Методика теста Дж. Бака «Дом. Дерево.Человек».



Цель: выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.

Для выполнения теста ДДЧ испытуемому ребенку мы предложили бумагу, простой карандаш, листок. Стандартный лист для рисования сложили пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написали «ДОМ», на второй и третьей в вертикальной позиции сверху каждого листа – соответственно «ДЕРЕВО» и «ЧЕЛОВЕК», на четвертой – имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования использовали простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима.

Обследование начиналось с беседы, которая была направлена на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предлагаемой работе. После этого ребенку предлагалось задание: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого мы отвечали, что он может рисовать так, как ему хочется. Во время теста проводилось наблюдение за тем, как ребенок рисует.

Качественный анализ рисунков проводился с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.

Для анализа рисунков использовали три аспекта оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива. Так как детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации, то мы обращали внимание на то, как испытуемый работал, какие детали рисовал с особым старанием. Если во время работы над рисунком ребенок подчеркивал или стирал некоторые детали рисунка, а также если он возвращался к ним, значит он выражал позитивное отношение к своим действиям. Если же пропускал основные детали рисуемых объектов, значит выражал негативное отношение.

Интерпретация таких значимых деталей помогла выявить некоторые конфликты, страхи, переживания испытуемых. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуально. Например, отсутствие таких основных деталей человека, как рот или глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание.

Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуации или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении.

Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта. [17]

Интерпретация рисунков «Дом. Дерево. Человек» содержится в приложении №.4.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!