Сначала по правую сторону



Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его... А почему Он не обратится сначала к тем, кто по левую сторону? Потому что Бог всегда больше хочет хвалить, а не осуждать. Ибо Он воздает добром тем, кто добр, в силу намерения Своего, потому что Он - добр; но злым воздает злом, против намерения Своего, потому что не хочет, но Он - Судья. Вот и человек, если делает что-то против своей природы, делает в нерешительности. Если бы Христос радовался наказанию грешников, то никогда бы не отдал Себя за них. Но говорит: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Вы дали то, что не могли иметь всегда, так примите то, чем будете обладать вечно. И верно, Царство Небесное не было создано по заслугам праведности людей, но создано силой Божьей. Анонимный комментарий.

 

25:35—40 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим,, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником,, и приняли? или нагим,, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

 

Помощь ближним

Затем, чтобы ты и с другой стороны видел справедливость приговора, Он еще прежде восхваляет тех, которые надлежащим образом исполнили свое дело, и говорит: приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я и вы дали Мне есть, и прочее; чтобы осуждаемые не сказали, что они ничего не имели, Он осуждает их, указывая на товарищей, подобно тому как осуждает и дев, указывая на дев, раба упивающегося и объедающегося - указывая на раба верного, раба, скрывшего свой талант, - указывая на раба, представившего два таланта; и вообще осуждает каждого грешника, указывая на исполнивших свои обязанности. <...> Но справедливость Своего приговора над осуждаемыми Он объясняет не только тем, что подобные им рабы при тех же обстоятельствах исполнили свои обязанности, но и тем, что осуждаемые оказались непослушными даже и в том, в чем бедность нисколько не служила препятствием, как, например, когда нужно им было напоить жаждущего, прийти к находящемуся в темнице, посетить больного. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Это можно понимать и в отношении учителей, дававших пищу учения алчущим праведности, дабы насыщались и укреплялись добрыми делами, дававших питье истины жаждущим познания Бога. Уча в слове [Божьем], они, конечно, насыщали их и давали им пить, крестя в Духе Святом тех, кто есть странники в мире этом. Ведь истинно странницы в этом мире - все души, которые скажут: Ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои. Проповедуя слово веры, они отводят души от любых заблуждений и делают их членами семьи святых, их соратниками. Самого Христа принимают те, кто, научая праведности, одевает нагих, то есть не имеющих одеяния праведности. И написано: Итак, облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол 3:12). Или они облекаются во Христа и крестят их во Христе, как написано: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал 3:27). Анонимный комментарий.

 

И мы ткем для зябнущего Христа одежду, когда принимаем премудрость, сотканную Богом, чтобы через [Его] учение мы научали других и облекали их в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол 3:12) и в прочие добродетели. И все эти духовные добродетели суть одежда для тех, которые слышат учение научающих этим добродетелям, согласно слову [апостола], говорящего: Облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение и прочее; а скорее, и в Самого Христа, Который и есть эти все добродетели для верующих, по слову [апостола], говорящего: Облекитесь в Господа Иисуса (Рим 13:14). Итак, когда мы наденем такого рода одежду на одного из [братьев] меньших, верующих во Христа, окажется, что мы одели Самого Господа, чтобы Слово Божие не пребывало нагим в этом мире (насколько это в наших силах). Так же мы должны поддерживать и странствующего Сына Божьего, и служителей Его тела, странствующих в [этом] мире, чистых ото всех телесных дел, как Он Сам говорит о Себе и Своих учениках: Потому что они не от мира, как и Я не от мира (Ин 17:14-16). И Христос ищет со Своими учениками душу, куда бы Ему вступить. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Тот, кто навещает больных и страдающих болезнями плотских пороков, кто исцеляет их лекарством учения, тот исцеляет в них Христа. Даже если Христос здоров в здоровых душах, Он болен в душах больных. Но так же и тот, кто приходит к людям, которые заживо спустились в мир мертвецов, совершая дела адские, то есть к людям, находящимся в темнице и под опекой бесов, как говорит Писание: Да сойдут они живыми в ад (Пс 54:16). Приходя к ним словом своим, он выводит их из темницы ада и освобождает от бесовской опеки. И они воздают ему благодарность свою: Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня. Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня (Пс 29:3-4). Анонимный комментарий.

 

Ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня (Мф 25:35).

И еще многое, что мы прочитали. Обретя веру, праведники скажут в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели (Мф 25:37- 38)? И прочее, что за этим следует. Так что же, возлюбленные мои? Неужели Господь наш голоден и испытывает жажду? Неужели наг Тот, Кто Сам сотворил все на небе и на земле, Кто вскармливает ангелов на Небе и всякий народ на земле, Кто не нуждается ни в чем земном, ибо сущность Его не убывает? Такое кажется невероятным. Однако легко поверить в то, в чем Он Сам сознается. Ведь Господь алчет не в Себе, но в Своих святых; Господь жаждет не в Себе, но в Своих бедняках. И наг Господь не в Себе - Он всех одевает, но в Своих рабах. И болен Господь не в Себе - Он всех больных в силах исцелить и смерть разрушить, но в Своих рабах. И странник Господь не в Себе - Ему принадлежат и небо, и земля, но в Своих рабах. И в темнице Господь не в Себе - Он в силах любого освободить от мучений, но в Своих святых. Теперь видите, возлюбленные, что святые не сами по себе: как святые претерпевают все это ради Господа, так и Господь терпит это ради святых вместе с ними. Епифаний Латинский, Толкование на Евангелия.

 

25:41—44 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим,, или жаждущим,, или странником, или нагим,, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

 

Вините себя

А осуждаемым говорит: идите от Меня, проклятые - не от Отца, так как не Он проклял их, но собственные их дела, - во огонь вечный, уготованный не вам, а дьяволу и ангелам его. Когда говорил Он о Царстве, то, сказав: приидите благословенные, наследуйте Царство, присовокупил: уготованное вам от создания мира, а говоря об огне, сказал не так, а присовокупил: уготованное диаволу. Я Царство готовил вам, говорит Он, огонь же не вам, но дьяволу и ангелам его; но так как вы сами ввергли себя в огонь, то и вините сами себя. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

И не только в этих, но и в следующих словах Он, как бы в оправдание Себя перед ними, представляет и причины их осуждения: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть. Если бы даже пришел враг, то не сильны ли бы были страдания его тронуть и преклонить самого немилосердного? Голод, холод, узы, нагота, болезнь, бесприютное блуждание всюду - и этого довольно к прекращению вражды. Но вы не поступили так и с другом - с Другом-благодетелем и Владыкой. Мы часто склоняемся, тронутые видом голодного пса и зверей в нужде; а ты, видя своего Владыку, не склоняешься? Чем можно извинить это? Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Несмотря на то, что Он мог сходным образом сказать неправедным: «Я был болен, и вы не посетили Меня, был в темнице, и вы не пришли ко Мне», Он, повествуя кратко, объединил обе части [сказанного выше], говоря: Был болен и в темнице, и не посетили Меня, потому что милосердному Судье было свойственно широко возвещать и прославлять добрые дела людей, а их дурные дела лишь мимоходом упоминать и кратко излагать. Но и праведные останавливаются на каждом слове, говоря: Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили, или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? Потому что праведным свойственно открыто и тщательно возвещать друг перед другом о своих добрых делах, а каждое по отдельности опровергать по своему смирению; словно бы Господь говорил: «Это и это добро вы сделали Мне», а они, отрицая, говорили бы: «Ни того, ни этого мы не сделали для Тебя». А неправедные не о каждом по отдельности [поступке], но поспешно говорят: Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? И они относят слова: «послужили Тебе» ко всему, словно бы сокращая или убавляя свои преступления, чтобы они не выглядели столь тяжкими, если тщательно перечислять каждое из них по отдельности. Потому что дурным людям свойственно свою вину (ради оправдания) либо не желать показывать, либо приуменьшать и облегчать. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим?

О, неисправимая непокорность грешников! Кто же не понимает, что любое зло, которое мы творим, совершается не потому, что мы тленны, а потому, что таковы наши помыслы? Ясно ведь, что тленная плоть отомрет, но порочность будет жить дальше. Разве не слышали они, как Господь говорил праведникам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40)? Они должны были понимать, что то, чего они не делают людям, они не делают Христу. А те, кто слышит, сопротивляются: понимая, делают вид, что не понимают. Они стоят перед судом, но продолжают грешить. Это можно понимать и в отношении плохих учителей, которые не одевали нагих ни учением истины, ни крещением во Христа; которые не принимали странников в мире ни словом, ни введением в Церковь через веру; которые не исцеляли больных своим словом; которые не выводили сидящих в темнице нечестия через раскаяние. Если не богоугодно не давать все это вещественное для тела, которое не может жить вечно, если даже все это получит, то подумай, насколько неугодно Богу не дать духовного душе, пребывающей в опасности, но способной жить вечно, если все это ей будет дано? Поскольку душа ценнее тела, то насколько великий грех - не дать душе духовной милостыни в сравнении с материальной милостыней для тела. Анонимный комментарий.

 

25:45—46 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную

 

Вечное определение

Вы видите, возлюбленные, нет тому извинения. Они знали, что делать в этом мире. Однако жадность и злая воля мешали им уготовить себе сокровища в будущем вместо геенны. Они не осуждаются за злодеяния, и Господь не говорит им: «Идите от Меня, злодеи, ибо вы повинны в убийстве, любодействе, воровстве». Нет, но говорит: «Потому что Я алкал и жаждал в рабах Моих, а вы не послужили Мне». Если так осуждаются не сделавшие зла, то что сказать о творивших дела дьявола? Не постигнет ли их пророчество блаженного Давида: Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных (Пс 1:5)? И не то чтобы они не воскресли, но ни на суд, [ни в] собрание праведных они не заслуживают войти. Они восстанут, но чтобы из наказания войти в наказание. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. И все это вечно: для грешников вечная мука, ддя праведных вечная жизнь. Епифаний Латинский, Толкование на Евангелия.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!