К Н И Г А Д Е С Я Т А Я 4 страница



 

Рис. 18. О связи перечисленных в этой главе типов с размерами храма см. ниже IV, 4, 2.

2. Рис. 18 А.

По тем правилам соразмерности... — см. IV, 5, 12.

3. Рис. 18 В.

4. Рис. 18 С.

5. Портик Метелла, или Октавии, — окружал два храма: Юпитера и Юноны. От портика сохранились пропилеи, выстроенные Септимием Севером, а от храма Юноны — три левых угловых колонны предхрамья. Судя по древним планам, храм Юпитера не был полным периптером, так как задний фасад его не имел колонн и был закрыт пристройкой. Его строителю, Гермодору из Саламина, принадлежала также постройка храма Марса около Фламиниева цирка в 140 г. до н. э.

Муций. — Витрувий подробнее говорит об этом архитекторе во вступлении к седьмой книге (параграф 17).

Рис. 18 Р. О псевдоперинтере (Ρ') Витрувий говорит ниже (IV, 8, 6).

6. Рис. 18 R'.

Гермоген — архитектор втор, полов. III в. до н. э.; построил храм Диониса на острове Теосе и храм Артемиды в Магнесии, раскопанный в 1891 г. Его трактаты об этих постройках были основным источником Витрувия для установляемого им канона ионийского ордера, в частности для схемы псевдодиптера (ср. ниже III, 3, 8; IV, 3 и VII, вступление 12).

 

 

7. Рис. 18 R.

Храм Квирина — т. е. обожествленного Ромула, был построен Августом. По словам Кассия Диона («Римская история», LIV, 19), в нем было 76 колонн.

Херсифрон из Кносса на Крите — крупнейший архитектор VI в. до н. э., строитель храма Артемиды в Эфесе. После смерти Херсифрона постройку продолжал его сын Метаген (см. X, 2, 11—12). Недошедшие до нас теоретические сочинения Херсифрона были (из вторых рук) известны Витрувию (ср. VII, вступление 12).

8. Рис. 19. О божествах, которым посвящаются гипетральные храмы, см. выше I, 2, 5. Говоря, что гипетры строились десятиколонными, Витрувий тем не менее приводит пример восьмиколонника, причем, несомненно, имеет в виду храм Зевса Олимпийского в Афинах, построенный римлянином Косутием (ср. VII, вступление 17).

 

 

Г Л А В А III

 

1—5. Рис. 20. На рисунке изображены фасады: Ρ — пикностиль, S — систиль, Τ — диастиль, А — ареостиль, причем крайние случаи. Сбоку — варианты для шестиколонных фасадов. Единицей измерения служит диаметр колонны. О высоте колонн см. ниже (III, 3, 10). Следует помнить, что пропорции, приводимые в третьей книге, относятся только к ионийскому ордеру и лишь к храмовым постройкам.

2—3. Рис. 20 Ρ и S.

 

 

2. Храм Юлия — находился в юго-восточной части римского форума, в том месте, где было сожжено тело Юлия Цезаря.

Храм Венеры Прародительницы (Venus Genetrix) — находился на форуме Цезаря. Остатки его, существовавшие в XVI в., обмерены и описаны Палладио в четвертой книге его трактата.

Храм Конной Фортуны — был построен цензором Квинтом Фульвием Флакком в 173 г. до н. э.

Каменный театр — т. е. театр Помпея, остатки которого существуют и поныне.

4. Рис. 20 Т.

5. Рис. 20 А. Для ареостиля Витрувий принимает, повидимому, междуколонный промежуток в четыре с половиною диаметра.

Храм Цереры — вероятно, храм Цереры, Либера и Либерии, посвященный в 257 г. от основания Рима (497 г. до н. э.) А. Постумием и перестраивавшийся при Августе и Тиберии. На его месте была построена базилика Санта Мариа ин Космедин, в стенах которой сохранились десять колонн античного храма.

Храм Геркулеса — посвященный Помпеем, около Большого Цирка, упоминается также Плинием (XXXIV, 8, 19).

6—7. Рис. 18 R и R'.

9. Неровности — если так переводить иначе мало понятное asperitatem, то Витрувий имеет в виду разницу между средними и остальными пролетами в евстиле.

 

 

10—11. Рис. 22. 1) Ρ — пикностиль, S — систиль, Τ — диастиль, А — ареостиль. Это — пропорции в ионийских храмах до описанной Витрувием реформы Гермогена (о Гермогене см. выше, примечание к III, 3, 6). 2) Междуколонный промежуток — величина постоянная, определяющая высоту колонн. 3) Графическое изображение этой зависимости.

 

На отрезке диаграммы с абсциссами от 21/2 до 41/2 линия прямая. Уклон ее выражается уравнением Η = 12,5 D — S, если Η — высота, S — промежуток и D — нижний диаметр. Если принять D за постоянную величину, то закон выражается: увеличение промежутков обратно пропорционально высоте. Витрувий исходит из постоянной высоты и поэтому, перечисляя пропорции, подразумевает, что при равной высоте диаметр увеличивается прямо пропорционально увеличению промежутков.

2) Ε — пропорции Гермогенова евстиля при д в у х междуколонных промежутках (средний — 3, остальные — 2 1/4). Высота колонны — 9 1/2, т. е. более стройная пропорция, чем в предыдущих системах, согласно которым евстиль должен был бы иметь высоту колонны 9 1/4.

С, С` — ионийская пропорция, устанавливаемая Витрувием для гражданских сооружений (см. ниже V, 9, 3).

 

 

11. Кроме того, угловые колонны... — см. с на рис. 26 к III, 5, 4 и на рис. 43 к IV, 4, 2. По вопросу об оптических компенсациях см. Приложение (ср. VI, 2).

12—13. Так как перспектива усиливает утонение прямо пропорционально увеличению колонны, Витрувий компенсирует эту деформацию, соответственно уменьшая степень утонения по мере роста колонны.

 

 

Если d — верхний диаметр, a D — нижний, получается следующая зависимость:

 

 

 

13. Eνταcις; (энтасис) — припухлость, вздутие. Витрувий, к сожалению, ограничивается ссылкой на недошедший до нас (как и все рисунки Витрувия) чертеж.

 

 

См. Приложение, где помещен чертеж (рис. 62, 63), иллюстрирующий попытку восстановить этот пробел (ср. VI, 2).

 

 

Г Л А В А IV

 

1—2. Рис. 23. На рисунке изображен фундамент на сваях. Пунктиром обозначены соединяющие своды. Шуази предполагает, что сваи вбиваются косыми рядами.

4—5. Рис. 24. М, m — максимальные и минимальные размеры ступеней:

толщина 3/45/6 фута = 0,22—0,25 м, ширина 1 1/2 — 2 = 0,45—0,60 м.

Размеры подиума Витрувием для храма не указаны. Его членение снизу вверх: quadra — плинт, цоколь; spira — собственно база, здесь — вероятно, обратный гусек; truncus — стенка, стул; corona — карниз; lysis — лизис — полускоция или полочка.

5. Непарные уступы (scamilli impares). — Начиная с первых комментаторов Витрувия в эпоху Возрождения, этот термин подвергался самым различным толкованиям. Однако несомненно одно: эти непарные уступы, или ступени, являются средством компенсации при помощи выпуклой курватуры стилобата кажущегося прогиба горизонталей. С тех пор как Пенроя (F. С. P e n r o s e, An investigation of the principles of Athenian Architecture, London 1851) установил наличие курватур в античных памятниках, толкование этого термина встало на более твердую почву.

 

 

 

Наиболее серьезной попыткой в этом направлении является объяснение Шуази (см. Приложение), который восстанавливает систему компенсаций для всех элементов античного храма. Так как высота колонн — величина постоянная, то антаблемент должен иметь такую же кривизну, как и стилобат (см. ниже III, 5, 8; V, 9, 4).

6. Будет также указано... — Шуаэи полагает, что «также» относится к чертежу энтасиса, который, по его мнению, является частным случаем принципа «непарных ступеней» (см. Приложение).

 

Г Л А В А V

 

1—3, рис. 25.

1. В этом параграфе Витрувий говорит только об аттической баэе (рис. 25, фиг. 1). Наполовину — т. е. в полтора радиуса или четверть диаметра.

2. В треть толщины колонны — т. е. 2/3 высоты = 2/3 радиуса.

3. Рис. 25, фиг. 2.

Рис. 26: а — отвесные колонны узких фасадов, кроме угловых,

с — угловые колонны узких фасадов и все колонны боковых фасадов — с наружным наклоном.

Этот прием компенсирует кажущееся всестороннее расхождение вертикалей (см. Приложение). При таком расположении крайние пролеты на узких фасадах несколько

уже, что, повидимому, не соблюдается в дорийском ордере (ср. IV, 3. 7).

 

В предхрамьи — т. е. на фасаде перед предхрамьем.

5—7. Рис. 27.

Модуль — 1/18 D = 1/9. R = α.

5. Подушкообразные — Витрувий имеет в виду обычную ионийскую капитель, боковые стороны которой он и навивает подушками — pulvinus. Он ее противополагает другим капителям (угловым, четырехсторонним), о которых он ничего не говорит.

Высота капители с нижней частью волют=9 1/2 α, без них = 6 α = 1/2 диаметра (см. IV, 1, 1).

6. Тогда от линии... — Витрувий снова устанавливает расстояние плоскости волюты от края абака.

В одну часть из восьми частей — т. е. в модуль α =1/18 D или 1/9 R (D = диаметру глазка.

П о с т р о е н и е в о л ю т ы. — Витрувий очень бегло описывает построение волюты, да и то лишь один ее оборот, и ссылается (III, 5, 8) на несохранившийся чертеж. Этот первый оборот вычерчивается, видимо, так, как показано на рис. 27—3.

У с л о в и я: первый центр — на вертикальном диаметре глазка, радиус от четверти к четверти сокращается на 1/2 α; общая высота волюты 8α.

Р е ш е н и е: последовательное уменьшение радиусов на 1/2 α означает, что центр помещается в вершинах а, Ь, с, d квадрата со стороной, равной 1/2 α. Пусть r1 и r2 — радиусы, исходящие из вершин а и b. Так как сумма r1 + r2, очевидно, равна общей высоте волюты, то r1 + r2 = 8 α. Далее, если r1 - r2 = 1/2 α, т. е. стороне квадрата, то

r1 = 4 1/4 α. Итак, вершина а отстоит от абака на 4 1/4 α, а центр глазка — на 4 1/2 α, т. е. а находится н а д центром на расстоянии 1/4 α. Таким образом, н е ц е н т р - квадрата а, b, с, d, а его сторона проходит через центр глазка. Точнее: катет, проходящий через центр глазка, отступает от края абака на 11/2 α, а катет, проходящий через центр квадрата, — на 1 1/4 α. На этом Витрувий останавливается.

7. Киматий — т. е. эхин, ионийский четвертной вал. Высота его, таким образом, равна 2 1/2 α.

На четверти круга капители (in capituli tetrante) — выражение непонятное, да и вообще построение профиля перевязи, ремня (balteus), подушки очень неясное.Некоторые толкуют «четверть круга» как то место, где капитель делится на четверти,

т. е. главок волюты. Шуази, не толкуя текста, принимает ва центр описываемой дуги основание эхина, а за радиус-хорду — четверть окружности эхина. Эта часть дуги указана на рисунке под № 2 сплошной линией; остальная, предположительная, часть профиля подушки — пунктиром.

Оси волют (axes volutarum) — термин спорный: либо — листели спирали на лицевой стороне (но в таком случае даже предельный размер α слишком велик), либо, что более вероятно, — срез, или наружный край, толщина волюты.

Волюты вырезаются вглубь на одну двенадцатую часть их высоты. — Под высотой) большинство разумеет ширину выкружки волюты (на рисунке под № 4). Ширина эта, конечно, величина переменная, как и глубина выкружки, составляющая 1/12 этой ширины.

Такова соразмерность капителей... — Таким образом, капитель расширяется по- мере удлинения колонн и уменьшения их утонения; что соразмерность капителей остается такой же, не совсем точно, ибо вместе с абаком будут меняться и волюты. Итак, для колонн ниже 25 футов ширина абака = D + α, для более высоких = D + 2α. См. на рис. под №1, где для первого случая дана колонна с утонением 5/6, а для второго — с утонением 7/8. Таким образом, выступ абака (α) должен быть постоянной модульной величиной при любом утонении; так, при утонении на 1/6 а = 2 α, а при утонении

на 1/8 а = 2,125 α.

8. Вычерчивание волют — см. выше III, 5, 6.

Не по уровню — см. выше примечание к III, 4, 5.

Надо строить архитравы таким образом... — Исходя опять-таки из оптических соображений (см. III, 5, 9), Витрувий устанавливает функциональную зависимость высоты архитрава от высоты колонн; причем он рассматривает архитрав в целом, так что пропорции его внутренних членений не меняются в зависимости от его изменений. Итак, если высота архитрава = А, а высоты колонн = Н, по Витрувию получается следующая таблица:

 

 

 

Таким образом, получается прерывный ряд с большим скачком между первой и второй цифрой. Поэтому Шуази предполагает пропуск после слов и «должна быть в половину», считая, что после цифры 1/2 выпало «+2/12» что составляет 2/3 D; иначе говоря, при средней высоте колонны в 9 D получится 1/12 * 5 Н, и таким образом непрерывность ряда будет восстановлена.

Рис. 28: 1 — изменения А/Н

с — по Витрувию: А = 1/2 D;

2—изменения величины А.

См. Приложение.

9—12. Рис. 29: 1 — антаблемент при гладком фризе, 2 — при скульптурном фризе (размеры фриза и его киматия по исправлениям Шуази).

9—10. Киматий архитрава. — С внутренней стороны, т. е. под портиками, антаблемент состоит из одного архитрава без киматия, при наличии которого верхняя толщина архитрава превысила бы нижний диаметр.

10. На четвертую часть — получается, что скульптурный фриз относится к гладкому, как 5 к 7. Шуази эта пропорция кажется невероятной, и он предлагает читать «на седьмую часть», т. е. отношение 6 к 7 (см. рис).

На седьмую часть. — Шуази предлагает «на шестую часть» (см. рисунок).

11. См. рис. 29, 3.

Μετόπη — метопа (ср. ниже IV, 2, 4).

12. Фронтон — рис. 30.

Карнизы над фронтоном — с Симой, но без зубчиков (см. IV, 2, 5, где дается конструктивная мотивировка). С и м а (гусек) проходит по карнизу фронтона и боковых сторон; карниз же под фронтоном, конечно, без гуська.

На восьмую часть... — рис. 31: с — высота фронтонного гуська, который на 1/8 выше фронтонного карниза. Согласно вычислениям Шуази, высота гуська на боковых фасадах (пунктир) равна 2/7 архитрава с точностью до 0,02. Фронтон в ионийском ордере гладкий, за исключением ареостиля (см. III, 3, 5).

Суммируя, можно изобразить схему ионийского антаблемента на следующей таблице, причем модулем служит θ = 1/7, А (архитрава) (см. рис. 29):

 

 

А р х и т р а в 1-й пояс……….1 1/2 θ 2-й» …………..2» 3-й» …………..21/2 » Киматий ………1» Итого. 7 θ   К а р н и з Киматий фриза ……. 1 θ Зубчик ………………2» Карниз ………………2» Гусек ………………...2» Итого. 7 θ  

Поле фриза (гладкое или скульптурное) 5 или 7 θ.

13. Понимание излагаемой здесь оптической компенсации затрудняется неясностью термина frons, frontes, переводимого словом «фасад». Повидимому,

Витрувий говорит только о переднем и заднем фасадах с фронтонами. Наклон на 1/2 Шуази считает чрезмерным и, допуская описку, предлагает чтение: «на двадцатую долю».

14. Рис. 32.

Толщина каннелюр. — Шуази понимает выражение crassitudines striarum, кап «толщина дорожек». В данном случае это дела не меняет, поскольку Витрувий не указывает размеров и отсылает к чертежу и описанию энтасиса (см. III, 3, 13).

Приводим общую характеристику ионийского ордера у Витрувия из комментария Шуази (A u g. С h о i s у, Vitruve, I, pp. 95—99):

Н о р м а л ь н ы е п р о п о р ц и и и о н и й с к о г о о р д е р а.

О б щ и е з а м е ч а н и я по п о в о д у т е о р и и В и т р у в и я об

и о н и й с к о м о р д е р е.

 

До сих пор мы шаг за шагом следовали ва Витрувием, строго придерживаясь изложения его правил; попытаемся выделить руководящие принципы его теории и прежде всего — принцип модульных отношений.

П о н я т и я м о д у л я и п р о с т ы х о т н о ш е н и й. Модульный метод, взятый во всей строгости, сводится к следующим положениям: единая общая мера для целого и такие размеры отдельных частей, которые суть кратные или простые дроби этой общей меры. Подтверждается ли это правило и с какими оговорками?

О б щ и е и ч а с т н ы е р а з м е р ы. Необходимо различать общие размеры, как, например, высота колонны, капители, базы, и размеры деталей, например толщина облома. Первые определяются непосредственно числами, кратными модулю или кратными долям модуля, вторые же связаны с модулем не непосредственно: между ними и модулем посредствуют подчиненные единицы измерения, значение которых различно, в зависимости от обозначаемых ими частей. Эти подчиненные единицы Шипье назвал «вспомогательными модулями». Вот примеры. Для капители вспомогательный модуль — 18-я доля диаметра; для антаблемента — 7-я часть его; для ионийской базы — 11-я. Итак, механизм построений можно формулировать так: основной модуль служит для выражения размеров целого; подчиненный модуль — для выражения размеров деталей.

Д в о й с т в е н н о с т ь м о д у л я. Пока идет речь о частях колонн, основ, ной модуль есть диаметр колонны. Но как только мы от колонны переходим к частям антаблемента, единство модуля вдруг изменяется. Размеры соотносятся уже не к диаметру; выступает новая единица измерения — высота архитрава. А так как между ней и диаметром отношение очень сложное, то общая простота отношений подвергается серьезным искажениям. Но этой простотой древние жертвовали для удовлетворения требований оптических.

Р е а л ь н ы е п р о п о р ц и и и п р о п о р ц и и о п т и ч е с к и е. По Ви- трувию, по мере того как размеры колоннады увеличиваются, зритель преувеличивает реальную степень утонения стволов; архитравы ему кажутся менее высокими, чем они есть на самом деле. Другими словами, Витрувий допускает относительное приближение точки наблюдения по мере увеличения масштаба. Отсюда те коррективы, которые он предписывает. Можно было бы ожидать, что эти коррективы касаются как горизонтальных, так и вертикальных размеров. Оказывается, что это не так. Причина этой кажущейся аномалии, быть может, заключаются в следующем. Для горизонтальных размеров наши впечатления проверяются постоянным соприкосновением с объектами. Когда же дело касается вертикальных, т. е. нашей оценки высоты вещей, то здесь суждение наше имеет дело с объектами менее доступными; наш опыт беднее, и расцениваемые нами отношения по характеру своему приближаются к тем отношениям, которые воспринимаются непосредственно глазом. Как бы то ни было, но Витрувий преследует именно оптические пропорции, и когда он нарушает простоту пропорций, он как раз и стремится к созданию иллюзии этой простоты.

В о з м о ж н о с т ь с у щ е с т в о в а н и я с т р о г о м о д у л ь н о г о и о н и й с к о г о о р д е р а и е г о п р о п о р ц и и. Есть один случай, единственный, тогда все части — база, капитель, архитрав, фриз и т. д. — находятся в отношениях, выражаемых простыми числами: это ионийский ордер с колоннами в 9 диаметров и с диаметром в 11/2 фута. Здесь высота архитрава оказывается равной в точности 1 футу; оба модуля — архитрав и диаметр колонны — находятся в отношении 2: 3; фут служит для верхних и нижних частей здчния общей мерой, определяющей все прочие размеры.

И о н и й с к и й о р д е р с т о ч н ы м и м о д у л ь н ы м и

п р о п о р ц и я м и к а к т и п и ч е с к и й с л у ч а й. Допустить вместе с Витрувием идею приспособления к законам оптики — значит тем самым признать существование типа, в который вносятся те или иные коррективы. И если этот ионийский тип характеризуется модульной простотой, то он, видимо, и определяется всеми изложенными выше чертами. Нормальный ионийский ордер являлся бы, таким образом, ордером с колоннами высотою в 13 1/2 футов или в 9 диаметров.

 

П р о п о р ц и я в 9 д и а м е т р о в и у к а з а н и я и с т о ч н и к о в. На эту именно пропорцию — в 9 диаметров — указывает Плиний, говоря об ионийской колонне. Теоретики, которых использовал Плиний, повидимому, не знают иных пропорций: «Ионийскими называют колонны, которые имеют в диаметре девятую часть их высоты» (XXXVI, 56). В общих указаниях по истории ордеров (IV, 1, 8) Витрувий, в свою очередь, определяет пропорцию в 9 диаметров как результат прогресса, в конце эпохи архаизма.

Н о р м а л ь н ы е п р о п о р ц и и и о н и й с к о г о о р д е р а. Если мы приведем указанные выше данные в форму модульных отношений и вычислим размеры промежутков между осями согласно изложенным в своем месте правилам, мы получим все элементы канонической пропорции. Вот они (рис. 33):

 

П р и м е ч а н и е. Мы считаем нормальным в ордере гладкий фриз, так как он один только оправдывает отношение в 1/5 между общей высотой антаблемента и высотой колонны. При гладком фризе отношение этих двух высот равно 0,2111, т. е. 1/5 (с точностью до 0,0111). При скульптурном же фризе это отношение составляет 1/4*5. Еще одно следствие вытекает из нормальных пропорций; прямоугольник, образованный двумя колоннами, имеет высоту, вдвое превосходящую его ширину.

 

П р о и с х о ж д е н и е и с т о ч н и к о в. На какие авторитеты мог опираться Витрувий в теории ионийского ордера? Гермоген, поборник ионийского эвстиля «оставил источники, откуда потомство может почерпать правила науки». Без сомнения, все, что Витрувий говорит по поводу эвстиля, исходит из этих «источников», Может быть, этот же источник дал ему и все детали ионийского ордера. Но этим ограничиваются заимствования у Гермогена. Существенный смысл его нововведения — решительный разрыв с законом зависимости высоты колонн от расстояний между ними. Значит, этот закон, а тем самым и вся основанная на нем теория разновидностей пикностиля, систиля и т. д., очевидно, исходят из другого источника. Витрувий умалчивает об авторе трактата, откуда он это почерпал. Кто бы ни был этот автор, мы в его классификациях узнаем греческий стиль македонской эпохи; на это указывает анализ методов, свидетельствующий о математической тенденции и строгой логичности тех школ, очагом которых являлась Александрия.

 

К Н И Г А Ч Е Т В Е Р Т А Я

 

Г Л А В А I

 

1—2. См. IV, 1, 8—12.

5. Дор — мифический прародитель дорян.

Храм Юноны (Геры) в Аргосе — древнейшая дорийская постройка, сгоревшая и вновь построенная Евполемом в 423 г. до н. э.

6. Ион — мифический прародитель ионян.

6—8. Рис. 34: справа — дорийская колонна по образцу мужского тела — 6, а позднее 7 футов-диаметров, слева — ионийская колонна но образцу женского тела—8, а позднее 9 футов-диаметров.

7. Плодовыми гирляндами. Таково обычное значение слова encarpa; однако применение гирлянд на ионийских капителях едва ли может быть засвидетельствовано раньше XVI в. н. э. Точно так же мало вероятно, чтобы Витрувий разумел под этим словом шнур перлов под иониками; поэтому более вероятно предположение Ребера, что Витрувий имеет здесь в виду пальметки (антемнон) по углам волют.

10. Каллимах — вероятно, из Коринфа (втор, полов. (?) V в. до н. э.), упоминаемый также Павсанием (1, 26, 6) и Плинием (34, 8, 19.; 92) как автор «пляшущих лаконянок» из бронзы, золотого светильника в Эрехтейоне и статуи Геры в Платеях и как художник, злоупотреблявший тщательностью выполнения. Отсюда его прозвища Κατατεχνος, (искусник) у Витрувия и Κατβτεξιτεχνος (порочащий искусство) у Павсания и Плиния. Современная критика приписывает ему ряд произведений так называемого архаизирующего стиля, как, например, пьедестал треножника, находящийся в Дрездене.

 

 

 

 

И установил с этого времени... — Шуази читает: «Ех ео distribui», т. е. «следуя ему, я установил», и предполагает, таким образом, что Витрувий пропагандирует каллимаховские, т. е. греческие, пропорции коринфского ордера в противовес римским пропорциям, которые не сходятся с его рецептами.

11—12. Рис. 35.

12. Меньшие завитки... — Шуази считает, что Витрувий требует, чтобы средние завитки имели ширину цветка, однако текст (flori subiecti) едва ли дает основание для такой интерпретации.

 

 

 

 

Г Л А В А II

 

2—3. Рис. 36: 1 — древнейший тип с выступающими балками, 2 — балки срезаны заподлицо, 3 — торцы обшиты триглифами, 4 — дорийская конструкция.

Как видно из рисунка (1 и 2), Шуази считает, что Витрувий представлял себе древнейший тип перекрытия в виде массивного двускатного заполнения или кладки.

Основанием для такого толкования Шуази служит выражение: «древние плотники... закладывали (или выкладывали — struxerunt) пространства между брусьями».

4. Над средними четвертями... — Ширина триглифа равна радиусу основания ствола. Она проектируется на средние четверти нижнего диаметра колонны (ср. ниже IV, 3, 4).

 

 

Г Л А В А III

 

1. Аркесий — неизвестен, может быть — Аргелпй, о котором Витрувий говорит во вступлении к кн. VII.

Пифей — ср. примечание к I, 1, 12. Гермоген — ср. примечание к III, 2, 6.

 

2. Над средними... крайними четвертями — см. примечание к IV, 2, 4 и IV, 3, 4; в витрувиевской дорике, в отличие от ионики, имеется единый модуль и для колонны и для антаблемента (радиус основания ствола равен ширине триглифа). С другой стороны, расстановка колонн находится в функциональной зависимости не от их высоты (высота колонн в храмах всегда равна 14 модулям, включая капитель), а от размещения триглифов и метоп, что дает очень ограниченное число сочетаний при постоянных величинах: ширина триглиф равна 1 модулю (ср. IV, 2, 4), расстояние между осями триглифов равно 2% модулям. Зато это связано с основной трудностью — с проблемой углового триглифа. Витрувий с самого же начала разбирает два неправильных решения: 1) последняя метопа увеличивается на ширину полутриглифа, 2) метопа не меняется, но сохраняются угловые пролеты на ту же ширину; и в том и в другом случае последний триглиф смещается с оси угловой колонны. Ввиду этого Витрувий предлагает ниже (IV, 3, 8 и IV, 8, 5) свое решение, при котором оси триглифов и колонн не смещаются благодаря тому, что угол образуется полуметопой шириной в полмодуля.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!