Типы потребностей общения и типы неврозов



Во многих своих работах Хорни рассматривает проблемы межличностной коммуникации, то, что мы в России называем общением, вкладывая в это понятие особый смысл. Общение - не только необходимость, но и свобода, не только норма, но и ценность, не только средство, но и цель. Значение общения как условия психического здоровья подчеркивал Адлер Ценность общения для коллективного творчества и поддержания культуры - очевидна.Но складывается ощущение, что современная культура, система воспитания и образования не учат людей искусству общения, что многие люди не могут развиться до нормального здорового состояния именно из-за скудности или бессмысленности того типа общения, к которому они привыкли и на которое способны. Поэтому идея Хорни о тесной взаимосвязи симптоматики неврозов с типами общения, с установками по отношению к другим людям заслуживает самого серьезного внимания.

Хорни в своей психоаналитической практике столкнулась с неврозами, вызванными не подавлением сексуальных или агрессивных влечений, а неудовлетворенностью социальных потребностей - в эмоциональном контакте, поддержании престижа и

Пытаясь систематизировать социальные потребности общения, она делит их на три типа: направленные к людям, против людей и от людей Различные культуры неодинаково относятся к этим потребностям, давая перевес то одной, то другой из них.

У каждой личности доминирует обычно один тип потребностей общения, благодаря чему все личностные проблемы приобретают специфическую окраску Доминирующий тип потребностей определяет тип характера Характеры отличаются друг от друга степенью открытости, контактности, конкурентности, агрессивности, замкнутости.

Естественно предположить, что удовлетворенность общением и польза от него - в смысле активизации развития, поддержания психического здоровья и равновесия связана с частотой, качеством и интенсивностью контактов с людьми При этом даже сильно акцентуированные, предрасположенные к неврозу люди могут развиваться в сторону большего равновесия, чувствовать себя комфортно, когда имеют достаточный для них уровень и качество контактов. И, напротив, здоровые люди невротизируются, если их общение неудовлетворительно

Любой тип характера имеет широкий спектр потребностей общения Каждому человеку - в разной степени свойственны потребности в любовно-дружеских, конкурентных, властных отношениях, в самостоятельности и причастности к группе Все эти потребности можно реализовать лишь взаимодействуя с другими людьми, выработав определенные навыки, благоприятный стиль общения

И вот оказывается, что один человек удовлетворяет свои потребности общения сравнительно легко, чувствует себя здоровым и свободным, а другой должен вести постоянную борьбу из их удовлетворение и поэтому чувствует себя скованным и напряженным Характером и обстоятельствами люди вынуждаются к уступчивости, доминированию или изоляции

Тип невроза обусловлен усилением одного из элементов базового тревожного фона - враждебности, покинутости, неподконтрольности ситуации

Если человек направлен преимущественно к людям уступчивый тип, то для него характерно стремление присоединиться к более влиятельной личности. Свои агрессивные устремления он подавляет Несмотря на уступчивость такой человек не способен любить людей

Если доминирует направленность против людей, мы имеем дело с агрессивным типом Для него характерно представление о жизни, как борьбе всех против всех Другие для него - враги Главная цель каждого, по его мнению, - победа и контроль над другими. Никому нельзя до конца доверять В агрессивном человеке могут быть привязанности и симпатии. Но он рассматривает их как слабости и вытесняет

Направленность от людей формирует тип разобщенной личности Человек испытывает потребность в эмоциональной дистанции Близкий контакт вызывает у него тревогу Чтобы быть независимым, он готов ограничить свои потребности, подавить чувства, воздержаться от оценок, которые могут вызвать спор

Рассмотренные невротические симптомы служат средством разрешения базового конфликта Первые две направленности - к людям и против людей выражают стремление подавить определенные стороны личности и дать преимущество противоположным: уступчивому или агрессивному поведению Третий тип поведения - уход - имеет целью подавить как уступчивость, так и агрессивность Часто это - безуспешная попытка, ибо она не уничтожает потребности в общении

Невротический конфликт разрывает человека, причем невротик слеп в отношении того, что с ним происходит Если ему сказать об этом, он станет уклоняться от объяснений и даже терять интерес к разговору Его силы уходит на то, чтобы отвергнуть конфликт и создать искусственную гармонию С этой целью выстраиваются защитные механизмы Среди них - попытка затмить часть конфликта и придать больший вес противоположной тенденции.

Другой механизм - создание идеализированного образа себя Вместо того чтобы уходить от других, можно уйти от себя. Реальное я становится несущественным На его место выдвигается вымышленное представление о себе: я совсем не такое ничтожество, за которые вы меня принимаете. Посмотрите, какие у меня идеалы, какая душа Были бы только условия...

Под идеализированным я понимается ошибочное представление человека о себе. Человек верит, что он такой, каким себя придумал Хорни приводит в пример карикатуру, на которой изображена полная, средних лет женщина, видящая себя в зеркале стройной и юной девушкой. За свое "идеализированное я" невротик цепляется всеми силами. Чем больше он стремится уподобиться своим идеалам, тем больше его разрыв с действительностью и тем сильнее подавляется его реальное я Таким образом, возникает почва для одного из самых распространенных в США неврозов

Чем шире сфера свободы, выше идеалы культуры, тем больше число неудачников, которые их не достигают. Для них мир, общество, другие люди оказываются ответственными за их неудачи и просчеты. Поэтому они проникаются мстительным чувством Хорни считает, что формирование идеализированного образа я - наиболее распространенный механизм невроза в Америке Цель психоаналитической терапии в этом случае состоит в разрушении вымышленного образа, который сковывает человека, отгораживает его от мира и других людей Одновременно терапевт старается нащупать основные черты реального я, заставляет пациента вернуться к нему, придав ему моральную значимость.

Восстановление душевного здоровья должно идти по двум линиям.Первая - освобождение от тирании идеализированного я, а вторая - самоанализ Смена социальных ролей в семье, коллективе, общественной организации помогает приблизится к реальному я Терапия, по Хорни, не замыкается в стенах психоаналитического кабинета. Одна должна осуществляться в жизни самим пациентом, который, по совету врача, меняет профессию, образ жизни, перестраивает отношения с близкими людьми

Уже отмечалось, что Фрейд считал репрессивность культуры главной причиной невротизма. Хорни полагает, что понятие репрессии не выражает сути дела Культура действительно навязывает человеку некоторую идеализацию. Но это не означает сужения возможностей. Скорее наоборот Идеализация культуры как источник невроза, есть плата за ее богатство и разнообразие, а значит и за богатство индивидуальной жизни Культура виновата не в том, что жестока и деспотична, а в том, что слишком щедра и либеральна

Конфликт создается, однако, не самой культурой, а неспособностью человека трезво оценить свои силы, сделать правильный выбор Человек оказывается недостаточно развит, плохо оснащен интеллектуально и морально для того, чтобы стать вровень с культурой. В значительной степени он сам ответственен за свой невроз Но ответственность лежит также на системе воспитания и образования, на массовой культуре с ее ложными стандартами счастья. Разрушение иллюзорного я Хорни считает главным условием освобождения от невроза

Для Фрейда невроз есть возврат к низшему, досоциальному, инфантильному. Согласно Хорни, невротик не падает вниз, а, скорее, прыгает слишком высоко, где невозможно закрепиться. Он создает идеализированный образ себя, который невозможно реализовать. Но хочется спросить: а как же быть с идеальными стремлениями Какая должна существовать дистанция между реальным обликом человека и его идеалом Ясного ответа на эти вопросы мы у Хорни не находим Она говорит лишь, что структура личности, сформированная на противостоянии идеального и реального я - принадлежит прошлому У современного человека, с его плюрализмом ценностей, идеальное и реальное должны быть сближены. Идеал должен объединять, а не разъединять людей

В соответствии со своей моделью социальных потребностей Хорни выделяет четыре распространенных невротических черты личности.

Первая - стремление завоевать любовь, одобрение других. Бессознательно человек руководствуется принципом: "Если вы любите меня, то вы не сделаете мне зла". Он любой ценой хочет заслужить одобрение, тратит массу усилий, чтобы нравиться, вызывать восхищение. Чувствителен к малейшим признакам невнимания. Обижается, если его не пригласили туда, куда он, в сущности, и не хотел идти, не упомянули в каком-то выступлении. Невротическое недоверие, враждебность к миру проявляются здесь в том, что человек требует любви и внимания от других, но сам внутренне пуст, не способен излучать тепло Он лишь притворяется любящим и внимательным Постепенно усиливается противоречие: чем больше человек старается привлечь к себе симпатии окружающих, тем он менее приятен в общении и тем больше им пренебрегают Таким образом, естественное, в принципе, желание заслужить похвалу, превращается в невротическую зависимость от одобрения или неодобрения других

Вторая невротическая черта - стремление к властиЗдесь бессознательный мотив такой: если я сильнее вас, вы не сможете мне навредить Стремление к власти может быть связано и с осознаваемыми мотивами Но у невротика оно вырастает на основе страха, беспокойства, чувства неполноценности Будучи неуверен в себе, он боится, чтобы другие не заметили его неуверенности Поэтому он хочет быть правым во всем, превосходить всех конкурентов Он подчеркивает свое право руководить Даже в группе друзей он пытается навязать свое решение Сексуальные отношения служат для него средством самоутверждения

Третья черта - невротический уход Человек стремится быть независим от других Проявляет подчеркнутое безразличие к оценкам его поступков Его принцип: Если для меня неважно мнение других, то они для меня не опасны Четвертая черта - невротическая уступчивость Чувство неуверенности заставляет принимать чужие мнения.Человек готов выполнить любую работу, принять любой совет, уступить внешнему давлению Он вступает в любовную связь, если другой на этом настаивает, покупает ненужный товар, не имея силы отказать продавцу Принцип уступчивого невротика если я подчиняюсь другим, уступаю им, они не будут мне вредить

Базовый конфликт, непреходящее беспокойство, являются, согласно Хорни, причиной неустанных поисков, самосовершенствования, но при неблагоприятных условиях превращаются в невротический страх

Универсальным культурным ответом на базовый конфликт может быть религия Снимая с человека часть ответственности, примиряя его с судьбой, она открывает в образе Бога устойчивую, твердую реальность Не видя, однако, возможности для возрождения религии в научно-индустриальном обществе, Хорни считает более вероятной ситуацию, когда каждый человек будет предан душой своему делу и сможет реализовать в нем свои способности. Однако американская культура далеко не всегда создает для этого условия Она культивирует индивидуализм, эгоцентризм, формирует в личности идеализированное я, на поддержание и выражение которого уходят жизненные силы, тогда как реальное я остается неразвитым


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!