Содержательный анализ рисунка «Несуществующее животное».



В норме рисунок расположен по средней линии (или несколько левее) и чуть выше середины листа бумаги. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, неудовлетворенность собственным положением в обществе и недостаточным признанием, претензия на продвижение, тенденция к самоутверждению, потребность в признании. Повышение положения рисунка на листе бумаги — со стремлением соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения.

Положение в нижней части листа — обратный показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем социальном положении отсутствие стремления быть принятым окружением, склонность к фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.

Правая и левая полуплоскость листа имеют противоположную каннотацию по оппозициям "пассивность-деятельность", "внутреннее-внешнее", "прошлое-будущее". Соответственно расценивается местоположение рисунка вправо и влево от средней линии листа, а также ориентация головы и тела животного вправо, влево, в фас. Местоположение скорее символизирует готовые к реализации состояния и реакции на момент рисования, в то время как ориентация головы и тела символизирует общую направленность в сторону достижения тех или иных состояний в рамках указанных оппозиций.

Голова, направленная вправо, — устойчивая тенденция к действию: почти все, что обдумывается и планируется, осуществляется, или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Ребенок настроен на реализацию своих установок и намерений. Голова, направленная влево, — тенденция к рефлексии, к размышлению, "не человек действия". Лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться.
Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемыйчто-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки.
Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц.
Ресницы – истероидно – демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически -чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек - кудрей, цветково - функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа - крылья или щупальца и т. д.). Украшающие детали -демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению.
Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т. п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью - если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой зашиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного.
Справа - больше в процессе деятельности (реальной).
Слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей - только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т. п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но «усложняющих» конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него.) Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность.
Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, - свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного - рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетйус» и т.п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кускус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклетамиешиния» и т.п.).

 

Приложение №4.

Интерпретация рисунков «Дом. Дерево. Человек»

 

а). Собственно дом:

- Дом старый, развалившийся - иногда субъект таким образом может выражать отношение к самому себе.

- Дом вдали - чувство отверженности.

- Дом вблизи - открытость, доступность, чувство теплоты и гостеприимности.

- План дома (проекция сверху) - серьезный конфликт.

- Разные постройки - агрессия.направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

- Ставни на окнах закрыты - субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.

- Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) - отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

б). Стены:

- Задняя стена, изображенная с другой стороны, необычно - сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции.

- Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями - субъект стремиться сохранить (не потерять) контакта с реальностью.

- Стена при отсутствии ее основы - слабый контакт с реальностью.

- Стена с акцентированным контуром основы - субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

- Стена с акцентированным горизонтальным измерением - плохая ориентировка во времени, доминирование прошлого или будущего. Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.

- Боковой контур стены слишком тонок и неадекватен - предчувствие катастрофы.

- Контуры стены слишком акцентированы - сознательное стремление сохранить контроль.

- Стена изображена в одномерной перспективе (только одна сторона дома) - Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

- Прозрачные стены - неосознанное влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

- Стена с акцентированным вертикальным измерением - субъект ищет наслаждений прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

в). Двери:

- Отсутствие дверей - субъект испытывает трудности в стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

- Двери (одни или несколько) задние или боковые - отступление, отрешенность, избегание, неприятие реальности, неприступность.

- Двери открыты - верный признак откровенности, достижимости. Ели дом жилой - сильная потребность к теплу извне или стремление продемонстрировать доступность, откровенность.

- Двери очень большие - чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

- Двери очень маленькие - нежелание выпускать свое "Я". Чувство несооветствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.

- Двери с огромным замком - враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

г). Окна:

- Первый этаж многоэтажного дома был прорисован в последнюю очередь - отвращение к межперсональным отношениям, тенденция к изоляции от действительности.

- Окна сильно открытые, распахнутые - субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок - отсутствие стремления скрывать свои чувства.

- Окна полностью закрыты занавесками - озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

- Окна без стекол - враждебность, отчуждение.

- Окна отсутствуют на нижнем этаже, но имеются на верхних этажах - "пропасть" между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

д). Крыша:

- Крыша, сорванная ветром или разрушенная дымовая труба - символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от его собственной силы воли.

- Крыша прорисована жирным контуром, не свойственным всему остальному рисунку - фиксация на фантазиях, как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.

- Необычно тонкий контур края крыши - переживание ослабления контроля фантазий.

- Необычно толстый контур края крыши - чрезмерная озабоченность контроля над фантазиями.

- Крыша плохо сочетается с нижним этажом - плохая личностная ориентация.

- Карниз крыши акцентирован ярким контуром или продлеванием за стены - усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

- Дым из трубы очень густой - значительное внутренне напряжение.

- Дым тоненькой струйкой - чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

- Отсутствие дымовой трубы - субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.

- Труба почти невидима (спрятана) - нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

- Труба нарисована косо по отношению к крыше - норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

- Водосточные трубы - усиленная защита и, обычно, мнительность.

Человек.

а). Голова:

- Голова большая - неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

- Голова маленькая - переживание интеллектуальной неадекватности.

- Нечеткая прорисовка головы - застенчивость, робость.

- Голова прорисовывается в последнюю очередь - межперсональный конфликт.

- Большая голова у фигуры противоположенного пола - мнимое превосходство противоположенного пола и более высокий его социальный приоритет.

б). Шея:

- Подчеркнутая шея - потребность в защитном интеллектуальном контроле.

- Чрезмерно крупная шея - осознание телесных импульсов, старание их контролировать.

- Длинная тонкая шея - торможение, регрессия.

- Толстая короткая шея - уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

в). Плечи:

- Плечи чрезмерно крупные - ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность силой и властью.

- Плечи мелкие - ощущение малоценности, ничтожности.

- Плечи слишком угловатые - признак чрезмерной осторожности, защиты.

- Плечи покатые - уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

- Плечи широкие - сильные телесные импульсы.

г). Туловище:

- Туловище угловатое или квадратное - мужественность.

- Туловище слишком крупное - наличие неудовлетворенных, неосознаваемых субъектом потребностей.

- Туловище ненормально маленькое - чувство унижения, малоценности.

д). Лицо:

- Лицо акцентировано - сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

- Подбородок слишком подчеркнут - потребность доминировать.

- Подбородок слишком крупный - компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

- Уши акцентированы - возможны слуховые галлюцинации. Случается у особо чувствительных к критике.

- Уши слишком маленькие - стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

- Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы - сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

- Глаза изображены как пустые глазницы - значимое стремление избегать визуальных стимулов, враждебность.

- Глаза выпучены - грубость, черствость.

- Глаза маленькие - погруженность в себя.

- Подведенные глаза - грубость, черствость.

- Длинные ресницы - кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

- Полные губы на лице мужчины - женственность.

- Рот клоуна - вынужденная приветливость, неискренность.

- Рот впалый - пассивная значимость.

- Нос широкий, выдающийся, с горбинкой - презрительная установка, тенденции мыслить ироническими социальными стереотипами.

- Акцентированные ноздри - примитивная агрессия.

- Зубы четко прорисованы - агрессивность.

- Лицо неясное, тусклое - боязливость, застенчивость.

- Подобострастное выражение лица - незащищенность.

- Лицо, похожее на маску - осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденность.

- Брови редкие, короткие - презрение, изощренность.

- Волосы - признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней).

- Волосы сильно заштрихованы - тревога, связанная с мышлением или воображением.

- Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову - субъектом управляют враждебные чувства.

е). Конечности:

- Большой размах рук - интенсивное стремление к действию.

- Руки шире у ладоней или у плеча - недостаточный контроль действий и импульсивность.

- Руки, изображенные не слитно с туловищем - субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из под контроля.

- Руки скрещены на груди - враждебно-мнительная установка.

- Руки за спиной - нежелание уступать, идти на компромиссы даже с друзьями. Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных тенденций.

- Руки длинные и мускулистые - субъект нуждается в физической силе, ловкости и храбрости как в компенсации.

- Руки слишком длинные - чрезмерно амбициозные стремления.

- Руки расслабленные и гибкие - хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.

- Руки напряжены и прижаты к телу - неповоротливость, ригидность.

- Руки очень короткие - отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.

- Руки слишком крупные - сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.

- Отсутствие рук - чувство неадекватности при высоком интеллекте.

- Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне - социально-ролевой конфликт.

- Руки изображены близко к телу - напряжение.

- Большие руки и ноги у мужчины - грубость, черствость.

- Сужающиеся руки и ноги - женственность.

- Руки длинные - желание чего-либо достигнуть, завладеть чем-либо.

- Руки длинные и слабые - зависимость, потребность в опеке.

- Руки, повернутые в стороны, достающие что-либо - зависимость, желание любви, привязанности.

- Руки вытянуты по бокам - трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

- Руки сильные - агрессивность, энергичность.

- Руки тонкие, слабые - ощущение недостаточности достигнутого.

- Рука, как боксерская перчатка - вытесненная агрессия.

- Руки за спиной или в карманах - чувство вины или неуверенности в себе.

- Руки неясно очерчены - нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

- Руки большие - компенсация ощущаемой слабости и вины.

- Руки отсутствуют у женской фигуры - материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

- Пальцы отделены (отрублены) - вытесненная агрессия, замкнутость.

- Большие пальцы - грубость, черствость, агрессия.

- Пальцев больше пяти - агрессивность, амбиции.

- Пальцы без ладоней - грубость, черствость, агрессия.

- Пальцев меньше пяти - зависимость, бессилие.

- Пальцы длинные - скрытая агрессия.

- Пальцы сжаты в кулаки - бунтарство, протест.

- Пальцы прижаты к телу - вытесненный протест.

- Кулаки далеко от тела - открытый протест.

- Пальцы крупные, похожие на гвозди или шипы - враждебность.

- Пальцы одномерные, нарисованные в виде петли - сознательные усилия против агрессивных чувств.

- Ноги непропорционально длинные - сильная потребность в независимости и стремление к ней.

- Ноги слишком короткие - чувство физической и психологической неловкости.

- Рисунок начат со ступней и ног - боязливость.

- Ступни не изображены - замкнутость.

- Ноги широко расставлены - откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

- Ноги неодинаковых размеров - амбивалентность в стремлении к независимости.

- Ноги отсутствуют - робость, замкнутость.

- Ноги акцентированы - грубость, черствость.

- Ступни непропорционально длинные - потребность в безопасности. Потребность демонстрировать мужество.

- Ступни непропорционально мелкие - скованность, зависимость.

д). Лицо:

- Лицо акцентировано - сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

- Подбородок слишком подчеркнут - потребность доминировать.

- Подбородок слишком крупный - компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

- Уши акцентированы - возможны слуховые галлюцинации. Случается у особо чувствительных к критике.

- Уши слишком маленькие - стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

- Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы - сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

- Глаза изображены как пустые глазницы - значимое стремление избегать визуальных стимулов, враждебность.

- Глаза выпучены - грубость, черствость.

- Глаза маленькие - погруженность в себя.

- Подведенные глаза - грубость, черствость.

- Длинные ресницы - кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

- Полные губы на лице мужчины - женственность.

- Рот клоуна - вынужденная приветливость, неискренность.

- Рот впалый - пассивная значимость.

- Нос широкий, выдающийся, с горбинкой - презрительная установка, тенденции мыслить ироническими социальными стереотипами.

- Акцентированные ноздри - примитивная агрессия.

- Зубы четко прорисованы - агрессивность.

- Лицо неясное, тусклое - боязливость, застенчивость.

- Подобострастное выражение лица - незащищенность.

- Лицо, похожее на маску - осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденность.

- Брови редкие, короткие - презрение, изощренность.

- Волосы - признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней).

- Волосы сильно заштрихованы - тревога, связанная с мышлением или воображением.

- Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову - субъектом управляют враждебные чувства.

ж). Поза:

- Голова изображена так, что виден затылок - стремление к замкнутости.

- Голова в профиль, тело в анфас - тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.

- Человек, сидящий на краешке стула - сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрения.

- Человек изображен бегущим - желание убежать, скрыться от кого-либо.

- Человеческая фигура имеет видимые нарушения пропорция между правой и левой сторонами - отсутствие личного равновесия.

- Человек без определенных частей тела - указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей.

- Человек в слепом бегстве - возможны панические страхи.

- Человек в плавном легком шаге - хорошая приспособляемость.

- Человек - абсолютный профиль - серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

- Профиль амбивалентный (некоторые части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным) - особо сильнаяфрустация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

- Неуравновешенная стоячая фигура - напряжение.

- Куклы - уступчивость, переживание доминирования окружения.

- Робот вместо мужской фигуры - деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.

- Фигура из палочек - может означать увиливание и негативизм.

- Фигура бабы-яги - открытая враждебность к женщинам.

- Клоун или карикатура - свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение.

3. Дерево.

а). Форма листвы:

- Круглая крона - экзальтированность, эмоциональность.

- Круги в листве - поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувcтвапокинутости и разочарования.

- Ветви опущены - потеря мужества, отказ от усилий.

- Ветви вверх - энтузиазм, порыв, стремление к власти.

- Ветви в разные стороны - поиск самоутверждения, контактов; суетливость, чувствительность к окружающему.

- Листва из кривых линий - восприимчивость, открытое восприятие окружающего.

- Ветви выходят из одного участка на стволе - детские поиски защиты, норма для ребенка до семи лет.

- Ветви нарисованы одной линией - бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.

- Пальма - стремление к перемене мест.

- Плакучая ива - недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов, возвращение к прошлому и опыту детства, трудности в принятии решений.

б). Ствол:

- Ствол из одной линии - отказ реально смотреть на вещи.

- Ствол нарисован тонкими линиями а крона толстыми - может самоутверждаться и действовать свободно.

- Линии ствола прямые - ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.

- Линии ствола кривые - активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

- Ветви не связаны со стволом - уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка "убежать" от нее в мечты и игры.

- Ствол оторван от земли - недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.

- Ствол расширяется книзу - поиск надежного положения в своем кругу.

- Ствол сужается книзу - ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры.

в). Прочее:

- Нарисовано два дерева - таким образом субъект может символизировать себя и другого близкого ему человека.

- Много деревьев в одном рисунке - детское поведение, возможно, испытуемый не следует заданной инструкции.

- Земля изображена одной чертой - сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.

- Земля изображена несколькими различными чертами - действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале.

Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами, Если показатель отсутствует, ставится ноль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. Приналичие большинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие основных деталей лица: глаз, носа или рта – 2 балла (симптомокомплекс «трудности в общении»), факт изображения человека в профиль в том же симптомокомплексе – 1 балл (см. табл. 1). Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данногосимптомокомплекса.

Симптомокомплексы теста «Дом – Дерево – Человек»

Симптомы Балл
Враждебность
1. Отсутствиеокон 0,2
2. Дверь – замочнаяскважина 0,1
3. Оченьбольшоедерево 0,1
4. Дерево с краюлиста 0,1
5. Обратныйпрофильдерева, человека 0,1
6. Ветки двух измерений, как пальцы 0,1
7. Глаза – пустыеглазницы 0,2
8. Длинныеострыепальцы 0,2
9. Оскал, виднызубы 0,1
10. Агрессивнаяпозициячеловека 0,1,2
11. Задняя стена дома изображена с другой стороны, необычно 0,1
12. Двери с огромнымзамком 0,2
13. Окнабезстекол 0,1
14. Отсутствие окон на первом этаже дома 0,1
15. Волосы не заштрихованы, незакрашены, обрамляют голову 0,1,2
16. Рукискрещенынагруди 0,1
17. Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) 0,1,2
18. Карикатурноеизображение 0,1,2
19. Зубчатыенеровныелинии 0,1,2
20. Фигура Бабы–Яги (к женщинам) 0,1
21. Крона – клубок 0,1,2
22. Другиевозможныепризнаки 0,1
Конфликтность
1. Ограниченияпространства 0,1,2
2. Перспективаснизу (взглядчервя) 0,1,2
3. Перерисовываниеобъекта 0,2
4. Отказ рисовать какой–либо объект 0,2
5. Деревокакдвадерева 0,2
6. Явное несоответствие качества одного из рисунков 0,2
7. Противоречивостьрисунка и высказывания 0,1
8. Подчеркнутаяталия 0,1
9. Отсутствиетрубынакрыше 0,1
10. Другиевозможныепризнаки 0,1
Агрессивность
1. Разныепостройки 0,1,2
2. Ноздрислишкомподчеркнуты 0,1
3. Зубычетконарисованы 0,1,2
4. Рукисильные 0,1,2
5. Рукакакбоксерскаяперчатка 0,2
6. Пальцыотделены 0,1,2
7. Большиепальцы 0,2
8. Пальцевбольшепяти 0,2
9. Пальцыдлинные 0,2
10. Оружие 0,1,2
11. Мало гнутых линий, много острых углов 0,1,2
12. Линии с нажимом 0,1,2
13. Штриховкаотсебя 0,1,2
14. Закрытаягустаялиства 0,1,2
15. Штриховкаствола 0,1
16. Другиевозможныепризнаки 0,1
Негативизм
1. Разныепостройки 0,1,2
2. Боковая стена, изображенная в одномерной перспективе 0,1
3. Ушималенькие 0,1
4. Ушислишкомподчеркнуты 0,1,2
5. Пальцысжаты в кулак 0,1,2
6. Кулакиприжаты к телу 0,2
7. Кулакидалекооттела 0,1,2
8. Ногинепропорциональнодлинные 0,2
9. Ногиширокорасставлены 0,1

 

Приложение № 6.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 34; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!