Эрих Фромм жизнь, творчество, мировоззрение



Научно-философское направление, связанное с работами Эриха Фромма и некоторых других психоаналитиков, работавших в 30-70-е годы, называют неофрейдизмом или культурным фрейдизмом От психологии они двигались в сторону культурологии и этнологии. Эрих Фромм, в отличие от психоаналитиков-ревизионистов первой волны - В.Райха, К.Г. Юнга, А. Адлера - не вступал во имя ортодоксии в пререкания с Фрейдом и не имел в виду строить свою собственную версию психоанализа

Фромм начал свою научную деятельность в тот период, когда научное сообщество опиралось - даже в социо-гуманитарных науках - на парадигмы опытного естествознания. Писать в 20-30 годы о душе человека, искусстве любви, бегстве от свободы"- мог только философ, не претендующий на строгую научность. В творчестве Фромма психоанализ представлен - наряду с марксизмом, экзистенциализмом, философской антропологией - как компонент общей науки о человеке, можно даже сказать, философской публицистики

Эрих Фромм родился 23 марта в еврейской семье, где царствовал дух трудолюбия, религиозности и обрядоверия Его отец - удачливым дельцом - торговал виноградным вином Предки по отцовской линии были раввинами Но у Фромма с детства была антипатия к людям, видящим смысл жизни в зарабатывании денег Его отношения с отцом не сложились. Мать, Розе Краузе, из русских эмигрантов, нежно любила сына и способствовала формированию его общительного характера, веры в свои силы и неиссякающей надежды

Эрих получил хорошее образование, знал древние и новые языки, интересовался Ветхим Заветом, культурами Востока, дзен-буддизмом Картина мира, владевшая воображением еврейских пророков, где лев и овца живут рядом, рано привлекли внимание мальчика и дали толчок его раздумьям о причинах зла, агрессии и основах мирного человеческого общежития. Являясь убежденным гуманистом, Фромм болезненно реагировал на такие явления, как рост преступности, увеличение числа самоубийств, считая, что подобные факты противоречат человеческой природе Огромный протест и искренне непонимание вызвала у него первая мировая война, в которой участвовали самые цивилизованные европейские государства. Стремясь разрешить эти противоречия, Фромм увлекается психоанализом

В году он поступает во Франкфуртский, а затем переходит в Гейдельбергский университет, где изучает психологию, философию, социологию. Его учителями были Макс Вебер, Карл Ясперс, Генрих Риккерт, Альфред Вебер. -доктор философии Он заканчивает образование в Мюнхене, в берлинском институте психоанализа получает диплом психоаналитика и в году становится врачом Он расширяет лечебную процедуру психоанализа, превращая ее в доверительное, чуть ли не дружеское общение с пациентом Гуманистический психоанализ должен был, согласно Фромму, стать обязательным элементом цивилизации, дополняющим образовательно-воспитательную систему Задачу психоанализа Фромм видел не в приспособлении к обществу, а в том, чтобы помочь каждому человеку стать самим собой, правильно сделать жизненный выбор

Наиболее значимыми мыслями и стимуляторами исследовательской мысли Фромма были З. Фрейд, К. Маркс, Я. Бахофен Учение последнего о материнском праве стало для Фромма важным аргументом в его полемике с сексуальной теорией Фрейда Почти десять лет Фромм связан с Франкфуртским институтом социальных исследований, который возглавлял Макс Хоркхаймер. Фромм руководит отделом социальной психологии и уже в году на основе эмпирических исследований делает вывод о вероятном приходе Гитлера к власти В духе Франкфуртской школы Фромм разрабатывает критическую социологию вместе с Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймером, стремясь сочетать идеи молодого Маркса, его критику капитализма с экзистенциализмом, психоанализом и философской антропологией Вслед за Паскалем, Ницше, Кассирером, Фромм анализирует в своих работах ситуацию человека в мире, подчеркивая открытость, незавершенность, свободу, эксцентрический и трагический характер человеческого бытия Суть антропологии Фромма состоит в том, что спонтанность и разумность как бы пересиливают инстинктивно-биологические черты человека и пересотворяют его в качестве вида Отталкиваясь от натурализма и позитивизма, Фромм ищет опору в этике и религии, в которых он, однако всегда оставался антропоцентристом

Социалистического Манифеста Выступая против войны во Вьетнаме, он оказывается в оппозиции к американским властям

Критика буржуазного истэблишмента, социалистические взгляды, экзистенциалисткое мироощущение и блестящий талант лектора-публициста сделали Фромма любимцем молодежи, В ФРГ посмертно издано десятитомное собрание его сочинений Свой архив Фромм завещал доктору Райнеру Функу, впоследствии президенту Всемирного общества Эриха Фромма в Тюбингене Оценивая заслуги и черты личности выдающегося мыслителя ХХ века, доктор Функ писал о свойственной Фромму неразрывности мысли и жизни написанного и прожитого, убеждений и характера

Публицистический пафос работ Фромма отражает мироощущение радикально-гуманистической молодежи и интеллигенции Запада годов Он связан с критикой отчуждения - машинизации общества, потребительской и рыночной психологии Однако в его творчестве мы находим и вечные проблемы, идеи, относящиеся к положению человека в мире, смыслу истории, борьбе за свободу, справедливость, творческую самореализацию человека Их психоаналитическое освещение составляет несомненную заслугу Фромма


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!