Психоаналитическое просвещение



Уже само название Бегство от свободы, Человек для себя, Здоровое общество, Искусство любви, Революция надежды, Из плена иллюзий, Иметь или быть говорят об этико-публицистической направленности творчества Он не только ученый, но и просветитель ХХ века, один из тех, кто остро сознавал, что наше время нуждается в просвещении особого рода Как это ни парадоксально, современный человек, несмотря на успехи науки, оказался менее просвещенным в отношении своих истинных целей, нужд и возможностей, чем человек добуржуазной, допросветительской поры

Просвещение на следует отождествлять с какой-либо эпохой или культурой Оно является неотъемлемым элементом исторического процесса и состоит во все более глубоком самопознании человека и человечества, выработке разумных гуманных принципов общественного мироустройства, политики и жизненной стратегии личности В каждую эпоху просвещение приобретает новую направленность и осуществляется особенными методами Не только наука, но религия и философия способны просвещать людей Просвещение опирается на национальные и общечеловеческие традиции В начале нашей эры христианство просветило души, обогатив человека идеями бессмертия, братской любви, надежды, веры и равенства людей перед Богом

Европейские гуманисты-просветители века утверждали идеи суверенности разума, прогресса, звали к свободе, справедливости, веря в природную доброту человека, его бескорыстное стремление к истине В веке марксистское просвещение открыло людям глаза на роль эксплуатации, собственности и классовой борьбы, на предвзятость и необъективность господствующих идеологий Сегодня просвещение должно свести воедино экономические, антропологические, идеологические и психологические идеи, чтобы заставить человека осознать горькую правду о времени и о себе Ученые-психоаналитики, способные трезво оценить психические ресурсы личности, ответственны в ХХ веке за просвещение Они призывают к самокритике, отказу от успокоительных иллюзий, трезвому и мужественному взгляду на жизнь

Трезвого наблюдателя поражает колоссальный размах разрушительных тенденций, которые не осознаются, как таковые, а маскируются различного рода идеологиями Многие свои книги начинает с констатации и анализа духовного кризиса цивилизации Технически все более мощная, но лишенная духовного измерения, она движется по пути к самоуничтожению Трусость, эгоизм, духовная и психическая инерция мешают людям признать глубокое несоответствие между идеалами и реальной практикой Военное противостояние, экологический кризис, вопиющее экономическое неравенство соседствуют с наивной верой в прогресс и декларациями прав человека Между тем, человек все больше превращается в деталь социальной мега-машины, жизнь становится однообразной, лишенной смысла Человеком тонко и умело манипулируют, не давая ему реализовать свои творческие способности Подлинная жизнь, основанная на разуме, любви и ответственности, становится все менее возможной Нужна новая психология, новая социальная наука, которая бы не только исследовала психическую и социальную механику, но помогала бы строить здоровое общество и воспитывать творческую, жизнелюбивую, гуманистически ориентированную личность Гуманистический психоанализ должен стать основой планирования и новой организации общества. Психоанализ учит различать исходную мысль, мотивирующее побуждение и их рационализированную оболочку, представленную в идеологии Идеология служит одновременно выражением скрытых стремлений и формой их подавления Психоаналитическое просвещение нацелено на понимание душевной реальности, лежащей за общепринятыми нормами и представлениями Психоанализ обнаруживает, что одинаковые глубинные умонастроения могут стоять за разными и даже враждебными идеологиями, а сходные идеологии могут прикрывать различные по смыслу и практическим последствиям стремления Например, такие, казалось бы, далекие от друг друга идеологии как кальвинизм, фашизм и коммунизм вырастают, по Фромму, на сходных душевных основаниях, на типе личности, которую он называет авторитарной

или садо-мазохистической Для этого типа характерно стремление к власти, готовность подчиниться силе, авторитету, неспособность к любви и свободному мышлению, комплексы страха и агрессивности Авторитарный характер формируется в патриархальной семье с деспотическим воспитанием и служит опорой тоталитарного режима. Личность с таким характером враждебна демократии, требует сильной руки, готова принять власть диктаторов

Современное просвещение ориентировано не только психоаналитически, но и экзистенциально. Оно не имеет в виду одинаковые для всех народов образ жизни, политическую или социальную системы. Но предполагает единое общечеловеческое понимание подлинного и неподлинного бытия человека, четкое их разграничение Это разграничение конкретизируется у Фромма целым рядом дихотомий: здорового и больного общества, любви к жизни и любви к смерти, авторитарной и гуманистической религии и этики, агрессивно-деструктивной и любовно-творческой ориентации характера. Некоторые критики упрекают Фромма в чрезмерной схематизации и рационализации экзистенциальных, смысложизненных проблем Вряд ли правомерно столь широкое, распространяющееся на все сферы жизни - экономику, политику, этику - понимание противоположных ориентаций, быть и иметь, но трактовка Фроммом здорового, подлинного способа жизни вряд ли может вызвать возражения. Фромм сохраняет классические просветительские идеалы - истины, добра, красоты и верит в возможность интерпретировать и обосновать их в духе современности, избегнув модернистского и постмодернистского релятивизма, этического и религиозного нигилизма.

Здоровый, подлинный способ жизни предполагает свободу разума, восприимчивость к чужим страданиям и радостям, любовь к другим и к самому себе. Человек должен видеть смысл жизни и свое достоинство не в том, чтобы иметь, а в том, чтобы быть - быть самим собой при любых обстоятельствах и совершать свой выбор Просвещенный человек не пытается избегнуть сложностей жизни и спрятаться от опасностей под сенью авторитета. Неподлинный, непросвещенный, невротический образ жизни связан с отказом от свободы, выражается в узком и ложном видении мира, нежелании отдавать себе отчет в истинных мотивах своих действий


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!