Злоба первосвященника



Слепая ярость и нетерпимость, лишившись повода для ложного обвинения, сорвали первосвященника с его места, и он безумие разума своего обнаружил в движении тела. Чем больше Иисус сохранял молчание относительно лжесвидетельств и бесчестных священников, недостойных Его ответа, тем больше первосвященник, охваченный яростью, провоцировал Его дать ответ, чтобы найти в нем повод для обвинения. А Иисус оставался спокоен, потому что как Бог Он знал, что в повод для обвинения будет переиначено все, что бы Он ни ответил. Иероним Стридонский, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! Это Он сделал для того, чтобы усилить обвинение и свои слова подтвердить самым делом. И так как слова его привели в страх слушателей, то они точно так же, как и во время осуждения Стефана, затыкали уши свои. Но в чем состоит эта хула? Ведь и прежде Христос говорил собравшимся к Нему: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (Мф 24:44; Пс 109:1), и изъяснил эти слова; и они тогда не смели говорить, а молчали, и с того времени ни в чем уже Ему не противоречили. Как же теперь слова Его они назвали хулой? Для чего и Христос дал такой ответ? Для того чтобы отнять у них всякое извинение, так как Он учил их до последнего дня, что Он есть Христос, сидит одесную Отца и имеет прийти опять судить вселенную, - что само свидетельствовало о совершенном Его согласии с Отцом. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Того, кого ярость подняла с седалища первосвященника, та же ярость заставила разодрать одежды свои. Раздирая свои одежды, Каиафа показал, что иудеи потеряли славу священства и что седалище первосвященника теперь было не занято. В обычае иудеев раздирать свои одежды, когда они слышат хулу на Бога. То же, как мы читаем, делали Павел и Варнава, когда в Ликаонии их почитали как богов. Иероним Стридонский, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Чтобы выразить тревогу по поводу только что услышанных слов, Каиафа разодрал одежды свои. Не замечая собственного безумия, он лишил себя чести священника. Каиафа, куда же делся твой разум? <...> Ты забыл заповедь, данную о первосвященстве: не должен обнажать головы своей и раздирать одежд своих (Лев 21:10). Ты же, отчужденный теперь от такого достоинства, сам себе стал вершителем бесчестья. И в знак окончания этого ветхого постановления то же самое раздирание теперь происходит с одеянием первосвященника, которое вскоре произойдет и с завесой в храме. Лев Великий, Проповеди.

26:66—68 как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?

 

Ударили Его

Следовало бы сказать то, о чем сказал один из святых пророков: Подивилось сему небо и содрогнулось весьма премного, говорит Господь, Бог всяческих, Царь царствующих и Господь господствующих, и - Один из Нас бесчестится, и сносит бичевание, и терпит поругание от нечестивых, представляя нам образ Своего крайнего неискусозлобия. Ибо как испытующий сердца и внутренности (Откр 2:23) Податель всякого пророчества мог не знать, кто ударил Его? Кирилл Александрийский, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Плевали Ему в лицо

Подивись же любомудрию учеников - с какой тщательностью они повествуют об этом! Здесь ясно обнаруживается их любовь к истине: то, что кажется бесчестным, они пересказывают со всей точностью, ничего не утаивают, ничего не стыдятся, но еще и за великую честь считают - и справедливо, что Владыка вселенной благоволил понести за нас такие страдания. Это показывало неизреченную Его попечительность и непростительную злобу тех, которые со столь Кротким и Тихим поступали так, как только может поступать лев с агнцем. Ничего, ничего здесь не опущено, ни с Его стороны - в кротости, ни с их - в злобе и жестокости на словах и на деле. Все это предвозвестил и пророк Исайя, так, в кратких словах, выражая это поношение: как многие, говорит, изумлялись, смотря на Тебя - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих (Ис 52:14)! Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

И били Его

Подставляя Свой хребет для бичевания и ланиты для ударов; и не отвращая лица от поругания и оплеваний (Ис 50:6), Господь учил тому, что нас (как я думаю), которые были достойны претерпеть все это бесчестье, Он избавил от этого, Сам претерпев это за нас. Ибо Он умер за нас (Рим 5:8) не для того, чтобы мы не умирали, но чтобы мы не умирали за нас. И Он был заушаем и терпел оплевание ради нас, чтобы мы, которые были достойны всего этого за наши грехи, не претерпели этого, но <...> с благодарностью принимали это. И Павел говорит о Спасителе, что Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:8). Ибо нет ничего неподобающего в том, чтобы тот, кто хочет исчислить, насколько Христос смирил Себя, учитывал (помимо того, что изложил Павел, говоря: Он смирил Себя, быв послушным <даже до смерти>) [слова]: до ударов, до поругания, и оплеваний, и бичевания, и смерти, за что Бог превознес Его (Деян 5:31; Флп 2:9). Ибо не только за смерть, которую Он перенес ради нас, Бог вознес Его, но также за удары, оплевания и прочее. Поэтому Христос не отвратил лица Своего от поругания и оплеваний, дабы Его лик прославился более, чем был прославлен лик Моисея, столь великой и небывалой славой, что (по сравнению с прославлением Христовым) прославление лика Моисеева прекращается, как при виде солнца прекращается свет лампы, и как знание, которое отчасти, прекращается, когда настанет совершенное (1 Кор 13:10). Они били по Святой Главе Церкви, за что сами побиваются сатаной, не для того, чтобы не превозноситься, и не для того, чтобы совершенствоваться в добродетели, но для того, чтобы, преданные врагу и палачу, они поняли, что совершили грех, нанося удары Христу. И им было недостаточно только плевать Ему в лицо и заушать Его, но они еще и били Его по ланитам и, насмехаясь, говорили: Прореки нам, кто ударил Тебя. За это они получили вечное заушение и лишились всякого пророчества, терзаемые, и мучимые, и даже тогда не желающие принять наставления согласно пророчеству Иеремии о них: Ты поразил их, а они не почувствовали боли; и не захотели принять наставления (Иер 5:3). И ныне, кто оскорбляет кого-то из Церкви и поступает с ним таким же образом, те плюют в лицо Христово и бесчестят Христа, заушая и ударяя Его по ланитам. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!