, 20.

Рис. 108: 1—обмазка нижней части стены на высоте 3 футов раствором из толченого кирпича,

2 — осушительная кирпичная стенка,

3 — осушительная стенка из черепицы.

2. Над сводом — очень темное место. Если придерживаться реконструкции Шуази

(см. предыдущий рисунок), приходится допустить, что речь идет о вогнутой внутренней поверхности черепицы, которой сверху перекрывается пространство между стеной дома и осушительной стенкой.

5. Ср. мощение аллеи — V, 0, 7.

 

 

Г Л А В А V

 

Интересная полемика против так называемых «третьего» и «четвертого» декоративного стиля, образцы которого сохранились в помпейских росписях.

5. Траллы — см. примечание к II, 8, 7.

εχχλησιαστηρίον — «место для народных собраний».

6. Абдериты — жители Абдер во Фракии, пользовавшиеся в древности известностью вроде «пошехонцев».

 

 

Г Л А В А VII

 

1. Латинское название охры, приводимое здесь Витрувием, sil.

3. Паретоний (Паретониум—город в Африке) и мелин — может быть, сорта свинцовых белил.

5. Аврипигмент — золотисто-желтое мышьяковое соединение

Сандарак — красно-желтое мышьяковое соединение.

 

 

Г Л А В А VIII

 

2. Секстарий — 0,5458 л. Фунт = 327,45 г.

3. Скрупул = 1,127 г.

 

 

 

Г Л А В А IX


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!