Экзистенциальная антропология



Вопрос о потребностях человека - важнейший для антропологии Ведь потребность определяет характер вида, его биологическую нишу и образ жизни Удовлетворение потребности есть условие выживания и поддержания нормы, здоровьяНо если у животных потребности обусловлены биологически, то у человека биология определяет лишь один из аспектов поведения, причем, не главный Человеческие инстинкты, как принято говорить, расшатаны в ходе эволюции вида и под влиянием обществ. У человека имеются родовые потребности, но в чем именно они проявляются, какова их иерархия, взаимозависимость, степень влияния на образ жизни - по всем этим вопросам в социо-гуманитарных науках ведутся нескончаемые споры Попытки сведения всего ансамбля потребностей к какому-то одному их виду - экономическому, сексуальному - не выдерживают критики. Сегодня преобладает точка зрения, что потребностей у человека много, что каждая из них самостоятельна и не выводима из других Человеческие потребности принято называть экзистенциальными, поскольку каждая из них связана с особенностями существования человека, с человеческой ситуацией Экзистенцией существование называют непосредственное переживание человеком своего присутствия в мире, которое складывается из многих компонентов: сознания, чувства свободы, ответственности, заботы, страха, любви, веры, надежды и

Каждый философ-антрополог акцентирует особенно значимые для него чувства и состояния. Киркегор писал о страхе Маркс говорил о борьбе. Фейербах - о любви.говорит об одиночестве, тоске, свободе, бунтарстве, жалости, сомнении Конечно, степень выраженности каждой экзистенциальной потребности, также, как и содержание, наполненность их - у всех людей разные.

Каждый человек что-то сознает, о чем-нибудь мыслит, на что-то надеется, что-то любит. Можно верить в Бога или в то, что Его - не существует, но нельзя ни во что не верить Объекты веры, заботы, любви - меняются, но сами потребности верить, заботиться, любить - остаются

Экзистенциальные потребности по ряду признаков отличаются от любых других Во-первых, своей непреходящестью, неудовлетворяемостью голод, сексуальная потребность могут быть удовлетворены Социальные проблемы, связанные с бедностью, общественным порядком, всеобщей грамотностью, равенством прав, гражданским согласием, хотя и сложны, но разрешимы Глупо и недостойно человека всегда желать досыта поесть и никогда не иметь такой возможности, всегда мечтать о богатстве и оставаться бедным, всегда надеяться на мир, но все время воевать Но потребность любить, надеяться, верить по самой своей природе неразрешима никаким конечным действием, конкретным поступком. Во-вторых, экзистенциальные потребности разрешаются под знаком разума и свободы Они так или иначе осознаются и для их удовлетворения человек должен совершить какой-то выбор В-третьих, экзистенциальные потребности непосредственно включены в человеческую ситуацию Они являются вечными, характеризуют всего человека Они свидетельствуют о здоровье, нормальном состоянии, а их отсутствие - о патологии. Того, кто никого и ничего не любит и ни на что не надеется - нельзя считать человеком.

Экзистенциальные потребности ниоткуда не выводятся Они даны вместе с жизнью, в то время как специфические потребности организма и духовно-культурной жизни обусловлены полом, возрастом, гражданским состоянием и другими конкретными обстоятельствами

Человеческая ситуацияв основе своей - противоречива, драматична Разум - гордость и достоинство человека - есть также и его проклятье Всякое затруднение человек преодолевает с помощью мысли Но чем шире и яснее он мыслит, тем острее и мучительней осознает свое одиночество, свою конечность, смертность и ограниченность Итог мудрости, к которой приходит человек к концу жизни - это сократовское Я знаю лишь то, что ничего не знаю Это не острота, а адекватное выражение человеческой ситуации Человек не может удовлетвориться ограниченной суммой знаний, монотонно-инстинктивным существованием или добросовестном выполнение социальной роли Он всегда преодолевает самого себя, нарушает какие-то границы

Социальная жизнь и динамизм истории с ее скачками вперед и откатами назад - связаны, по Фромму, не столько с социальными и классовыми противоречиями, сколько с экзистенциальными дихотомиями, укорененными в человеческой природе Эти дихотомии принципиально неразрешимы - ни практически, ни интеллектуально Например, сколько бы человека ни думал о естественности смерти для каждого живого существа, он никогда не сможет приучить себя к мысли, что его когда-нибудь не будет на свете Как неразрешима дихотомия между бытием к смерти и верой в бессмертие, так неразрешимо и противоречие между богатством родовых возможностей и ограниченностью их реализации отдельным человеком Полная самореализация личности должна была бы означать возможность для человека испытать все, что, в принципе, может испытать человек Но мы знаем, что всякий успех, всякое достижение покупаются ценой какого-то ограничения. Любовь, наука, искусство требуют огромной самоотдачи, а значит - отказа от многого Отсюда - вечная неудовлетворенность человека настоящим Кто может сказать Остановись, мгновенье, ты - прекрасно Неудовлетворенность, извечное ощущение противоречивости бытия заставляют человека творить, искать, познавать

Еще одна дихотомия экзистенциального типа просматривается в общении Человек страстно стремится к душевному контакту с другим человеком, к неограниченному взаимопониманию и доверию Однако он ощущает невозможность проникнуть до конца в мир другого человека Если есть в мире что-то недоступное, невыявляемое, таинственное - это душа Другого

Эти и другие экзистенциальные дихотомии определяют структуру человеческого сознания. Испытывая тревогу и озабоченность, человек напрягает силы, разум, предпринимает колоссальные усилия, благодаря которым непрерывно меняются и перестраиваются формы его бытия, творится мир культуры Надежды на окончательное разрешение человеческих проблем в некоем идеальном обществе, земном Раю –

Человек обречен, подобно Сизифу, вкатывать каждый день камень на вершину горы, чтобы затем наблюдать, как он срывается вниз Если сизифов труд имеет смысл, то не в конечном результате, а в самом духовном становлении Человек учится мужественно нести бремя свободы, не надеясь на помощь свыше, без веры в рай на земле и блаженство в загробном мире

Фромм считает важным четко отграничить экзистенциальные проблемы от социальных и психологических Человек никогда не перестанет мечтать о бессмертии и стремиться к нему Но есть мечты и мечтательность Мечты, фантазии, могут быть проектами будущих поступков и культурных деяний Мечты о бессмертии не бессмысленны Из стремления к бессмертию вырастает, в конечном итоге, вся духовная культура

Устав от борьбы и волнений, человек переносит осуществление своих надежд в потусторонний мир и тогда теряет творческую активность, как бы умирает для земной жизни Если же он сосредотачивает свои помыслы только на предметах земного мира, то становится частью природы, вещью среди вещей, подверженной тленью и гибели Таким образом, и отказ от мира, и отказ от веры в бессмертие, влекут за собой утрату смысла жизни

Поэты и философы давно заметили, что ощущение наибольшей полноты, осмысленности жизни возникает в ситуациях борьбы и риска, когда жизнь ставится на карту Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой

Этим, во многом, объясняется и странное пристрастие человека к войне, к драке, азартным и политическим играм Тот ничего не поймет в истории и политике, кто попытается объяснять мир, войну, революцию, преступление и добродетель - только утилитарными, рациональными мотивами Ощущение риска и непрочности бытия служит устойчивым фоном принятия решения Но полное погружение в земную игру случайностей - обессмысливает жизнь

Противоречие между конечностью земного и бесконечностью духовного бытия придает человеческой жизни непреходящий драматизм Если бы людьми двигали силы, обусловленные только конкретными потребностями, такими, как голод, половая потребность, желание физических удовольствий, они давно бы пришли к какому-нибудь компромиссу и история прекратилась Все попытки реализовать идеальный, устойчивый порядок терпели неудачу И даже в сегодняшнем стремлении утвердить на Земле идеал западной цивилизации с ее ценностями правопорядка, стабильности, потребления, видит утопию: ему представляется, что европейская цивилизация - это мегамашина, которая превращает человека в винтик

Человеческая ситуация была и остается открытой, проблематичнойЧеловек обречен на вечные поиски Он всегда будет мечтать и действовать, побеждать и терпеть поражения.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!