Историческая индивидуация и бегство от свободы



Бегство от свободы - одна из самых удачных и емких философских метафор

Она относится к феномену ухода человека от ответственности, боязни трезво и мужественно осознать свои проблемы Бегство от свободы - это бегство от разума, попытка укрыться под сенью мифов и идеологий

Смысл исторического процесс видит в прогрессирующей индивидуации, освобождении личности от власти стада, традиции, авторитета, укреплении независимости и права самостоятельно принимать решения История - не плавно-восходящий, а, скорее, возвратно-поступательный процесс, в котором периоды освобождения и просветления чередуются с периодами бегства, возврата к рабству и помрачению ума Процесс истории предлагает рассматривать в свете человеческой ситуации, суть которой сводится к следующему

Предок человека, несмотря на свою физическую уязвимость и подверженность многим опасностям, не знает страха смерти Подобно животному он слит с природой Сознание еще не отделилось от бессознательного Человек живет в мире мифов, среди могущественных существ, которые ему покровительствуют На какой-то ступени естественной эволюции происходит разрыв привычных нитей, связывающих человека с природой, родом Миф разрушается Сознание отделяется от бессознательного Человек больше не чувствует себя защищенным Он начинает ощущать страх смерти, свою уязвимость и ограниченность При этом каждый шаг вперед по пути культуры и свободы не только увеличивает его творческую мощь, но и рождает чувства страха, покинутости, бессилия. Если для Маркса отчуждение есть факт предыстории, результат эксплуатации, то для Фромма это антропологическая и общеисторическая категория Отчуждение постоянно возникает и постоянно преодолевается

Возрастание свободы рождает тоску по утерянной связи с природой, желание вернуться назад, к племенному, коммунальному бытию Это желание, обнаруживаемое в символах Матери-Родины, Матери-Земли, называет кровосмесительным Прорыв инцестуозных влечений из коллективного бессознательного в массовое сознание сопровождается оживлением мифов, иррациональных идеологий

Успехи просвещения не только освобождают, но и дают импульс реакционным силам. Человек стремится к свободе, мечтает о ней, но ощущает ее, как бремя, ибо свобода налагает ответственность, требует самостоятельного выбора Экзистенциальные противоречия конституируют сознание, являясь в то же время источниками тревоги

Будучи идеологом социализма, утверждает, что общество на основе возросшего экономического богатства, укрепившегося правосознания, развитой нравственности и гуманистической религии, способно разумно регулировать потребности своих членов, производство и распределение, не допускать резкого классового размежевания Здоровое общество обеспечивает достойное существование всем, кто не может сам себя прокормить Социализм держится не на экономике, а на гуманистической этике и душевном здоровье. Адекватный же способ разрешения экзистенциальных дихотомий - бескорыстное совершение добрых поступков - милосердие, любовь, духовное творчество

В книге Бегство от свободы осуждает пафос исторической необходимости как ложный и аморальный и утверждает пафос свободы и ответственности

Корни германского национал социализма - этого новейшего бегства от свободы -усматривает во временах Реформации Последняя, по мнению, была неудачной попыткой самоутверждения человека в условиях расширившейся свободы Реформации, как и национал социализму, предшествовал период относительно спокойного развития В Средние века массы страдали от войн, эпидемий, феодального гнета, но человека все же чувствовал себя защищенным Каждый занимал свое место в социальной иерархии. Отношения между людьми одного сословия носили, в основном, личностный, неофициальный характер Цех, гильдия, община, церковь защищали отдельную личность. Религия создавала четкую систему ориентаций Философская антропология церкви была гуманной и оптимистической Учителя церкви подчеркивали, что человек создан по образу и подобию Божию, может выбрать путь добродетели и спасти душу Свобода, бессмертие, достоинство человека представлялись гарантированными подвигом Христа Грань между земной и небесной, временной и вечной жизнью не казалась столь уж резкой

В веках феодальная система была потрясена ростом городов и развитием капитализма Человек почувствовал себя оторванным от земли, общины, церковного прихода Распространение философского рационализма, гуманистической идеологии способствовало осознанию индивидуальной свободы и возникновению чувства одиночества, непрочности бытия Вера в бессмертие ослабла и человек остро ощутил необходимость самореализации в течение ограниченного срока земной жизни

Сдвигами в образе жизни и мироощущении масс Фромм объясняет победу учений Лютера и Кальвина Идеология реформации отличалась безрадостным тоном Лютер провозгласил свободу, но эта свобода была осмысленна, скорее, как бремя, нежели как простор для творчества Человек был признан греховным от рождения и имеющим врожденную склонность ко злу Он ощущал себя ничтожным и бессильным перед Богом Возможность спасения состояла лишь в том, чтобы, признав свое бессилие, сделаться послушным орудием в руках Бога

Особенно мрачной и жестокой была кальвиновская теория предопределения Кальвин учил, что только Бог решает, кому спастись, а кому погибнуть Действия человека не имеют для спасения души решающего значенияЧеловек не принадлежит себе И все же кальвинисты считали, что именно они, люди, осознающие собственную греховность и ничтожность, являются избранными, имеют больше шансов спастись, чем представители других конфессий Поставив своих адептов в привилегированное положение, протестантизм подорвал идею равенства людей перед Богом, завещанную ранним христианством Отсюда, как полагает Фромм, вырастает учение об избранной арийской расе

Проводя параллель между Реформацией и нацизмом, описывает смутное время, которое предшествовало приходу Гитлера к власти Падение монархии в Германии, рост инфляции, безработицы, крах многих предпринимателей Стиснутый между монополиями и рабочим движением средний класс чувствовал себя психологически и социально не защищенным Традиции и опыт старшего поколения были поставлены под вопрос Прервалась связь поколений Версальский договор стал символом национального унижения Германии Либерально-демократическая идеология, парламентские формы утратили авторитет как у верхов, так и у низов Массы испытывали духовный кризис, связанный с крушением старых ценностей Отсутствовало сколько-нибудь ясное представление о путях развития страны Распространялись страх, неуверенность, начался судорожный поиск мифов и идеологий, которые смогли бы стать основой социальной сплоченности и веры в будущее

Когда получают простор иррациональные силы, открывается широкая арена для деятельности харизматических личностей, популистских лидеров, вождей, обуреваемых жаждой власти и уверовавших в свою миссию спасения народа В обстановке интеллектуального и нравственного упадка формируется новая авторитарная идеология. Фашизм с его мифами об исторической миссии германского народа, будущем тысячелетнем рейхе, воплощающего в своей персоне волю и ум народа, соответствовал настроениям масс Фашистские идеологи обещали народу мудрую отеческую опеку, изобилие благ и торжество свободы Многие колеблющиеся интеллигенты и растерянные юноши, мечтавшие о всеобщем счастье, поддались этой пропаганде и встали в ряды штурмовых батальонов.

Маркс говорил о теории, которая, овладевая сознанием масс, становится материальной силой замечает, что теория, как таковая, не может завладеть сознанием, ибо она сложна, отвлеченна, лишена образно-эмоциональной привлекательности Но теория может дать толчок идеологическому мифотворчеству политиков Завладеть массами может лишь идеология, т.е. авторитарная псевдорелигия, которая формируется во взаимодействии масс и политиков-демагогов, апеллирующих к коллективному бессознательному Идеология, возникнув, начинает жить и развиваться по законам мифа Теория в ней изменяется до неузнаваемости, становясь служанкой массовых инстинктов До знакомства с идеологией массы принимали жизнь со всеми ее сложностями и противоречиями Вобрав в себя идеологию, массовое сознание порождает чудовищные гибриды - национал социализма или большевизма, затмевающие разум и совесть, подобно Фрейду, отмечает возрастающий конфликт между культурой и природой человека Но он настойчиво утверждает мысль о культуре, истинной стихии жизни человека и как основании свободы Возврат к природе - есть бегство Он возможен в форме коллективного невроза Только усилия разума могут спасти человечество


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!